Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:21, контрольная работа
В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.
Введение 3
1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования. 3
2. Принципы уголовно – исполнительного права. 13
3. Контроль за поведением условно – осужденных. 20
Список литературы
Содержание
Введение | 3 |
1. Уголовно
– исполнительная система и
основные направления её |
3 |
2. Принципы
уголовно – исполнительного |
13 |
3. Контроль
за поведением условно – |
20 |
Список литературы | 25 |
Введение
В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) регулируются рядом законов и кодексов Российской Федерации, а справедливость и гуманность наказания заложены в Конституции. Сегодня УИС России - это огромный по своим масштабам, живой и развивающийся механизм, это государство в государстве со своей жизнью, промышленностью, медициной и образованием.
Тюрьмоведение, по общему признанию большинства русских ученых конца 19 - начала XX в., зародилось и первоначально развивалось в качестве составной части уголовного права. И только в 20-х годах XX века стал использоваться термин «пенитенциарная наука».
Разработка
правовой базы российской тюремной системы
в основном осуществлялась в течение
30-90 годов 19 века. Два основных правовых
документа определяли содержание деятельности
системы исполнения уголовных наказаний:
Устав о содержащихся под стражею
(1890 год с изменениями 1906, 1908 и 1909
гг.) и Устав о ссыльных (1909г.).
1. Уголовно – исполнительная система и основные направления её реформирования.
Пенитенциарное право России в дореволюционный период
Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг.
Судебник
1497 года закрепил наказуемость антигосударственных
деяний. Тюремное заключение в Судебнике
не упоминается, однако, преступников
могли помещать в монастырские подвалы
и башни на срок «сколь государь
укажет». Государство экономически
было не в состоянии строить тюрьмы
и содержать заключенных. Наказания
приобретают более суровый
Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади.
Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с несостоятельных должников.
Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания. «Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею».
Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.
Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т. д. Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т. д.
В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие. Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу 17 века ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1. Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания.
Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации.
Таким образом, центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении признавалось:
· строить тюрьмы за счет городов и уездов;
· сторожей избирать из «сошных людей»;
· приставникам производить жалование из «скудного приказа»;
· «колодникам черной избы» давать прокормление;
· умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет;
· за побег колодников взыскивать с приставников;
· губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещены.
Государство
почти не заботилось о внутреннем
порядке тюрьмы «мы нигде не находим
ни малейших следов, например, организации
тюремного продовольственного хозяйства;
наоборот, и кормовые деньги и подаяния…
выдаются самим тюремным сидельцам
на руки, мы не находим далее никаких
установленных законами порядка
в образе жизни арестантов, ни вообще
какого бы то ни было тюремного режима,
за исключением немногих запретительных
определений, касающихся спиртных напитков,
опасных орудий, вроде топоров, пил,
ножей и т. д. Закон четко определил
цели тюремного заключения, которые
заключались в обеспечении
Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715 г. Артикул предусматривал цель: месть преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Практиковались заимствования из Европы, например, ссылка на галеры. Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы - поселение на каторгу. В отношении тюрем было установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека, что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия».
Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др.
История
на протяжении длительного времени
не дает нам точного описания правового
регулирования организации
Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина 2, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на «вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя.
Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении 17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к охране арестантов от побегов и общения.
Лишь
в конце 17 века изменился взгляд
на тюремное заключение: оно уже
не рассматривалось как наказание,
отвечавшее целям устрашения. Лишение
свободы стало применятся как
самостоятельное уголовное
С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.
Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 07.11.1775г. «Учреждений об управлении губерниями».
В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и смирительным домам.
Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств».
Со
временем работные дома превратились
в обычные места заключения для
лиц, совершивших преступление. Смирительные
дома создавались для содержания
лиц, нарушающих общественный порядок,
«которые начнут без стыда и зазора
иметь явное поведение
Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.
Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний.