Уголовно-исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить место уголовно-исполнительного права в системе Российского права.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
1) исследовать понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод;
2) рассмотреть принципы уголовно-исполнительного права;
3) исследовать место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права;
4) определить связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод…….4
2. Принципы уголовно-исполнительного права…………………………...7
3. Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права…16
4. Связь уголовно-исполнительного права с неюридическими отраслями знаний…………………………………………………………………………….18
Задача………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

УИП и его место.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Принципы  данной отрасли законодательства не только декларированы. Они предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативных правовых актов, которые действуют в этой сфере.

    К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство  осужденных перед законом. К межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

    Принцип законности

    Принцип законности - конституционный, он закреплен  в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

    Принцип гуманизма

    Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

    Принцип гуманизма выражается также в  тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК ) и др.

    Принцип демократизма

    Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного  права. Прежде всего, он реализуется  в признании осужденного субъектом  этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

    Принцип равенство осужденных перед законом

    Истоком данною принципа является конституционный  принцип равенства всех перед  законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

    В соответствии с конституционными положениями  и международными правилами нормы  УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями (Пекинскими правилами ООН) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

    Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания

    Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный  от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что  к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

    Принцип индивидуализация исполнения наказания  базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

    Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного  поведения

    В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

    Принцип стимулирования правопослушного поведения  отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

    Рациональное  применение средств исправления  предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

    Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием

    При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных  мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

    Соединение  исполнения наказания с мерами исправительного  воздействия образует карательно-воспитательный процесс.

    Соблюдение  всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Место уголовно-исполнительного  права в системе  отраслей права 

    Как элемент системы российского  права уголовно-исполнительное право  входит в комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступниками, в так называемый уголовно-правовой (криминальный) цикл. Эти отрасли имеют сходство в предмете и методе, кроме того, они имеют большие институты. В связи со сказанным, необходимо уточнить место уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, выявить его взаимосвязь и различия с уголовным и уголовно-процессуальным правом5.

    Уголовное право - базовое по отношению к  отраслям права, регулирующим борьбу с  преступностью. Нормами уголовного права определяется система уголовных наказаний, оно формулирует понятие, цели, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. определяет ключевые юридические категории и понятия, отдавая уголовно-исполнительному праву регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

    Тесная  взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного  права определяется и тем обстоятельством, что формой реализации любого материального  права, к каковым относится и  уголовное право, является процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и в определенной степени уголовно-исполнительное законодательство.

    Уголовный закон лишь предопределяет характер регулирования исполнения (отбывания) различных видов наказания, делегируя исполнительному закону полномочия о порядке их исполнения, устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных, порядок . освобождения от наказания и т.п.

    Другими словами, уголовно-исполнительное право  по отношению к уголовному праву  представляет собой одну из форм реализации материального права, в частности, исполнения наказания. Поэтому критерием  в разграничении данных отраслей права может стать понимание  уголовного наказания как материального (уголовно-правового) и как процедурного (уголовно-исполнительного) его содержания.

    Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано и  с уголовно-процессуальным, прежде всего с его положениями, относящимися к исполнению приговора. С начала исполнений обвинительного приговора суда или изменяющих его определения или постановления, вступивших в законную силу, возникают уголовно-исполнительные правоотношения, начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Обе отрасли имеют общий понятийный аппарат, смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и т.д.), в нормах уголовно-процессуального права устанавливается процессуальный порядок назначения наказания и освобождения от него. Подготовка же к освобождению во время отбывания наказания, процесс постнепотенциарного воздействия на освобожденных, оказание им помощи в целях социальной адаптации и ресоциализации предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права.

Информация о работе Уголовно-исполнительное право