Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:07, курсовая работа
В соответствии с Декларацией прав ребенка от 20 ноября 1959 г. ребенку должна быть обеспечена специальная защита законом или другими средствами, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях, обеспечивающих свободу и достоинство личности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления.
1.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ………………………………………………………………5
1.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ……………………………………………………………....14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 151 УК РФ……………………………………………………………....18
2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 151 УК РФ……………………………………………………………....23
Глава 3. Отграничение вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий по УК РФ от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
рОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
Московский государственный открытый университет
Имени В. С. Черномырдина
Кафедра уголовного права
Курсовая работа
по уГОЛОВНОМУ ПРАВУ
Уголовно - правовая характеристика преступлений: вовлечение
несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественные действия
Проверил:.
Работа сдана «____» __________ 2012г.
______________________ Подпись лица,
принявшего работу
Москва – 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления.
1.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ………………………………………………………………5
1.2. Субъективные
признаки состава преступления, предусмотренного
статьей 150 УК РФ……………………………………………………………....
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
2.1. Объективные
признаки состава преступления, предусмотренного
статьей 151 УК РФ……………………………………………………………....
2.2. Субъективные
признаки состава преступления, предусмотренного
статьей 151 УК РФ……………………………………………………………....
Глава 3. Отграничение вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий по УК РФ от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В соответствии
с Декларацией прав ребенка от
20 ноября 1959 г. ребенку должна быть
обеспечена специальная защита законом
или другими средствами, предоставлены
возможности и благоприятные
условия, которые позволяли бы ему
развиваться физически, умственно,
нравственно, духовно и в социальном
отношении здоровым и нормальным
путем в условиях, обеспечивающих
свободу и достоинство
В настоящее
время в наиболее сложном положении
находятся несовершеннолетние, так
как они не защищены от негативного
влияния неблагополучной
Традиционно
несовершеннолетние признаны одним
из самых незащищенных слоев населения.
Именно поэтому приобретает
Необходимость защиты государством несовершеннолетних от насилия в семье, ненадлежащего воспитания, от вовлечения их в противоправную деятельность, осознанная российским законодателем, обусловила принятие ряда нормативно - правовых актов. Особое место в российском законодательстве в вопросах защиты несовершеннолетнего от преступных посягательств принадлежит Уголовному Кодексу Российской Федерации. Глава 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних» направлена на уголовно — правовое урегулирование исследуемых вопросов: ст. 150 УК РФ предусматривает наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, ст. 151 УК РФ - наказание за вовлечение в антиобщественные действия несовершеннолетних.
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность - это преступление, обладающее повышенной общественной опасностью, поскольку расширяет круг несовершеннолетних преступников, оказывает крайне негативное воздействие на их психику, нарушает нормальное духовное и физическое развитие.
Проблема вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий затрагивались в работах следующих авторов: В.Ф. Белова, Н.И. Ветрова,И.Н. Даныпина, А.И. Долговой, А.А. Ивановой, В.Н. Кудрявцева, Э.Б. Мельниковой, А. В. Наумова, В.В. Панкратова, Г.О. Петровой, А.А. Примаченка, Ю.Е. Пудовочкина, А.А. Румянцева, В.П. Ревина, B.C. Савельевой, А.Б..Сахарова, С.Л. Сибирякова,.К.К. Сперанского, Ю.М. Ткачевского, Е.А. Худякова, Г.И. Чечеля, А.И. Чучаева, Д.А. Шестакова.
Объектом моего исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественную деятельность.
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение вовлечения несовершеннолетнего в преступление и антиобщественную деятельность.
Цель работы - характеристика таких преступлений, как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, а также выявление различия в составах этих преступлений.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления.
§ 1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ.
Вовлечение (побуждение, привлечение к участию в чем-либо)2 несовершеннолетних в совершение преступления - наиболее распространенное преступление в отношении несовершеннолетних. Опасность привлечения несовершеннолетнего к преступной деятельности отражается на его психике, влияя на естественный ход воспитания несовершеннолетнего.
Одним из элементов состава любого преступления является объект преступления. Он в большей степени, чем другие элементы состава, определяет социально-политическое содержание преступления, имеет огромное значение для характеристики других элементов состава.
Родовым объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления являются общественные отношения, обеспечивающие развитие личности (ст. 150 УК входит в раздел VII. «Преступления против личности»).
Видовым объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершении преступления, исходя из того, что данный состав входит в главу 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних», выступают общественные отношения, обеспечивающие как материальные, так и нематериальные условия для нормального физического, интеллектуального и нравственного формирования личности несовершеннолетнего, а также нормальное существование несовершеннолетних, а также нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей.
Непосредственным
объектом данного преступления, являются
условия нормального развития и
правильного нравственного
Нормальное
развитие и правильное нравственное
воспитание, как объект вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступления
- это такое развитие и воспитание
несовершеннолетнего, которое способствует
становлению
Рассматривая
проблему определения объекта вовлечения
несовершеннолетнего в
В УК РФ
отсутствует определение
Существуют
и авторские определения
В уголовно-правовой литературе под потерпевшим (как физическим лицом) понимается «лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или материальный вред, либо нарушены его законные права».6
Для признания несовершеннолетнего потерпевшим от вовлечения в совершение преступления (если деяние взрослого не содержит признаков насилия) необходимо установить, что были нарушены фактические общественные отношения, составляющие объект рассматриваемого преступления, что процессу развития подростка был причинен реальный вред или создана угроза реального причинения вреда. А для этого необходимо выяснить уровень и направленность развития несовершеннолетнего, существовавшие на момент вовлечения его в преступление. Если развитие и воспитание несовершеннолетнего имели социально одобряемую направленность, то вовлечение его в преступление, несомненно, причиняет вред его развитию и служит основанием для признания несовершеннолетнего вовлекаемого потерпевшим; в противном случае оснований для такого признания нет.
Также нужно согласиться с Л.Л. Каневским, что в любом случае есть основания для признания потерпевшими малолетних лиц, вовлекаемых в преступление, поскольку они не способны правильно оценивать смысл и значение тех поступков, в совершение которых их привлекает взрослый субъект.7
Показательно
в этом отношении уголовное дело
по обвинению Д. в совершении преступления,
предусмотренного ст. 150 ч. 4 УК РФ, рассмотренное
Карачаевским городским судом Карачаево-
Авторитетный
человек заявляет о возможности
совершения кражи; естественно, что
в подобной ситуации совершенное
ребенком деяние, даже после судебного
разбирательства, не будет однозначно
осознаваться как запретное. В итоге
развитию ребенка причинен серьезный
вред, а суд признает его всего
лишь свидетелем совершенной кражи,
в то время как сосед, у которого
украли крольчиху стоимостью 120 руб.
признается судом потерпевшим. Нелогичность
такой ситуации, очевидна. Если несовершеннолетнему
причиняется или создается
Объективную сторону составляет общественно опасное и уголовно -противоправное деяние, которое совершается в определенное время и в конкретном месте, определенным способом, а в ряде случаев при помощи конкретных орудий или средств, либо в определенной обстановке, которая складывается в объективной действительности к моменту совершения преступления.9
Объективную сторону преступления
ст. 150 составляют действия, направленные
на возбуждение у
Способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления различны, но все они могут быть подразделены на следующие две группы.
Первая группа включает способы психического воздействия. Это прежде всего такие способы коммуникативного влияния, как обман, угроза расправой, обещание приобрести или сбыть добытое преступным путем, убеждение, внушение, предложение совершить преступление, шантаж, подкуп, постановка в материальную зависимость, дача советов или указаний о месте, способе, времени совершения преступления. Следует подробно разобрать некоторые из этих способов.
Обман как способ воздействия на
психику человека состоит в умышленном
введении в заблуждение путем
передачи не соответствующей