Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:10, реферат
После образования Союза Советских Социалистических Республик и принятия Конституции СССР началось создание общесоюзного уголовного законодательства. Были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, и республиканские Уголовные кодексы начали приводиться в соответствие с ними. В 1925-1926 годах в Уголовный кодекс РСФСР 1922 года были внесены настолько значительные изменения, что в ноябрьской редакции 1926 года фактически был утверждён новый кодекс.
Введение
Глава 1. Анализ Общей части Уголовного кодекса 1926 г.
§ 1. Общие положения Общей части Уголовного кодекса 1926
§ 2. Система наказаний в Уголовном кодексе 1926 г.
Глава 2. Общая характеристика Особенной части Уголовного кодекса 1926 года
Глава 3. Применение УК РФ 1926 г. и дальнейшее развитие уголовного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Тема: Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
Выполнил:
Студент группы Ю-101/Кр
Афанасьев Д.А.
Проверил:
_________________________
_________________________
Краснотурьинск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Анализ Общей части Уголовного кодекса 1926 г.
§ 1. Общие положения Общей части Уголовного кодекса 1926
§ 2. Система наказаний в Уголовном кодексе 1926 г.
Глава 2. Общая характеристика Особенной части Уголовного кодекса 1926 года
Глава 3. Применение УК РФ 1926 г. и дальнейшее развитие уголовного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
После образования Союза Советских Социалистических Республик и принятия Конституции СССР началось создание общесоюзного уголовного законодательства. Были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, и республиканские Уголовные кодексы начали приводиться в соответствие с ними. В 1925-1926 годах в Уголовный кодекс РСФСР 1922 года были внесены настолько значительные изменения, что в ноябрьской редакции 1926 года фактически был утверждён новый кодекс.
Глава 1. Анализ Общей части Уголовного кодекса 1926 г.
§ 1. Общие положения Общей части Уголовного кодекса 1926 г.
Новый Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. признал себя преемником Уголовного кодекса 1922 г., поэтому назывался Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г.
Он состоял из пяти разделов:
1 - о задачах уголовного
2 - пределы действия Уголовного кодекса;
3 - общие начала уголовной
4 - о мерах социальной защиты,
применяемых по Уголовному
5 - о порядке применения мер
социальной защиты судебно-
Советский Уголовный кодекс, принятый в 1926 г. и введенный с 1 января 1927 г., состоит из двух частей – общая часть, где трактуются разные принципиальные положения, и особенная часть, состоящая из перечня преступлений с указанием «мер социальной защиты» (наказания) за каждое из них.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. сохранил норму о лицах, представляющих общественную опасность по прошлой деятельности и связи с преступной средой. В такой норме тем более не существовало необходимости, что для общественно опасных лиц теперь не предусматривалось каких-либо специальных мер социальной защиты.
Ссылка и высылка в ст. 35 Уголовного кодекса оценивались как основные или дополнительные наказания совершивших преступления лиц, тем самым была создана легальная основа для грядущих репрессий 30-х гг. в отношении лиц, преступлений не совершавших, но общественно опасных по различным произвольным оценкам.
Изменения в системе наказаний в Основных началах сводились к следующему – условное осуждение обоснованно было выведено из числа видов наказаний, ибо таковым не является; объявление врагом трудящихся сопрягалось с изгнанием из пределов СССР; предостережение выносилось судом при оправдательном приговоре.
Шагом назад следует признать конструкцию неоконченного преступления. Основные начала по неясной причине отказались от четких понятий и терминов УК 1922 г. приготовление к преступлению и покушение на преступление. В ст. 11 говорилось о начатом преступлении, причем не завершенном не по зависящим от воли лица обстоятельствам, а по каким-либо причинам. Такими причинами мог быть и добровольный отказ. Тогда ни приготовления, ни покушения нет. При такой формулировке объяснимо отсутствие нормы о добровольном отказе, охватываемом начатым преступлением.
Важное добавление последовало в Основных началах в нормах о необходимой обороне и крайней необходимости. Они объявлялись правомерными не только при охране интересов своих и других лиц, но и при защите Советской власти и революционного правопорядка.
Основные начала включили развернутый перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
К большому сожалению, Основные начала не только сохранили норму о ссылке и высылке лиц, не совершивших преступления, но признанных судом общественно опасными по своей прошлой деятельности или связи с преступной средой, но и усугубили ее ошибочность, распространив на оправданных лиц и увеличив срок высылки с трех до пяти лет. Эта норма уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик входила в явное противоречие с преамбулой Основных начал, которая основанием уголовной ответственности признавала исключительно совершение преступления.
§ 2. Система наказаний в Уголовном кодексе 1926 г.
Система наказаний в этом Уголовном кодексе в основном сходна с Уголовным кодексом 1922 г. Обоснованно из нее исключили условное осуждение, ибо оно - не вид наказания. Напротив, неудачно включили в систему наказаний предостережение, которое, как и общественное порицание, не обладает карательной силой уголовного наказания. Не стало наказания в виде возложения обязанности загладить вред. Оно вновь появится в УК РСФСР 1960 г.
Неудачным новшеством Основных начал явилась замена термина «наказание» термином «меры социальной защиты», которые подразделялись на три вида:
1. меры судебно-исправительного характера.
2. меры медицинского характера.
3. меры медико-педагогического характера.
Первые применялись за преступления, вторые - к невменяемым лицам, третьи - к несовершеннолетним в случаях замены наказания этими мерами.
Объяснение данному новшеству, даваемое Конституционной комиссией, сводилось, якобы, к необходимости отмежевания от буржуазного уголовного права с его пониманием наказания как кары и возмездия.
Обоснованна гипотеза, что проектанты Уголовного кодекса смешали административную ответственность с уголовной, объединив их термином «меры социальной защиты». Действительно, декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. за подписью Ф.Э.Дзержинского устанавливал административную высылку до трех лет за причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам. Вопрос о такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста, утвержденной ВЦИК.
Административная высылка неосновательно оказалась в Уголовном кодексе. Вместо исчерпывающего перечня преступлений, к виновным в которых она применялась, были установлены расплывчатые критерии – «связи с преступной средой» и «прошлая деятельность».
Издаваемые уголовно-правовые нормы в санкциях содержали не формулировку «влечет применение мер социальной защиты», а «наказывается» или «карается».
«Меры социальной защиты» сведены в 20-й и 21-й статьях УК РСФСР и предусматривают следующее:
1. Расстрел.
2. Объявление врагом
трудящихся с лишением
3. Лишение свободы
в исправительно-трудовых
4. Лишение свободы
в общих местах заключения. Это
краткосрочное пребывание в
5. Исправительно-трудовые
работы без лишения свободы
(осужденный должен являться
6. Изгнание из пределов
СССР. Это, когда-то наиболее
7. Ссылка с исправительно-
8. Высылка, т.е. удаление из пределов данного района.
9. Поражение в правах. Обычно эта мера сопровождает основную, т.е. лишение свободы и лишь в связи с этим - поражение в правах.
10. Конфискация имущества. Тоже дополнительная мера.
11. Запрещение занимать
определенные должности (
12. Увольнение от должности.
13. Возложение судом
обязанности загладить
Для военных предусматриваются еще и дополнительные наказания:
1. Казнь через повешение.
2. Содержание в дисциплинарном
батальоне или отбывание
Глава 2. Общая характеристика Особенной части Уголовного кодекса 1926 года
Особенная часть Уголовного кодекса РСФСР распадается на несколько глав:
1. Контрреволюционные преступления.
2. Преступления против порядка управления.
3. Должностные преступления.
4. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.
5. Имущественные преступления.
6. Действия против отделения церкви от государства.
7. Воинские преступления.
8. Преступления хозяйственные.
Начинается Особенная часть Уголовного кодекса статьей 58-1, где дается общее понятие о контрреволюционных преступлениях: это деяния, направленные к подрыву или ослаблению власти трудящихся или внешней безопасности СССР. Затем следует статья 58 со значками 2, 3, 4, 5 и т.д., где указаны уже конкретные случаи преступлений, имеющие указанную цель.
58-я
статья карает за службу в
Белых армиях, службу на ответственных
и секретных должностях при
старом режиме, шпионаж, бандитизм,
саботаж, вредительство,
Есть определение Верховного суда о том, что 58-я статья распространительному толкованию не подлежит. Между тем, по этой статье отправляли в Сибирь за рассказ антисоветского анекдота, за слушание радиопередач из-за границы, за выражение неудовольствия в очередях, за ссору с председателем.
В эпоху НЭПа статьи 58-7 (вредительство), 58-14 (контрреволюционный саботаж), 58-10 (агитация) были заморожены и не применялись. Но затем, отогретые восходящим солнцем социализма, эти страшные удавы поднялись во весь рост. Притаилась также до поры до времени и статья 61 Уголовного кодекса из отдела преступлений «против порядка управления». Она преследует за неплатеж налогов и невыполнение государственных обязательств. Ст. 61 распадается на три части, по третьей части определено наказание в два года лишения свободы и ссылка после этого сроком на 5 лет. Эта часть применяется, когда преступление признается «злостным».
Статья 107 преследует спекуляцию. В законе она определена так: «Скупка и перепродажа частным лицам в целях наживы (спекуляция) продуктов сельского хозяйства и предметов массового потребления» карается лишением свободы на срок не ниже пяти лет с полной или частичной конфискацией имущества. Верховный суд разъяснил в одном из своих определений, что статья 107 должна применяться лишь в тех случаях, когда установлено, что обвиняемый занимался этим как промыслом, что эти деяния были источником его существования, что единичные случаи перепродажи трудящимся не содержат состава преступления. Казалось бы - логичные и стройные рассуждения. Однако из судебной практики видно, что статья 107 применяется судами вовсе не в случаях спекуляции, а по совершенно другим поводам. Эта статья есть детище зрелого социализма.
Из года в год вводятся все более и более суровые меры «социальной защиты», а обычные преступления переводятся соответствующими декретами в квалификационные деяния, караемые смертью. Вводятся специальные суды с жестокими расправами вроде транспортных судов, военных трибуналов (коим подсудны не только дела военнослужащих, но и гражданских лиц), спецколлегий и особых сессий разных наименований. Расширяют, вплоть до расстрелов, права народных судей. Параллельно с этим сужаются процессуальные права и судебные гарантии лиц, имеющих несчастье попасть под эту колесницу: в специальных судах отменяется право обвиняемого ознакомиться с материалами предварительного следствия; судам разрешается не вызывать свидетелей, даже допрошенных на предварительном следствии, не говоря уже о вызове новых свидетелей по просьбе обвиняемого; отменяется закон о вручении обвиняемому копии обвинительного заключения за три дня до слушания дела; вместо этого может быть вручена за день выписка из обвинительного заключения, любого объема, по усмотрению суда. Широко практикуется обычай слушания дела «при закрытых дверях», не потому, что дело связано с чем-нибудь безнравственным или с государственными тайнами, но для того, чтобы не стеснять судей общественным контролем присутствующих в зале. Вводится порядок слушания дела «без сторон», т.е. без прокурора и без защитника. Правильнее, конечно же, считать, что без одного лишь защитника, поскольку прокурор принимает активное участие в деле во время предварительного следствия и ведет не только надзорное производство за ним, но и в любой момент может по закону затребовать еще не оконченное дело и дать соответствующие указания. Кроме того, прокурор утверждает обвинительное заключение. Наконец, вводится закон по политическим преступлениям, лишающий обвиняемого права подать кассацию или даже ходатайствовать о помиловании.