Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:28, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в необходимости правильной квалификации терроризма, правильного установления состава преступления. Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших вопросов уголовного права – уголовной ответственности за террористический акт.
Целью данной курсовой работы является, подробное изучение вопроса связанного с уголовной ответственностью за настоящее преступления.
При написании данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи: изучить общие характеристики, а также особенности проблематики квалификации терроризма в уголовном праве России, проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
Введение…………………………………………………………………………...3
главаI.Понятие,виды террористического акта………………………………….5
1.1 Понятие и сущность терроризма…………………………………………….5
1.2 Виды терроризма……………………………………………………………..9
1.3. Формы проявления терроризма……………………………………………12
Глава II. Юридический анализ состава терроризма (террористического акта) по УК России.Ответственность за террористический акт……………………16
2.1. Общий состав преступления……………………………………………….16
2.2. Квалификация терроризма по УК России…………………………………20
2.3. Назначение наказания, основания и условия освобождения от уголовной ответственности за террористический акт……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….29
Список нормативно-правовых актов…………………………………………...30
Что касается угрозы, то она может быть выражена несколькими способами: устно, письменно или другим способом. Содержание же понятия значительный имущественный ущерб представляется весьма расплывчатым, тем более при условиях существенного разрыва в доходах разных слоев населения. Таким образом, получается, законодатель оставляет определение значимости ущерба на усмотрение суда.
Теперь рассмотрим субъект терроризма. Им может быть любое вменяемое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства и достигшее четырнадцатилетнего возраста. Данное положение является чрезвычайно важным, так как в национальном и религиозном терроризме, как правило, принимает участие довольно много подростков, которые в силу своего возраста легко попадают под влияние взрослых и зачастую не всегда способны осознать общественную опасность, а тем более противоправность своих действий.
С субъективной стороны преступления, акт терроризма может совершаться только с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления для достижения своих целей.
Важное значение в субъективной стороне преступлений террористической направленности имеют эмоции, то есть переживания человека, сопровождающие подготовку преступления и процесс его совершения. В последнее время все чаще террористические акты стали совершаться в тех случаях, когда эмоции преобладают над разумом и приводят к общественно опасным проявлениям нетерпимости, экстремизма, политического, националистического или религиозного фанатизма.
Те же деяния, совершенные: ст. 205 УК РФ, перечисленных в ч. 1 при наличии некоторых квалифицирующих обстоятельств, которые свидетельствуют о большей общественной опасности, т.е.:
-
группой лиц по
- с применением огнестрельного оружия.
Применение огнестрельного оружия при совершении терроризма рассматривается в уголовном праве в качестве одного из отягчающих уголовную ответственность обстоятельств. Однако этого квалифицирующего признака не будет, если огнестрельное оружие применялось с целью избежать задержания непосредственно после совершения акта терроризма. Такие действия квалифицируются самостоятельно. Террористический акт может считаться совершенным с использованием огнестрельного оружия, только если оно применялось для нанесения телесного повреждения или демонстрировалось другим лицам как готовность преступника применить его.
Третья часть ст. 205 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой, либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии, либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения. Колоссальную угрозу для всего человечества несет в себе такая сравнительно новая разновидность терроризма как ядерный терроризм. Интересно то, что вплоть до 1999 г. объективная сторона терроризма не включала в себя такие действия, как посягательство на объекты использования атомной энергии и использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения. Данный пробел был устранен ФЗ “О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ” от 9 февраля 1999 г.7 Подобная новелла относится к достижениям УК РФ, поскольку в высшей степени отвечает реалиям настоящего времени.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) по отношению к указанным в ч. 3 ст. 205 УК РФ последствиям. В этом аспекте представляется интересной позиция В.П. Емельянова, который утверждает: причинение смерти при акте терроризма практически всегда является одной из целей, хотя возможно и промежуточной, причем террористов интересует не чья-то конкретная смерть, а как бы наступление “общей” смерти, таким образом, на лицо умысел”.8
В
примечании ст. 205 УК РФ указано, что лицо,
"принимавшее участие в подготовке
акта терроризма, освобождается от уголовной
ответственности, если оно своевременным
предупреждением органов власти или иным
способом содействовало предотвращению
осуществления акта терроризма и если
в действиях этого лица не содержится
иного состава преступления”. Здесь имеются
в виду активные действия человека, который
готовил террористический акт или участвовал
в его подготовке, но затем решил не допустить
его и своевременно предупредил об этом
органы власти. Данные действия могут
быть (считаться) добровольными даже в
том случае, если лицо действовало в страхе
перед разоблачением, в силу религиозных
мотивов, указания священника в ходе исповеди
и т.д.
2.2. Квалификация терроризма по УК России.
Ответственность за квалифицированные виды террористического акта предусмотрены в ч.2 ст. 205 УК РФ9, квалифицирующими признаками являются:
- Пункт «а» ч. 2 – совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору. Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два и более лица, обладающие признаками субъекта преступления заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения таких действий) договаривавшихся о совместном совершении преступления. Каждый из участников полностью или частично выполняет объективную сторону состава преступления;
- Пункт «в» ч. 2 - совершение террористического акта с применением огнестрельного оружия. Под применением огнестрельного оружия понимается фактическое его использование для причинения вреда здоровью человека. К огнестрельному оружию относятся пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы, гранатометы и т.д. При этом оружие может быть как заводского изготовления, так и самодельное. Данные деяния наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Ответственность за особые квалифицированные виды террористического акта установлена ч. 3 ст. 205 УК РФ. Это деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 анализируемой статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.
Организованная группа в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ – устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору в состав такой группы могут входить не только соисполнители, но и другие соучастники, названные в ст. 33 УК РФ. Обязательно наличие организатора, лидера, поддержание им внутри-групповой дисциплины, тщательное планирование преступления, распределение ролей для совершения каждого преступного деяния, принятие мер по скрытию совершенного преступления.
Под
объектом использования атомной
энергии в соответствий со ст. 3 Федерального
закона от 21 ноября 1995 г. «Об использований
атомной энергии» понимаются объекты,
эксплуатирующие атомную (
Совершение террористического акта с использованием ядерных материалов может означать эксплуатацию поражающих факторов ядерного взрыва при применении портативного ядерного боеприпаса малой мощности. Возможность также использование так называемой грязной бомбы, что может привести к радиоактивному заражению местности.
При применении радиоактивных веществ (например, полония, Прометия, радия) возможно причинение смерти или вреда здоровью как одного так и множества лиц, радиоактивное заражение местности.
Ответственность за данное
Незаконное
приобретение либо хищение ядерных
материалов или радиоактивных веществ,
предшествующие совершению террористического
акта, подлежит квалификации по совокупности
со ст. 220, 221 УК РФ.
2.3. Назначение наказания, основания и условия освобождения от уголовной ответственности за террористический акт.
Санкция ст. 205 Уголовного кодекса РФ является относительно определенной, и к террористам применимо лишь наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет лишения свободы. При наличии совокупности преступлений или при наличии отягчающих обстоятельств к виновным применимо и пожизненное лишение свободы. Реальная практика назначения наказания показывает тяготение судебных органов к назначению высших пределов наказаний, установленных санкциями статей, предусматривающих ответственность за терроризм.
Рост преступности наблюдается на протяжении всего периода развития государства. Число совершаемых преступлений росло всегда, и причем независимо от жестокостих наказаний. Снижался уровень преступности только в одном случае: когда государство прибегало к массовому насилию над гражданами, компенсируя тем самым ту часть преступлений, которое общество совершило бы при обычных условиях своего существования. Так, в период правления Сталина преступность в СССР была ничтожна мала, а недостающую часть преступлений, которые объективно должны были произойти, совершало само государство в лице соответствующих органов.
Совершение виновным лицом общественно опасного и противоправного деяния является единственным основанием для применения к нему мер уголовно-правового принуждения. В зависимости от тяжести совершенного преступления и характера посткриминального поведения виновного меняется форма уголовно – правового реагирования на совершенное преступления, а значит, и его правовые последствия. Однако при этом не изменяется юридическая природа совершенного деяния. Общественная опасность как социальная категория, получая правовую оценку, становится юридически значимым обстоятельством. От того, что преступник добровольно заявил о совершенном им преступлении, последнее не становится менее общественно опасным. Поскольку общественная опасность по своему характеру объективна и неизменна, ее наличие или отсутствие не зависит ни от воли законодателя, ни от воли органа, применяющего закон. Поэтому позитивное посткриминальное поведение виновного свидетельствует о снижении степени общественного опасности не деяния, а самого преступника. Таким образом, с момента совершения преступления до момента осуждения возникают и развиваются уголовно – правовые отношения в связи с преступлением по поводу уголовной ответственности. Положительное активное поведение виновного на данном этапе во многом предопределяет его дальнейшее уголовно – правовое положение вплоть до полного освобождения от ответственности по нормам Особенной части УК России.
Освобождение от уголовной ответственности – это и право, и обязанность правоприменителя. Если речь идет о деятельном раскаянии, примирении с потерпевшим, освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних, то это право суда. Использование законодателем слов «может быть освобожден» означает, что при наличии указанных в законе обстоятельств органы следствия и суда имеют право, а не обязаны освободить лицо от уголовной ответственности. Если же речь идет об истечении сроков давности, а также о наличии специальных видов освобождения от уголовной ответственности, то такое освобождение входит в обязанности правоприменителя. В отличие от норм Общей части, по нормам Особенной части освобождение является не результатом оценки личности виновного и преступления, им совершенного, а способом достижения должного поведения лица, стимулом, побуждающим к оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступления. И если поведение виновного соответствует предписаниям анализируемых норм, он подлежит освобождению от уголовной ответственности. При этом законодатель исключает факультативность его реализации. Он указывает не на право, а на обязанность органов дознания, следствия, суда применить освобождение от ответственности.
Освобождение от уголовной ответственности по нормам Общей части УК при терроризме возможно лишь в случае истечения сроков давности, помилования и амнистии. Во всех остальных случаях виновные в совершении рассматриваемых преступлений могут быть освобождены от уголовной ответственности по специальным нормам. Специальные виды освобождения в определенной мере дублируют норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время и расходятся с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то должна применяться ст. 31 УК РФ как норма Общей части, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности, а в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ освобождается от нее. По мнению А.Е. Беляева, примечание к ст. 205 распространяется не на единоличную, а лишь на совместную подготовку акта терроризма независимо от формы соучастия и виды соучастника. Думается, что законодатель имел в виду не только случаи совершения терроризма группой лиц, но и те случаи, когда человек единолично желал осуществить террористическую акцию. К примеру, когда виновный заложил взрывное устройство и установил часовой механизм, а впоследствии передумал, но сам не смог произвести разминирование.
В научной литературе встречается и другое мнение, касающееся терминологической формулировки, использованной законодателем. Так, М.Б. Кострова считает, что если лицо участвовало только в подготовке акта терроризма и способствовало его предотвращению, то налицо условия добровольного отказа от преступления.10
Информация о работе Уголовная ответственность за террористический акт