Уголовно–правовая характеристика незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В Конституции, принятой 12 декабря 1993 года закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Общие положения о предпринимательстве…………………………………………..6
2 Классификация и характеристика способов совершения незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства …………………………………..9
2.1 Незаконное предпринимательство………………………………………………….9
2.2 Лжепредпринимательство …………………………………………………………12
2.3 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности …………..20
Заключение……………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………..32
Список сокращений ……………………………………………………………34
ПриложениеА……………………………………………………………………35
ПриложениеБ……………………………………………………………………36
Приложение В…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

кур. раб. по УП РФ.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

        Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности после истечения срока,  установленного законом  для  принятия  решения  о регистрации  в течение времени, заведомо   в  сложившихся   условиях   достаточного  для  принятия соответствующего    решения. При   отсутствии   извинительных обстоятельств  к принятию  этого  решения  конкретным  должностным лицом (болезнь,  командировка, иные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должностных обязанностей).

        Неправомерный  отказ  в выдаче  специального  разрешения (определенной лицензии) на осуществление деятельности будет в том случае, если  надлежащий,  т.е.   прошедший  государственную  регистрацию, заявитель   представил   в  орган,   уполномоченный   на   ведение лицензионной деятельности,  необходимые документы,  а данный орган вынес   без  оснований,   предусмотренных  нормативно  - правовыми актами, решение об отказе и принятое решение направил заявителю.

        Уклонением   от   выдачи  лицензии      является    непринятие   соответствующего   решения  в течение  длительного  периода  после истечения срока,  предусмотренного для принятия решения о выдаче и для выдачи лицензии.

         Ограничение  прав  и законных  интересов  индивидуального предпринимателя  или  коммерческой  организации  в зависимости  от организационно - правовой формы или формы собственности выражается в   совершении  должностным  лицом  юридических  либо  фактических действий.     Ограничивающих     дееспособность    индивидуального предпринимателя  или  правоспособность коммерческой организации на основании  предпочтений,   которые  должностное  лицо  отдает,   в частности, субъекту предпринимательской деятельности исходя из его организационно   - правовой  формы или формы собственности,   в обосновании   этих  решений и действий  негосударственной формой собственности   данной   организации,   в   сужении   возможностей предпринимательской деятельности.

          Действия   по  ограничению прав и законных интересов могут, в частности, выражаться в запрещении или в незаконном воздействии на заключение  с определенными индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров либо на  выполнение  работ,   возмездное  оказание  услуг;  навязывании дополнительных  условий при заключении договора,  ставящих данное лицо   в заведомо  неравное  положение.   Создание  препятствий к производственной или организационно - управленческой деятельности; принуждении  к назначению  определенных лиц на различные должности либо    их   включение   в  управленческие   органы   коммерческой  организации.

        Ограничение      самостоятельности  индивидуального предпринимателя    или   коммерческой   организации   как   состав преступления,  предусмотренный  в данной  статье,  не  связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта. В  неправомерной или частичной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой    организации    любому   лицу   или   в  незаконном осуществлении   должностным   лицом   этих  правомочий  как  своих собственных,  либо  в установлении  должностным  лицом  контроля в незаконных   формах   за   их  деятельностью  и,   как  следствие, возникновение   полной  или  частичной  невозможности  реализовать правоспособность  и дееспособность индивидуального предпринимателя и коммерческой организации. Ограничение    самостоятельности    может,     в    частности, осуществляться    путем  оказания   незаконного   управленческого давления,   угрозы   экономическими   санкциями,  принуждения   к незаконному     совершению     действий,     необязательных    для индивидуального   предпринимателя   и  коммерческой  организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений, и т.д.

        Иное    незаконное    вмешательство    в   деятельность индивидуального   предпринимателя   или  коммерческой  организации представляет  собой  неправомерное воздействие на процесс принятия решений,  ограничивающее  возможности осуществления индивидуальным предпринимателем  или  коммерческой  организацией принадлежащих им прав.  Оно,  в  частности,  может осуществляться путем незаконного проведения  собраний акционеров,  незаконного изъятия документов и материальных   средств,   поскольку   это   не   составляет  иного специального   состава   преступления,   недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

          Использование служебного положения заключается, в частности, в том, что  должностное  лицо  совершает  неправомерные  действия, относящиеся  к его компетенции,  обосновывает их интересами службы либо   авторитетом   государственного   органа,   либо   с помощью государственного   принуждения,   либо   на   основе  имеющейся  в государственном  органе  информации,  либо  используя  возможности исходя  из  своего  служебного  положения проводить дополнительные проверки,  лишать имеющихся льгот,  прекращать действия лицензий и причинять иные невыгодные последствия.

          Субъективная   сторона     характеризуется    только   прямым умыслом.  Виновный  осознает,  что  его  действия  или бездействие препятствуют  законной предпринимательской деятельности,  и желает этого.   Цель   и мотив   не   являются   обязательным  признаком субъективной  стороны и не подлежат доказыванию.  Однако они могут характеризовать общественную опасность данного преступления. Целью может    быть    прекращение   осуществления   предпринимательской деятельности  данным  индивидуальным  предпринимателем  или данной коммерческой  организацией  либо  ее осуществление в пределах и на условиях,  определенных  виновным.  Мотивом  данного  преступления может быть месть,  стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы и т.п.

          Квалифицирующими   признаками  преступления,   влекущими ответственность   ч.  2  ст.  169,  является совершение деяний в нарушение  вступившего  в законную  силу  судебного акта,  а равно причинение крупного ущерба.

          Крупный ущерб может быть причинен государству,  личности, иным   организациям   и должен  находиться  в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности.  Он исчисляется по  общим правилам  определения  ущерба и признается судом в качестве  крупного  в зависимости от  характера и объема законной  предпринимательской деятельности с учетом,  в частности, упущенной выгоды от потери рабочих мест.

          Таким образом, законодатель, открыв главу о преступлениях в сфере экономической деятельности данной статьей, подчеркнул тем самым значимость предпринимательства для современной российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение 

          Современное уголовное законодательство содержит ряд норм, позволяющих в той или иной степени обеспечить безопасность предпринимательской деятельности. Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1января 1997 г., в значительной степени является новым, поскольку регулирует правоотношения в условиях частной собственности и развивающегося рынка.

          Гражданское законодательство РФ гарантирует свободу экономической деятельности, в том числе предпринимательской (Конституция РФ ст. 34). В соответствии с Гражданским кодексом все граждане и юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью в избранной ими сфере. Однако право заниматься данной деятельностью возникает только с момента регистрации. А на отдельные виды деятельности необходимо получить специальное разрешение – лицензию (например, на осуществление кредитных операций, оказание страховых услуг и пр.).

          На стадии создания своего дела - в процессе осуществления государственной регистрации, а также в процессе своей деятельности, у предпринимателей возникают отношения с должностными лицами. Последние могут препятствовать государственной регистрации предпринимателей или коммерческих организаций. В данном случае возникает угроза того, что предприниматель вообще не сможет заниматься избранным видом деятельности, хотя и соблюдал все требования законодательства (например, Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482).

          Должностное лицо – это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (например, сотрудники регистрационной палаты). Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности со стороны должностных лиц может включать следующие действия.

          Во-первых, неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации – когда должностное лицо выражает открытое нежелание произвести регистрацию, несмотря на соблюдение заявителем установленного законом порядка. Отказ в регистрации может быть только в случае несоответствия представленных заявителем документов, либо несоблюдения установленного законом порядка. Если же в регистрации отказано по мотивам нецелесообразности создания юридического лица, либо отсутствия каких-то дополнительных документов, не предусмотренных законом, то такой отказ является неправомерным.

          Во-вторых - умышленное уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. В этом случае может происходить затягивание регистрации без предъявления каких-либо требований (открытая форма уклонения), либо предъявляются незаконные требования, например, представление документов, подтверждающих место нахождения предприятия, указанных в учредительных документах (завуалированное уклонение).

          В-третьих, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Для получения лицензии заявитель должен представить в соответствующие органы документы, указанные в Положении о лицензировании соответствующего вида деятельности. Требовать от заявителя дополнительные документы запрещено. Отказ в регистрации может быть лишь при наличии в документах недостоверной или искаженной информации, либо отрицательное экспертное заключение, установившее какое-либо несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности.

          В-четвертых, уклонение от выдачи лицензии, то есть невыполнение должностным лицом этой обязанности без предъявления каких-либо претензий (открытое уклонение), либо предъявление неправомерных требований (завуалированное уклонение). Решение о выдаче лицензии или отказе принимаются в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. Если необходимо – проводится дополнительная экспертиза и решение принимается в течение 15 дней после получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

          В-пятых, ограничение прав и законных интересов предпринимателей в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а также ограничение их самостоятельности. Оно может происходить в форме необоснованной экономико-правовой поддержки отдельных предпринимателей или коммерческих организаций. Нарушения прав равного доступа всех субъектов предпринимательства к финансовым, материальны, трудовым, информационным ресурсам, создание дискриминационных условий для отдельных предпринимателей, нарушение свободы выбора сферы деятельности и пр. Каждый предприниматель самостоятельно выбирает сферу деятельности, производственную программу, источники финансирования, поставщиков и потребителей. Ограничения предпринимательской деятельности могут устанавливаться только федеральным законом, но не должностными лицами.

          Ущерб нанесенный предпринимателю может быть выражен в виде реального материального ущерба (затраты на закупку оборудования, материалов, наем работников), либо в виде упущенной выгоды (доход который мог быть получен в будущем, но не получен в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности).

          Отказ от государственной регистрации или уклонение от нее предприниматель вправе обжаловать в суд, который может признать это действие (бездействие) незаконным.

          Глоссарий 

п/п

 
Новое понятие
 
Содержание
1 2 3
1 Вторая  форма лжепредпринимательства законное создание коммерческих организаций с целью  прикрытия запрещенной законом  деятельности
2 Должностное лицо это лицо, которое  постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях
3 Лицензия  специального  разрешение   на   осуществление   определенной  деятельности
4 Лжепредпринимательство  новый вид преступных посягательств в сфере экономики, хотя как общественно опасное  явление оно возникло практически  одновременно с предпринимательской  деятельностью
5 Обман в  лжепредпринимательстве он состоит  в создании коммерческой  организации, уставные задачи    которой    никогда    не   будут   реализованы
6 Объект  преступного посягательства при лжепредпринимательстве установленный порядок ведения предпринимательской  деятельности
7 Объект незаконного предпринимательства интересы законной  предпринимательской деятельности, права и охраняемые законом интересы деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций
8 Признаки предпринимательской деятельности: 
-направленность на извлечение прибыли в имущественных отношениях;

-эта  деятельность должна быть систематической,  осуществляться на постоянной  основе;

-такая  деятельность может осуществляться  юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве  предпринимателей .

9 Первая  форма лжепредпринимательства имеет место, когда  данное юридическое лицо создается  специально для:

-получения  кредитов;

-освобождения  от налогов; 

-извлечения  иной имущественной выгоды.

10 Мошенничество хищение чужого имущества (денег) путем обмана (потерпевший считает, что приобретает подлинную продукцию)
11 Субъекты  предпринимательской деятельности в РФ граждане РФ, не ограниченные в дееспособности , граждане иностранных государств и  лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РФ, объединения граждан - коллективные предприниматели (партнеры); а также юридические лица

Информация о работе Уголовно–правовая характеристика незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства