Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:42, курсовая работа
В Конституции, принятой 12 декабря 1993 года закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Общие положения о предпринимательстве…………………………………………..6
2 Классификация и характеристика способов совершения незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства …………………………………..9
2.1 Незаконное предпринимательство………………………………………………….9
2.2 Лжепредпринимательство …………………………………………………………12
2.3 Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности …………..20
Заключение……………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………..32
Список сокращений ……………………………………………………………34
ПриложениеА……………………………………………………………………35
ПриложениеБ……………………………………………………………………36
Приложение В…………………………………………………………………………..
Лжепредпринимательство, в отличии от мошенничества, посягает не на собственность, а на принципы осуществления хозяйственной деятельности. Законодатель предусматривает уголовную ответственность за самостоятельное общественно опасное деяние - создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, повлекшее вредные последствия. Изъятие имущества и обращение его в пользу виновного или других лиц, совершаемое в рамках фиктивной организации, составом лжепредпринимательства не охватывается, хотя зачастую имеет место. Вообще, по нашему мнению, лжепредпринимательство по сути - форма легализации крупных мошеннических актов. Официальная регистрация предприятия дает возможность ее учредителям заниматься обманом государства, других собственников в течение нескольких месяцев (а иногда и лет).
Различны и санкции за совершение данных преступлений: создание фиктивной коммерческой организации, когда мошенническое изъятие собственности причинило некрупный ущерб, следует рассматривать как мошенничество (ст. 159 УК) либо как приготовление к мошенничеству или покушение на него (ст. ст. 30 и 159 УК), если изъятие имущества не закончено. Согласно ч. 2 ст. 30 УК, наказуемо только приготовление и покушение на квалифицированное и особо квалифицированное мошенничество (ч. 2 и ч. 3 ст. 159).А лжепредпринимательство, в результате которого еще не причинен крупный ущерб правоохраняемым интересам, хотя и представляет собой покушение на состав, предусмотренный ст. 173 УК, в уголовном порядке в силу того же указания закона (ч. 2 ст. 30 УК) не наказуемо.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. И в этом контексте нельзя согласиться с мнением профессора А. Жалинского, что это преступление может совершаться с косвенным умыслом, поскольку в диспозиции статьи указана цель, которая может быть достигнута только при прямом умысле. С нашей точки зрения, создавая коммерческую организацию, виновные сознают, что цель ее создания - не осуществление предпринимательской деятельности и получение прибыли, как это установлено ст. 50 ГК РФ, а использование этой организации для прикрытия запрещенной деятельности или получения незаконной имущественной выгоды. Ущерб потерпевшим причиняется не при создании коммерческой организации, а в результате совершаемых после создания предприятия сделок, которые чаще всего фиктивные (мнимые, притворные). Однако необходимо иметь в виду, что заключение фиктивных сделок само по себе не является лжепредпринимательством. Если, например, коммерческая организация была создана для осуществления предпринимательской деятельности, однако в дальнейшем от ее имени совершались фиктивные сделки, такую деятельность нельзя квалифицировать как лжепредпринимательство.
Другая трудность, с которой сталкиваются наши правоохранительные органы на практике, заключается в том, что в литературе нет единого понятия крупного ущерба в лжепредпринимательстве. Некоторые авторы вообще опускают его толкование, другие указывают на прерогативу решения вопроса следственными органами и судом. Профессор П. Панченко полагает (не совсем обоснованно), что крупный ущерб исчисляется суммой, в пятьсот и более раз превышающей минимальный размер оплаты труда. Наиболее убедительными представляются близкие позиции, высказанные А. Яковлевым и В. Яцеленко, которые связывают разные значения крупного ущерба с такими конкретными обстоятельствами дела, как имущественное положение пострадавших физических лиц, размер невозвращенного кредита или сумма неуплаченных налогов. В развитие названных точек зрения крупный ущерб в лжепредпринимательстве, связанном с мошенническим изъятием имущества, согласно примечанию 2 к ст. 158 УК, составит пятьсот и более минимальных размеров оплаты труда; в лжепредпринимательстве, позволяющем уклониться от уплаты налогов с организаций, - если сумма неуплаченного налога превысит одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (согласно примечанию к ст. 199 УК).
Сложнее обстоит дело с определением крупного ущерба в лжепредпринимательстве, которое осуществляется для прикрытия запрещенной деятельности, например, наркобизнеса, порно-бизнеса, незаконного оборота оружия. Ущерб, причиненный в результате совершения подобных преступлений, не столь очевиден, как в преступлениях против собственности, налоговых преступлениях. Последствия в них почти никогда не включаются законодателем в число обязательных признаков объективной стороны. Здесь размер ущерба зависит от категории совершаемых в лжепредпринимательстве преступлений - тяжкое и особо тяжкое преступление всегда причиняет крупный ущерб правоохраняемым общественным отношениям.
Таким образом, изучив состав данного преступного деяния, автор выяснил, что при всей очевидности и распространенности преступных посягательств, лжепредпринимательство, как оно определено новым уголовным законодательством, является преступлением с достаточно сложным составом. Причиной этого служит то, что, по мнению многих правоведов, конструкция данной уголовно-правовой нормы представляется не совсем удачной. Такие признаки преступления, как цель получения кредитов или освобождения от налогов, сами по себе не могут определенно характеризовать направленность умысла виновных. И при таких обстоятельствах ключевой признак состава - "создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность" - будет практически недоказуем. По нашему мнению, это может вызвать у правоохранительных органов "эмоциональное отторжение" уголовно-правовой нормы, что негативно скажется на эффективности борьбы с лжепредпринимательством.
Поскольку преступление имеет предумышленный характер, в процессе расследования и судебного разбирательства необходимо установить, что уже в момент создания компании у виновных отсутствовали намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, а организация создавалась для достижения противоправных целей. Прямых доказательств, указывающих на наличие такого умысла (например, показаний свидетелей или соучастников), может и не быть. В отличие от расследования других экономических преступлений здесь, видимо, нельзя строить обвинение на анализе учредительных или других локальных актов коммерческих организаций. Как правило, порядок создания подобных организаций не нарушается, а заключенные сделки формально могут соответствовать действующему законодательству.
Вывод о наличии или отсутствии в действиях лица признаков рассматриваемого преступления чаще всего надо будет делать по совокупности косвенных доказательств, в том числе на основе экономико-правового анализа совершаемых сделок. Наконец, при расследовании чрезвычайно важно установить причинную связь между крупным ущербом, причиненным гражданам, организациям или государству, и самим фактом создания коммерческой организации.
Трудно сказать, как будет складываться
судебная практика, однако скорее
всего лжепредпринимательство,
как самостоятельный состав преступления,
не сразу найдет
применение в правоохранительной деятельности.
Вероятно, правоохранительным органам
необходимо, что называется, апробировать
признаки этого преступления в
процессе борьбы с другими преступлениями
в сфере экономики, применяя состав лжепредпринимательства
по совокупности с другими преступлениями.
2.3 Воспрепятствование законной предпринимательской
деятельности
По определению УК РФ, это преступное деяние с объективной стороны заключается в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно - правовой формы или формы собственности, а равно в ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Данная статья является новой по содержанию защищаемых ею социальных ценностей, а также по действиям (бездействию), образующим объективную сторону преступления. В ней реализуется начало равной защиты всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в законных организационно - правовых формах, от произвола либо небрежения должностных лиц.
Объектом защиты настоящей статьи являются интересы законной предпринимательской деятельности, права и охраняемые законом интересы деятельности индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций.
Субъект данного преступления во всех случаях - должностное лицо, обладающее специальной компетенцией. В нее должны входить нормативно и управленчески определенные полномочия по регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; выдаче специального разрешения (лицензии); принятию решений, как нормативных, так и правоприменительных, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность; проведению контрольно - надзорных действий. В этом случае возникает вопрос о соотношении данной статьи со ст.285 УК " Злоупотребление должностными полномочиями", так как и в той и в другой статьях субъект - должностное лицо, а злоупотребление должностными полномочиями возможно и путем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Статья 285 так дает определение данного деяния: "Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". Следовательно, как видно из определения, необходимыми условиями наступления ответственности по ст.285 УК является:
А для привлечения должностного лица к ответственности по ст. 169 УК наличия данных условий не требуется.
Установление уголовной ответственности
за преступления, предусмотренные
в статье 169, имеет
целью создать дополнительные
гарантии деятельности
Сфера применения статьи - отношения,
возникающие в связи с
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности заключается в умышленном создании должностными лицами. Путем совершения различных неправомерных действий или бездействия таких условий, при которых предприниматель (физическое или юридическое лицо) не может полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и в границах, установленных для него законом, т.е. ограничивается в своих правах и лишается возможностей, предоставленных ему законом или подзаконным актом.
Преступления являются оконченными в момент создания должностным лицом условий, препятствующих предпринимателю (коммерческой организации) использовать законные возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.
Неправомерный отказ в
регистрации индивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации в смысле данной
статьи имеет место: если
при поступлении надлежаще
Уклонение от регистрации при наличии правовых и фактических оснований для осуществления регистрации представляет собой либо бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, которое может выражаться в нерассмотрении поступивших материалов, непринятии необходимого решения, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, которые могут выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу, запросе ненужной документации и др.