Уголовно-процессуальное право и его источники. Уголовно-процессуальный закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Уголовно процессуальное законодательство призвано обеспечивать защиту каждого гражданина, общества и государства от противоправных посягательств посредством создания условий раскрытия преступлений, привлечения виновного к ответственности, возмещения ущерба, причиненного преступлением, при строгом соблюдении прав и законных интересов, чести и достоинства всех участников уголовного процесса.

Содержание

1. Источники уголовно-процессуального права
2. Уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура, санкции.
3. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

у-п право 2.docx

— 84.27 Кб (Скачать)

Факультет: Юридический

Специальность: Юриспруденция

            КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине

Уголовно-процессуальное право


                                                                                    (название дисциплины)

Тема:

Уголовно-процессуальное право  и его источники.

 

                   Уголовно-процессуальный закон.

 

(тема работы)


 

                                              

Выполнил студент

4 курса заочного отделения ( 6 лет)

Борисов Никита

 

(курс, группа, фамилия, имя,  отчество)


 

Преподаватель

 
 

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)


                                 

        

 

К защите ___________________________

 

 

Работа защищена с оценкой______________


 

г. Н. Новгород, 2012 г.

Содержание

1. Источники уголовно-процессуального права

2. Уголовно-процессуальные  нормы, их виды, структура, санкции.

3. Пределы действия уголовно-процессуального  закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальный закон - это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый представительным законодательным  органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере  уголовного судопроизводства.

Уголовно процессуальное законодательство призвано обеспечивать защиту каждого гражданина, общества и государства от противоправных посягательств посредством создания условий раскрытия преступлений, привлечения виновного к ответственности, возмещения ущерба, причиненного преступлением, при строгом соблюдении прав и  законных интересов, чести и достоинства  всех участников уголовного процесса.

Предписания уголовно-процессуального  закона в равной степени обязательны  как для органов расследования, прокуратуры, суда, так и для иных субъектов судопроизводства.

Особенностью процессуального  законодательства является то, что  оно действует лишь в связи  с применением уголовного закона, при решении вопроса о возбуждении  уголовного дела, расследовании преступления и судебном разбирательстве.

Значимость уголовно-процессуальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Они устанавливают наиболее  рациональный порядок деятельности  органов расследования, прокуратуры  и суда в борьбе с преступностью.  Каждое правило уголовного судопроизводства  продиктовано проверенной на  практике целесообразностью, которая  обеспечивает наиболее эффективные  пути и методы отыскания, закрепления  доказательств и их оценки.

2. Регламентируя деятельность  органов, осуществляющих судопроизводство, они определяют их компетенцию  (права и обязанности) и тем самым способствуют не только раскрытию преступления и изобличению виновного, но также и правильному применению уголовных законов.

3. Уголовно-процессуальные  нормы определяют характер и  границы взаимоотношений правоприменительных  органов (должностных лиц) с  иными участниками судопроизводства, предоставляют им необходимые  права и возлагают определенные  обязанности.

Таким образом, лишь при точном и неуклонном исполнении законов, в  том числе уголовно-процессуального, возможно всемерное укрепление законности и общественного порядка, что  является непременным условием успешного  развития общества в стране.

Внешней формой выражения  уголовно-процессуального права  являются нормативные акты, закрепляющие государственные волеизъявления в  сфере уголовного судопроизводства.

 Вопрос об источниках  уголовно-процессуального права  имеет свою специфику, отличающую  его от других отраслей права  (например, административного, трудового,  финансового и др.). В большинстве  отраслей права в силу указаний  самого закона источниками права  являются не только законы, но  и нормативные акты ведомств, администрации учреждений, а также  исполнительных и распорядительных  органов. В уголовно-процессуальном  праве основным источником является  федеральный закон, т. е. принимаемый  высшим законодательным органом  РФ нормативно-правовой акт. Он  содержит положения, регулирующие  порядок судопроизводства по  уголовным делам и возникающие  при этом отношения. Это обусловлено  тем, что в данной сфере деятельности  государства могут быть ограничены  либо затронуты действиями или  решениями соответствующих должностных  лиц конституционные права и  свободы граждан.

Поэтому основания и пределы  возможного ограничения или лишения  этих прав регламентируются только законом, а не ведомственным или иным актом  органов управления.

 Совокупность (систему)  правовых актов, являющихся источниками  уголовно-процессуального права,  составляют следующие федеральные  законы:

1. Конституция Российской  Федерации.

Основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юридической базой  для любого отечественного законодательства. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить.

Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены  в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление  права и свободы человека и  гражданина, а также компетенция  судебной власти. Эти предписания  содержат базисные институты, лежащие  в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом  и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

Конституцией утвержден  правовой институт судебной власти в  действующем законодательстве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип  недопустимости повторного осуждения  за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и закреплены нормы, согласно которым:

а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50);

б) никто не обязан свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников (ст. 51).

Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального  доказывания и реального осуществления  всего комплекса законных прав на защиту от предъявленного обвинения. «Заключительные  и переходные положения» Конституции  РФ содержат некоторые правила введения в действие конституционных норм, в том числе и уголовно-процессуальных, порядка рассмотрения дел судом  с участием народных заседателей, ареста, содержания под стражей и задержания лиц по подозрению в совершении преступления.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс.

При всей своей значимости Конституция РФ не может, да и не должна, полно и всесторонне регламентировать все производство по уголовным делам. Эту задачу решает федеральный закон  – Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и  компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с  преступностью.

Структура действующего УПК  построена в прямой зависимости  от содержания и этапов производства по уголовным делам. Он состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей.

3. Иные федеральные законы.

УПК является хотя и основным, но не единственным законом, регулирующим уголовное судопроизводство. Источниками  уголовно-процессуального права  служат и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы  государственной деятельности.

К ним, в частности, относятся  законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру  и полномочия милиции, налоговой  полиции, федеральной службы безопасности, прокуратуры, а также принципы организации, права и обязанности адвокатов.( См законы «О судебной реформе РФ»  от 31 декабря 1996 г, «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г , «О статусе судей РФ»  от 26 июня 1992 г , «О милиции» от 18 апреля 1991 г , «Об органах Федеральной  службы безопасности в РФ» от 3 апреля 1995 г , «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г , с изменениями и дополнениями от 18 октября 1995 г, «Положение об адвокатуре в РСФСР» от 20 ноября 1980 г, «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г).

4. Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации.

Согласно Конституции (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению  с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие  непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948);Международном пакте о гражданских  и политических правах (1966); Европейской  конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих видов обращения  и наказания (1984).

Практическое значение для  регулирования уголовного судопроизводства имеют также договоры о правовой помощи, в которых решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и  осуществлении правосудия по уголовным  делам. Такие договоры заключены Россией со всеми восточноевропейскими странами, с государствами - членами СНГ и некоторыми иными странами.

5. Постановления Конституционного  Суда Российской Федерации.

Все более заметную роль в формировании уголовно-процессуального  права приобретают постановления  Конституционного Суда России, к компетенции  которого относится разрешение дел  о соответствии федеральных законов  Конституции РФ, в том числе  и норм УПК.

Осуществляя конституционный  контроль, Конституционный Суд вправе признать какой-то закон (в том числе  регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что  закон в целом или его часть  не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений.

6. Указы Президента Российской  Федерации.

Источником уголовно-процессуального  права могут быть Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции России он является гарантом Основного закона страны, т.е. высшим должностным лицом, которое обязано реально обеспечивать осуществление всех конституционных  норм, в том числе о равной защите всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов  общества и государства.

Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы в области уголовного судопроизводства, носят исключительный характер. Они необходимы в качестве механизма, обеспечивающего оперативную  корректировку федерального законодательства в условиях разгула преступности и чрезвычайной медлительности и  не упорядоченности законотворческого  процесса в стране.

Характеризуя структуру  источников уголовно-процессуального  права, следует сказать и о  нормативных документах, которые  не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.

Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние  оказывают разъяснения Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  по вопросам судебной практики. Они, как  правило, основываются на результатах  изучения массы уголовных дел, рассмотренных  судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения  Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них  формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при  производстве по уголовным делам. Руководящие  разъяснения высшего судебного  органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих  закон.

Аналогичное юридическое  значение имеют также адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные  акты: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел и руководителей других министерств  и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная  их особенность состоит в том, что они не должны противоречить  закону или корректировать его и  издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных  им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного  министерства или ведомства.

Информация о работе Уголовно-процессуальное право и его источники. Уголовно-процессуальный закон