Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Предметом является взаимодействие сторон по вопросам защиты прав и свобод граждан, выявление, устранение, действуют в соответствии с компетенцией, установленной для каждой из сторон действующим законодательством.
Цель работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране.
2. Характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.

Содержание

1 Механизм защиты прав человека и гражданина 5
1.1 Институт Уполномоченного по правам человека 5
1.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 9
2 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской
Федерации 14
2.1 Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации 14
2.2 Компетенция Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ 19
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по права человека.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время судебная реформа осуществляется крайне медленно, связи с этим и существуют институт Уполномоченного по правам человека, такой институт показывает высокую эффективность и решает множество проблем, связанные с защитой прав и свобод человека. В этих условиях важно развитие новых демократических институтов контроля над деятельностью должностных лиц, основанных именно на защите прав человека. 

     1.2 Функции Уполномоченного  по правам человека  в РФ 
 

Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

1) восстановление  нарушенных прав человека и  гражданина;

2) совершенствование  законодательства РФ о правах  человека и гражданина и приведение  его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3) развитие  международного сотрудничества  в области прав человека;

4) правовое  просвещение по вопросам прав  и свобод человека, форм и методов  их защиты.

Таким образом, основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в России являются:

- рассмотрение  жалоб и обращений о нарушениях  прав и свобод человека и  гражданина, принятие мер по их  восстановлению;

- анализ  законодательства РФ в области  прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие  международного сотрудничества  в области прав человека;

- правовое  просвещение по вопросам прав  и свобод человека, форм и методов их защиты;

- подготовка  ежегодного доклада о деятельности  и направление его Президенту  РФ, в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный,  Верховный и Высший Арбитражный  Суды РФ, Генеральному прокурору  РФ;

- выступления  с докладами на заседаниях  Государственной Думы в случаях  грубого или массового нарушения  прав и свобод граждан;

- направление  в Государственную Думу специальных  докладов по отдельным вопросам  соблюдения прав и свобод граждан  в РФ;

- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

- обращение  в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;

- принятие  по собственной инициативе соответствующих  мер в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и свобод граждан либо в  случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- анализ  правоприменительной практики в  области прав человека и гражданина  и выработка предложений по  ее совершенствованию;

- информирование  органов государственной власти  и общественности о положении  дел с соблюдением прав и  свобод граждан в РФ;

- направление  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Помимо  прямо предусмотренных ФКЗ основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно  связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный  информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере  соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

Подготовка  ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. 

Основная  масса дел, связанных с восстановлением  нарушенных прав граждан, рассматривается  на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб  граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Например, в сентября 2007 г. к Уполномоченному  по правам человека В.П. Лукину обратилась Анна Николаевна Ф., проживающая в  Смоленской области, ранее работавшая аппаратчиком дозирования в цехе нитроаммофоски ОАО «Дорогобуж». В феврале 2001 г. она получила тяжелую производственную травму, в результате которой ей была ампутирована рука на уровне средней трети правого плеча.

Еще не достигшая пенсионного возраста, Анна Николаевна признана инвалидом с утратой 100% трудоспособности, не может обслуживать себя и нуждается в постоянном уходе. Пережитое сказалось и на состоянии ее здоровья, ей требуется лечение и медикаменты. Ее семья испытывает теперь постоянные материальные трудности.

В.П. Лукин  направил ходатайство Генеральному директору ОАО «Дорогобуж» Антонову И.Н. об оказании помощи пострадавшей.

В полученном на имя Уполномоченного ответе сообщалось, что администрация ОАО «Дорогобуж»  выплатила Анне Николаевне единовременное пособие в размере 7 - летнего минимального размера оплаты труда, приобрела протез, заключила договор со Смоленским гуманитарным университетом на оплату обучения ее дочери Интервью с В.П. Лукиным о проблемах защиты прав личности // Российская газета. - 2006. - 3 ноября..

У граждан  есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по “горячей телефонной линии” и получить необходимые консультации.

Важной  формой работы, позволяющей получить “из первых рук” представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы “выездных приемных” в тех субъектах РФ, откуда поступает наибольшее количество жалоб.

Например, в период с 24 по 30 июля 2007 г. состоялась совместная выездная приемная Уполномоченного по правам человека в РФ, Министра обороны РФ и Главного военного прокурора на 10-й испытательный полигон противоракетной обороны РВСН в г. Приозерск, Республики Казахстан, организованная отделом защиты прав военнослужащих и членов их семей3.

В ходе работы приемной одной из проблем, с  которой обращались военнослужащие, члены их семей и другие граждане, были трудности с получением ими  паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку они не имели возможности  выезжать на территорию России для его оформления, что существенно затрудняло его получение и влекло материальные затраты.

С целью  разрешения этой проблемы Уполномоченный обратился к Директору Федеральной  миграционной службы, откуда получен  ответ, что воинские части, дислоцированные за пределами РФ, закреплены за территориальными органами Федеральной миграционной службы, которые будут осуществлять оперативное оформление и выдачу паспортов граждан России заявителям при их личном обращении. По данному вопросу руководством ФМС даны конкретные указания начальникам органов ФМС по субъектам РФ.

Значительное  место в деятельности Уполномоченного  занимает работа по правовому просвещению  в сфере прав человека, форм и  методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Уполномоченный  оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

     Таким образом,можно сделать вывод основной функцией института омбудсмена можно назвать функцию “моста между обществом и властью”, функцию посредника, восстанавливающего связность социальной системы, разрывы между простым человеком и государственной машиной. Институт омбудсмена становится своеобразным “дружелюбным интерфейсом” государственного механизма.

     Вывод по главе: Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путем информации о грубых и массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный. 

2 Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации 
 

     2.1 Уполномоченный по  правам человека  в субъектах РФ 
 

     Возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ следует из п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а также из п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти, издание федеральных законов и принятие в соответввии с ними нормативных правовых законов и принятия в соответствии  с ними нормативных правовых актов субъектов Федерации (ч.2 ст. 76 Конституции РФ). Впервые должность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года до избрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональными законами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области, так как это соответствовало их конституционным полномочиям. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации – настоятельная необходимость современного развития государственных институтов субъектов РФ, как института, осуществляющего контроль за государством в лице органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц. В настоящее время региональные Уполномоченные по правам человека работают в 60 субъектах РФ. В том числе:

     в Москве и Санкт-Петербурге;

     ·  в республиках: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Чечня;

     в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях;

     ·  в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской;

     Калужской, Кемеровской, Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Ульяновской, Челябинской областях;

     в Ненецком автономном округе.

     В зависимости от срока, цели, места  и пределов конституционного (уставного) регулирования, а также последующего развития норм конституций (уставов) субъектов  РФ об Уполномоченном по правам человека в текущих законах предлагается следующая классификация.

     Первую  группу составляют регионы, в конституциях (уставах) которых Уполномоченному  по правам человека посвящена отдельная  статья, как правило, имеющая специальное  название "Уполномоченный по правам человека…", либо совокупность статей без конкретного названия (Республика Тыва, Приморский край, Кемеровская, Смоленская, Самарская, Саратовская, Липецкая, Тульская, Орловская, Тамбовская, Курганская, Тверская области, г. Санкт-Петербург).

     Ко  второй группе относятся субъекты РФ, в основных законах которых норма  об учреждении должности Уполномоченного  по правам человека закреплена в главе  или статье, посвященной правам и  свободам человека и гражданина (Амурская, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Калужская, Пермская, Свердловская, Тамбовская области, Ставропольский край).

     К третьей группе относятся регионы, в конституциях (уставах) которых  Уполномоченный по правам человека упоминается  исключительно в контексте закрепления полномочий представительного органа субъекта (Республика Татарстан, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Саха-Якутия, Алтайский, Хабаровский края, Калининградская, Тюменская, Ульяновская области). В данной группе субъектов РФ использовалась федеральная модель учреждения института внесудебной защиты прав человека. К четвертой группе относятся субъекты РФ, в основных законах которых об институте Уполномоченного по правам человека упоминается каким-либо иным образом, например, путем перечисления субъектов, имеющих право законодательной инициативы (Республика Карелия и Республика Марий Эл, Московская и Самарская области).

Информация о работе Уполномоченный по прфавам человека в Российской Федерации