Уголовно-исполнительная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.

Содержание

Введение 3
1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования. 3
2. Принципы уголовно – исполнительного права. 13
3. Контроль за поведением условно – осужденных. 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

уик.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

      Новый этап истории пенитенциарной системы  советского государства открывает  Постановление СНК СССР от 7.04.1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях».

      1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК  РСФСР утвердили и ввели в  действие новый ИТК.

      10 июля 1954 г. было утверждено Положение  «Об исправительно-трудовых лагерях  и колониях СССР». Основной  задачей исправительно-трудовых  учреждений признавалось создание  условий, исключающих возможность  совершения осужденными новых  преступлений, а конечной целью их деятельности - исправление и перевоспитание осужденных, на основе приобщения к общественно полезному труду. Положение предусматривало проведение общеобразовательной и профессионально-технической подготовки заключенных.

      Тюрьмы  по ИТК 1970г. предназначались для  содержания особо опасных рецидивистов которым лишение свободы назначалось  в виде тюремного заключения, лиц, осужденных за тяжкие преступления, а  также переведенные из ИТК за злостные нарушения режима. ИТК предусматривал исполнение наказания в отношении  несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

      12.06.1970г.  был введен новый вид уголовного  наказания - условное осуждение  к лишению свободы с обязательным  привлечением к труду.

      Уголовно-исполнительное право Российской Федерации

      В указанный период были приняты важнейшие  правовые акты в сфере применения уголовных наказаний и обращения  с осужденными, что явилось составной  частью реформы уголовно-исполнительной системы. Существенные изменения произошли  в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным изменением политики государства. 12.07.1990г. были принята  Декларация о государственном суверенитете, в которой провозглашались высшей ценностью интересы человека. В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

      Указом  от 22.04.1994г. функции охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания  в виде лишения свободы, и их объекты  передавались исправительным учреждениям  уголовно-исполнительной системы от внутренних войск МВД России.

      12.06.1992г.  был принят Закон РФ «О внесении  изменений и дополнений в Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР, Уголовный кодекс  РСФСР и Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР». Этим законом Российское  исправительно-трудовое законодательство  было приведено в соответствии  с международными нормами права.  Законом была гарантирована осужденным  свободы совести и вероисповедания.  Служители культа разных конфессий  получили возможность посещать  места лишения свободы с целью  отправления религиозных обрядов.  Администрация исправительных учреждений  обязывалась разъяснять осужденным  их права и обязанности, условия  труда и отдыха, предоставления возможности ознакомления с различными нормативно-правовыми актами. Закон определял правовое положение администрации исправительных учреждений, требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИТУ.

      Закон РФ от 17.12.1992г. «О внесении изменений  в ст. 24 УК РФ» вводил норму, согласно которой при замене в порядке  помилования смертной казни лишением свободы оно могло быть назначено  пожизненно. Исходя из этого положения  начали функционировать учреждения, предназначенные для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение  свободы.

      6.07.1993г.  был принят закон «О внесении  изменений в Уголовный кодекс  РСФСР и Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР, который внес  существенные изменения в деятельность  уголовно-исполнительной системы.

      Знаменательным  явлением в развитии уголовно-исполнительной системы явился Закон РФ от 21.07.1993г. «Об учреждениях и органах  исполняющих уголовные наказания  в виде лишения свободы».

      21.01.1993г.  было принято Постановление «О  временных следственных изоляторах, расположенных на территории  ИТК, для содержания осужденных, в отношении которых приговоры  не вступили в законную силу».

      Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного  права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное  положение предполагает иключение  из него, то оно перестает быть принципом  и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение. 
 

     2. Принципы уголовно  – исполнительного  права. 

      Принципы  права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеотраслевые присущи всем отраслям права, отраслевые принципы присущи  только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

      Принципы  права существуют независимо от того, отражены они прямо в статьях  закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его  толковании. Но закрепление системы  принципов той или иной отрасли  права законодателем в соответствующих  статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении  круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать  в качестве принципов той или  иной отрасли права, и приводят к  единому пониманию системы принципов, а значит, и едимому применению норм данного законодательного акта.

      В ст. 8 УИК закреплена система принципов  уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят:

      принцип законности,

      принцип гуманизма,

      принцип демократизма,

      принцип равенства осужденных перед законом,

      принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

      принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного  поведения,

      принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

      Анализ  перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение  общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности.

      Система принципов уголовно-исполнительного  права отражает принципы обращения  с осужденными, которые зафиксированы  в соответствующих международных  актах. Прежде всего это относится  к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов  обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них  принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и  соблюдаться в правоприменительной  деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для  применения, а тем более для  оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов  обращения и наказания ).

      Система принципов уголовно-исполнительного  права базируется на Конституции  Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

      Принципы  данной отрасли законодательства не только декларированы. Они предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативных правовых актов, которые  действуют в этой сфере.

      К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство  осужденных перед законом. К межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного  поведения, соединение наказания с  исправительным воздействием.

      Принцип законности

      Принцип законности. Законность представляет собой многогранное явление, в состав которого входит совокупность нескольких элементов. Режим законности включает в себя неуклонное соблюдение субъектами правоотношений действующего законодательства. Соблюдение действующих законов  должно способствовать обеспечению  справедливости и целесообразности.

      Подтверждением  вышесказанного служит ст. 2 Конституции  РФ, определяющая, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Поэтому не всякое соблюдение законов отвечает требованиям законности, а только тех, которые служат защите прав и свобод человека, удовлетворению его интересов.

      Сам принцип законности прямо закреплен  в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ имеет  высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

      Здесь следует также отметить, что в  соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ 1993 г. «общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Таким образом, в уголовно-исполнительном праве  Российской Федерации большую роль играют общепризнанные принципы и нормы  международного права, касающиеся условий  отбывания наказаний, прав осужденных.

      Принцип законности также закреплен в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

      Принцип гуманизма

      Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в  различных направлениях и формах. Данный принцип в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, по сравнению с ранее  действовавшим ИТК РСФСР, воплощён намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных  наказаний к мировым стандартам обращения с осуждёнными.

      Прежде  всего, из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, отменены многие ограничения в отношении осуждённых.

      В Уголовно-исполнительном кодексе РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осуждённых от пыток, насилия и другого жестокого  или унижающего человеческое достоинство  обращения с ними. Существенно  расширены возможности поддержания  и развития социально полезных связей осуждённых с родственниками и трудовыми  коллективами, а также развития их позитивной инициативы.

      Реализация  принципа гуманизма поставлена в  прямую зависимость от поведения  осуждённых, от их желания и настроения проявлять себя определённым образом. Например, если осуждённый не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая  возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения  и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно  ужесточены (например, в исправительном учреждении - путём системы взысканий, перевода в более строгие условия  содержания и даже в тюрьму).

      В последнее время осуществлены крупные  изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены  многие ограничения в расходовании осуждёнными денег на приобретение продуктов питания и предметов  первой необходимости, получение посылок  и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления  к условно - досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

      Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осуждённым, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая  должный порядок и спокойствие  граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются  меры по надежной изоляции и охране осуждённых, по пресечению различных  попыток (как с их стороны, так  и со стороны иных граждан) проникновения  на охраняемые территории, нападения  на охрану, проноса запрещённых предметов  и подобных действийПринцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Информация о работе Уголовно-исполнительная система