Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа
Предметом является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав и свобод граждан, выявление, устранение, действуют в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из сторон действующим законодательством.
Цель работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране.
2. Характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.
1 Механизм защиты прав человека и гражданина 5
1.1 Институт Уполномоченного по правам человека 5
1.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 9
2 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской
Федерации 14
2.1 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации 14
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 19
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения
Кроме того, несмотря на закрепление института Уполномоченного по правам человека в большинстве конституций (уставов) субъектов РФ и существование специальных законов об Уполномоченном в субъекте РФ, данный институт не всегда учреждается в соответствующих субъектах РФ. Как показала практика принятия законов субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность представительными органами либо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в РФ нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.
Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.
Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ защищает права лица, обратившегося с жалобой о нарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или) нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации4.
В разных субъектах РФ к лицу, претендующему на занятие должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, предъявляются различные требования. Так, в Московской области на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин, достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской области на должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ, обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества, пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями в области прав человека и правозащитной деятельности.
Компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа. Как правило, они осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом субъекта РФ.
По результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять и направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушения прав человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем; внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека; обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринять иные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ", определяющий унифицированный подход к закреплению правового статуса, компетенции, гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека в конституциях (уставах) субъектов РФ.
Это «будет способствовать совершенствованию деятельности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. А пока, к сожалению, практика свидетельствует о том, что процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ целиком зависит от воли и понимания сути института главами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ…».
Можно
сделать вывод: Компетенция уполномоченных
по правам человека в субъектах РФ
во многом схожа с компетенцией Уполномоченного
по правам человека. В этой связи у уполномоченных
по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях
с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации нет субординационных
отношений.
2.2 Компетенция и полномочия уполномоченного по правам человека в Субъектах РФ.
Деятельность Уполномоченного по правам человека многогранна. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав граждан и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Но эти рекомендации - важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека - своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством. Уполномоченный по правам человека - это российский омбудсмен. В Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой 9 декабря 1998г. Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркнуто, что основная ответственность за соблюдение прав человека лежит на государстве. При этом каждое государство должно обеспечивать эффективные гарантии прав и свобод (ч. 2 ст. 2). Для решения такой задачи государство обязано обеспечивать создание и развитие национальных учреждений по вопросам защиты прав человека и основных свобод на всей территории, находящейся под его юрисдикцией, в том числе института уполномоченных по правам человека (ч. 3 ст. 14).
Объем
компетенции органов
Таким образом, можно сделать вывод; Я уверена, что данная структура жизненно необходима. Конечно, достигнутое – не предел. И у омбудсмена, судя по его инициативности, наверняка есть новые интересные задумки. Хочется надеяться, что они реализуются в недалеком будущем и деятельность Уполномоченного полностью охватит многообразную жизнь области, защищая и отстаивая интересы её жителей.
Вывод по главе: Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Законом об Уполномоченном по правам человека и иными законами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Подводя итог данной работе можно констатировать, что на сегодняшний день институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Прогнозируя тенденции развития института Омбудсмана в России можно предположить, что не исключена децентрализация функций Уполномоченного по правам человека и образование специализированных служб, Уполномоченного по делам Здравоохранения, Уполномоченного по делам тюрем, Уполномоченного по военной службе, Уполномоченного по правам национальных и этнических меньшинств, Уполномоченного по охране частной жизни.
В дальнейшем законодательство, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля над соблюдением ими прав и свобод граждан.
Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.
Развитие института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. По мнению экс-президента Международного института Омбудсмана, д-ра Хорхе Луиса Майорано, если развитие института Омбудсмана будет проходить исключительно внутри государственного аппарата, в соответствие с его логикой развития, то его эффективность не будет слишком высокой. Таким образом, омбудсман должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством.
Для эффективности функционирования института возможно введение нескольких уполномоченных по различным рода вопросам - специализированных уполномоченных или создание коллегии уполномоченных, что позволит им действовать в едином русле и избавит заявителей от принятия сложного решения по определению подчиненности жалобы между специализированными уполномоченными. Поскольку Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена обязанность, самому утверждать структуру своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководить его работой, возможно. Уполномоченным будет введена система его представителей в субъектах Федерации.
Важной функцией Уполномоченного должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения прав граждан, но и право на основе этих данных вносить в парламент предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы полезно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Это значительно усилило бы его позиции в Российской Федерации.
Уполномоченные субъектов Российской Федерации должны назначаться своими представительными органами либо органами исполнительной власти. А Уполномоченный по правам человека РФ, видимо, будет лишь координировать их деятельность, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.
Назначение
на должность Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации
Н.И.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Гражданство | Устойчивая
правовая связь лица с конкретным
государствам. Гражданство проявляется
как взаимоотношение между |
2 | Государство | Признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; |
3 | Гражданин | Человек, который безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанность. |
4 | Подданство | Термин «подданства» применяется для обозначения гражданства в государствах с монархической формой правления. |
5 | Конституционно правовой статус человека | Совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей человека. |
6 7 |
Права человека | Характеристика
правового статуса человека по отношению
к государству возможности и притязания
в экономической, социальной политической
и культурной сферах. Права человека подразделяются
на:
-Абсолютные,
ограничение или временное -Относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. |
8 | Экологические права человека | право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением |
9 | Равноправие субъектов РФ | один из конституционных
принципов федеративного |
10 | Принципы правового статуса личности | признаваемые и охраняемые государством и правом основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение им его обязанностей |
11 | Культурные права человека | комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни и означающих свободу творчества, в том числе свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям |
Информация о работе Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации