Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа
Уголовный закон исторически изменчивая категория, поскольку
непрерывное развитие общественного производства, совершенствование
производственных и иных общественных отношений, изменение социально-
экономических, политических и идеологических условий жизни общества
естественно требуют соответствующего изменения и дополнения уголовного
законодательства.
Введение………………………………………….2
Понятие, значение, система Уголовного закона,
Структура его норм…………………….……..…3
Действие уголовного закона во времени……….9
Обратная сила закона………………………...…11
Действие уголовного закона в пространстве….13
Толкование уголовного закона…………………22
Заключение………………………………………24
Библиография……………………………………26
государства. Иммунитет территории означает, что без разрешения
руководителей дипломатических
посольств, для выполнения следственных действий - осмотра, обыска,
задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике
известно много случаев
преследуемым правоохранительными органами государства, в котором
аккредитовано представительство.
Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать
преступление. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать
законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение
уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего
правительства, в стране пребывания. Как правило, люди, пользующиеся
правовым иммунитетом, в случае нарушений законов РФ, например совершения
шпионажа, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.
Круг лиц, пользующихся иммунитетом от действия российского уголовного
закона (ч.4 ст.11УК) в случаи совершения ими преступления на территории
Российской Федерации, определяется на основе взаимности Конвенцией о
привилегиях и иммунитетах ООН 1946г., Венской конвенцией о дипломатических
сношениях от 18 апреля 1961г., Венской конвенцией о консульских сношениях
от 24 апреля 1963г.. Венской конвенцией о представительстве государств в
их отношениях с международными организациями универсального характера от14
марта 1975г.[7]
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без
гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной
ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано
преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и
если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении
указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции,
предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого
было совершено преступление.
Военнослужащие воинской части Российской Федерации, дислоцирующейся за
пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного
государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не
предусмотрено международным договором РФ.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, не
Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской
Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если
преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях,
предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не
были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной
ответственности на территории Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации
подчиняются российским
ни находились, в том числе и за границей. Поэтому они несут уголовную
ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве, по
УК РФ. Статья 50 Конституции РФ устанавливает, что "никто не может быть
повторно осужден за одно и то же преступление". Поэтому УК РФ допускает
возможность привлечения к уголовной ответственности и осуждение за
преступления, совершенные за границей, граждан Российской Федерации и лиц
без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, только в
случаях, если они не были осуждены в иностранном государстве и если
совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории
которого оно было совершено. Если лицо совершило деяние, которое в стране
пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской
Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным.
Следует иметь в виду, что большая часть преступлений (посягательство на
личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и
другие) преследуются уголовным законодательством всех государств.
В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном
государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране,
представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с
совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.
Если же российский
гражданин совершил за
был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной
ответственности и осужден. Однако в случае осуждения указанного человека в
России назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела
санкции, предусмотренной за данное преступление законом иностранного
государства, на территории которого было совершено преступление.
Особый порядок ответственности предусматривается в отношении
военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся в иностранном государстве.
Уголовный кодекс Российской Федерации в ч. 2 ст. 12 устанавливает, что
по общему правилу военнослужащие РФ, проходящие службу за границей, несут
уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации. Как правило, международными
договорами предусматривается следующий порядок:
1. За преступления должностные и против порядка несения военной службы
военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по
законодательству своей страны;
2. За преступления, совершенные вне территории воинской части и носящие
уголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, торговля
наркотиками и т.д.), военнослужащие несут ответственность по
законодательству страны пребывания.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ впервые в законодательстве России закреплен
реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается
в возможности привлечения любого лица, в том числе иностранца и лица без
гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление, совершенное за
границей, если оно направлено против интересов России, а также в случаях,
предусмотренных международным договором Российской Федерации. Под
интересами Российской Федерации применительно к проблеме определения
пределов действия реального принципа принято рассматривать не только
государственные интересы в узком смысле данного понятия, но и интересы
российских граждан.[8]
Так, на основании Соглашения между Правительством РФ и Республикой
Казахстан от 4 октября 1997г., о взаимодействии правоохранительных органов
в обеспечении правопорядка на территории комплекса ”Байконур”, подписанного
после заключения Договора аренды комплекса “Байконур” от 10 декабря1994г.,
к юрисдикции Российской Федерации относятся все дела и материалы о
правонарушениях, совершенных на территории комплекса “Байконур”, в том
числе и гражданами Республики Казахстан.[9]
Выдача преступников – это акт правовой помощи, осуществляемый в
соответствии с положениями специальных договоров и норм национального
уголовно - процессуального и уголовного законодательства, заключается в
передаче преступника другому государству для суда над ним или для
приведения в исполнение вынесенного приговора.
Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств,
наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан. В
соответствии с современными условиями правового сотрудничества и
взаимодействия государств для борьбы с преступностью, если иностранцы,
совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную
ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к
ответственности по УК РФ.
Граждане Российской Федерации,
иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление
вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской
Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к
уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с
международным договором Российской Федерации.
В практике международных
отношений, связанных с
серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на
территории которого они совершили преступление, в случае, когда они
находятся на территории другого государства.
Принципиальные положения о
выдаче преступников
ст. 61 конституции, которая гласит: "Гражданин Российской Федерации не
может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому
государству". Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ.
В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой
убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом
государстве по политическим и религиозным мотивам. Люди, совершившие не
политические, а уголовные преступления, не могут пользоваться правом
убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной
практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче
человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из
политической оценки и правовых установлений государства, на территории
которого этот человек находится.
Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом
Президента Российской Федерации. УК РФ в ст. 13 устанавливает возможность
выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и
лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в
соответствии с международным договором Российской Федерации.
Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ. При
отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может
решаться дипломатическим путем. Так Израиль выдал преступников СССР,
которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую
сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались
полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским
Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических
отношений.
В соответствии со сложившейся
международной практикой
преступника государство предъявляет в случаях, когда:
1.преступление совершено на его территории;
2. преступник является
3. преступление было направлено против этого государства и причинило ему
вред.
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории
нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на
основе международных
каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он
должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так,
немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами
Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и
других стран.
Толкование уголовного закона
Правильное применение
уголовного закона
смысла и содержания, что означает необходимость толкования закона. Поэтому
под толкованием уголовного закона понимается выяснение его смысла и
направленности, точное определение его содержания и соотношения с другими
уголовно-правовыми нормами
Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от
субъекта толкования, а также от приемов и объема толкования. В зависимости
от субъекта, разъясняющего закон, различают легальное, судебное и научное
(или доктриальное) толкование.
Легальным называется толкование, производимое органом государственной
власти, уполномоченным на то законом. Оно совпадает, по существу, с
аутентичным (подлинным) толкованием, которое является одной из форм
легального толкования, означающего толкование, даваемое органом, принявшим
этот закон. В соответствии с п.1 ст.105 Конституции органом, наделенным
правом принятия закона, в том числе и уголовного закона, является
Информация о работе Уголовный закон: понятие, признаки, значение