Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
Конституция Республики Беларусь закрепляет в числе основных прав граждан право собственности - право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод [1, с. 51]. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Республики Беларусь закрепляет в числе основных прав граждан право собственности - право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод [1, с. 51]. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
Как показывают материалы судебной практики, преступления против собственности составляют большинство от регистрируемых в Республике Беларусь преступлений. В условиях огромного размаха корыстной преступности уголовно-правовая защита собственности приобретает особое значение. Мелкие преступления против собственности являются наиболее распространёнными, они совершаются чаще всего и ущемляют интересы значительного числа лиц. Вместе с тем наиболее опасные преступления, посягающие не только на собственность, но и на личность, неприкосновенность, здоровье людей, общественную безопасность, представляют наибольшую общественную опасность, хотя совершаются реже.
Наиболее распространёнными преступлениями против собственности являются хищения, угон, а самым распространённым видом хищения - кража.
Достаточно отметить, что ещё недавно, в советском уголовном законодательстве, ориентированном на охрану государственной и общественной собственности, устанавливалась различная ответственность за хищения и другие имущественные преступления в зависимости от формы собственности.
Конституция Республики Беларусь устанавливает равноправие и равную защиту частной и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает равную уголовно-правовую защиту различных форм собственности и равную уголовную ответственность за посягательство на все формы собственности.
Всем этим определяется актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охраны собственности и система мер по ее защите.
Предметом исследования является такой вид преступлений против собственности как угон транспортного средства или маломерного судна.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть систему и содержание преступлений направленных на угон транспортных средств или маломерных судов по уголовному законодательству Республики Беларусь.
Достижение указанной цели предопределило решение следующих задач:
маломерных судов;
Методами исследования в курсовой работе являются формально-юридический метод и сравнительно-правовой.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УГОНА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Законодательное определение понятия «угон», появилось в Уголовном Кодексе Республики Беларусь (далее УК Республики Беларусь) в 1999 году. Определение этого понятия имелось в п. 17 утратившего силу с 1 января 2001 г. постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 1998 г. «О судебной практике по делам о транспортных преступлениях (ст. 206, 2062, 2063, 2072, 208 УК)».
Угон определялся как «незаконное без цели хищения завладение чужим транспортным средством и совершение поездки на нем». Апробированное практикой такое определение в целом сохранилось и в новом уголовном законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 УК Республики Беларусь, угон – это «неправомерное завладение механическим транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения».
Отказавшись от выделения в качестве непосредственного объекта этого преступления безопасности движения и эксплуатации транспорта, законодатель отдал приоритет защите прав собственника имущества в виде механического транспортного средства. Такой же защите стало подвергаться и имущество в виде маломерного водного судна, что устранило пробел, имевшийся в уголовном законе. Однако такой перенос уголовно-правовой нормы об угоне из одной главы Особенной части в другую представляется механическим. Особенность непосредственного объекта угона, в качестве которого в настоящее время выступает собственность, заставляет другими глазами посмотреть на признаки, характеризующие это преступление.
Так, в частности, выглядит явно излишним среди других признаков состава угона такой конструктивный признак этого состава преступления как «поездка на нем». Когда непосредственным объектом этого преступления являлась безопасность движения и эксплуатации транспорта, наличие этого признака было вполне обоснованным. Для собственника имущества в виде механического транспортного средства или маломерного водного судна не важно, поедет ли (поплывет ли) на нем виновный или каким-либо иным образом использует его без цели хищения. Общественную опасность, присущую преступлению, представляет уже сам факт неправомерного завладения таким транспортным средством [12, с. 345]. Поэтому, на наш взгляд, имеются основания для корректировки диспозиции ч. 1 ст. 214 УК Республики Беларусь.
В качестве «материала» для заимствования можно было бы использовать определение понятия «угон» как неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения, имеющегося в ст. 166 УК Российской Федерации, либо формулу, применяемую польским законодателем в ст. 289 УК Польши: совершает преступление тот, «кто забирает с целью кратковременного использования чужое механическое средство передвижения». Не исключается применение белорусским законодателем и более радикального варианта, который имеется в ст. 289 УК Украины.
В этой статье украинского Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за незаконное завладение транспортным средством с какой-либо целью. Термин «угон» вообще не упоминается в этой статье. В примечании к ст. 289 УК приводится законодательное определение незаконного завладения транспортным средством. Под ним «следует понимать совершенное умышленно, с любой целью противоправное изъятие каким бы то ни было способом транспортного средства у собственника либо пользователя вопреки их воле». Такое законодательное решение объединяет в одном составе и хищение транспортного средства (с корыстной целью), и его угон (с любой другой некорыстной целью), упрощая задачу право применителя при квалификации содеянного. Получается, что для нужд квалификации этого преступления не имеет значения выяснение цели, с которой лицо совершает незаконное завладение транспортным средством. Пойдя на такой радикальный шаг, законодатель Украины по существу изменил характеристику непосредственного объекта рассматриваемого преступления. Оставив указанную статью в разделе о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, он сохранил в качестве непосредственного объекта безопасность движения и эксплуатации транспорта. Вместе с тем в качестве дополнительного объекта этого преступления определены отношения собственности. Исключение признака поездки на угнанном транспортном средстве из признаков состава угона приведет к переносу стадии окончания этого преступления на момент, как указывается в литературе, «когда транспортное средство уведено с места стоянки» [15, с. 134]. С другой стороны, такое решение лишит норму ст. 214 УК Республики Беларусь недостатка, выражающегося в невозможности применить ее к случаям завладения механическим транспортным средством или маломерным водным судном без цели поездки на нем.
Так, в настоящее
время лицо, погрузившее на трейлер
чужое автодорожное
На наш взгляд, решение о столь существенном усилении наказуемости угона, принятое в 1997 г. и воспроизведенное в таком же виде в 1999 г., ошибочно. Оно противоречит смыслу конституционных норм и общих принципов права, определяющих общие начала ответственности и требующих, чтобы санкции за преступление, ограничивающие права человека, отвечали требованиям справедливости, были соразмерны конституционным целям и охраняемым законным интересам, равно как и величине общественной опасности деяния. Введя безальтернативную санкцию посредством установления в качестве единственного вида наказания за угон – лишение свободы, а нижнюю границу этого вида наказания – в пять лет, законодатель признал угон более тяжким преступлением чем, например, кража, включая совершенную повторно либо группой лиц, неквалифицированные грабеж и вымогательство. Лицу, задержанному за угон автомобиля, стоимость которого не превышает крупного размера, выгоднее признаться в его краже, поскольку по ч. 1 ст. 205 УК Республики Беларусь максимальный срок лишения свободы не превышает трех лет, а по ч. 2 этой статьи – пяти лет [9, с. 226].
Законодательное решение об установлении за угон указанных санкций противоречит ч. 6 ст. 3 УК Республики Беларусь, в соответствии с которой «наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, т. е. устанавливаться и назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного». Несправедливые санкции, установленные законодателем за угон, вынуждают суд корректировать их посредством широкого использования такой меры как применения к лицам, осужденным за угон, наказания ниже низшего предела и более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление ст. 70 УК Республики Беларусь.
2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА УГОНА
Понятие
угона транспортного средства или
маломерного водного судна
Объектом преступления являются отношения собственности, урегулированные гражданским законодательством отношения по владению, пользования и распоряжением имуществом.
Дополнительным объектом может быть здоровье и безопасность движения.
Здоровье – это естественное психическое и физиологическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему нормальную жизнедеятельность и характеризуется отсутствием болезненных изменений [6, с. 126].
Безопасность дорожного движения – это состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия (пункта 2.12 Правил дорожного движения).
Транспортное средство – устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина - гусеничный трактор, сельскохозяйственная, дорожная, строительная, иная машина, которые без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных организацией (заводом)-изготовителем, не предназначены для участия в дорожном движении ( согласно подпунктам 2.60 и 2.69 Правил дорожного Движения).
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна с недавних пор стали такие механические транспортные средства, которые ранее не рассматривались в качестве предмета данного преступления, например: мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками (п.2.27 Правил дорожного движения).
Исходя из анализа законодательства, не являются предметом рассматриваемого преступления: велосипеды, веломобили, поскольку они приводятся в движение не двигателем.
Под маломерным водным судном, понимается судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн (ст.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь).
Маломерными водными судами признаются:
Объективная сторона включает себя два обязательных действия, способ изъятия и способ завладение как правило это не влияет на квалификацию, за исключением случаев, когда это преступление совершается с применением насилия или с угрозой его применения.
Маломерное водное судно может быть расположено на водном пространстве, у причала либо на берегу.
Водитель, за которым транспортное средство закреплено в связи с трудовыми отношениями, не может нести ответственность по ст.214 УК Республики Беларусь, в случае самовольного использования им этого транспортного средства [8, с. 239].
Если же транспортным средством или судном завладеет лицо, ранее работавшее на нем, а затем отстраненное от управления, то совершенное им деяние следует квалифицировать по ст. 214 УК Республики Беларусь .