Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа
В настоящее время борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств по-прежнему остается одним из приоритетных направлений правоохранительных органов. Удельный вес данной категории преступлений в общей структуре преступности небольшой и за 10 месяцев 2011 года составил (только по официальным данным ГУ МВД РФ) около 1,12%.
Вместе с тем, преступления связанные с незаконным оборотом оружия, являются серьезной проблемой, так как характеризуются двойной превенцией, а именно: помимо незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, они порождают тяжкие составы преступлений, такие как: убийства по найму, разбойные нападения, терроризм и т.д., которые угрожают общественному порядку и безопасности граждан.
Обязанностями работников уголовного
розыска, подразделений лицензионно-
Большое значение в предупреждении
преступлений, связанных с незаконным
оборотом оружия, имеют представления
прокуратуры и частные
Очевидным фактом является и то, что чем больше оружия будет бесконтрольно находиться в руках у населения, тем больше будет совершаться преступлений с его применением. Нелегальное приобретение, сбыт, ношение оружия, криминальные взрывы с тяжкими последствиями становятся одним из обстоятельств, существенно влияющих на общее состояние криминогенной обстановки.
Совершенствование государственного контроля за предметами вооружения предполагает налаживание должного учета наличия и расходования оружия; обеспечение надлежащего хранения этих предметов; улучшение работы по подбору кадров для деятельности, связанной с хранением, отпуском и использованием оружия, усиление контроля за его сохранностью. В настоящее время уже накоплен определенный опыт организации и проведения совместных мероприятий органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной системы по контролю за сохранностью оружия. В частности, из представителей МВД, Министерства обороны, ФСБ, Федеральной службы охраны, ФТС, Государственной компании "Росвооружение" создан Межведомственный координационный совет по обеспечению взаимодействия в вопросах сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и борьбы с посягательствами на них. Практика работы этого Совета в условиях сложной криминогенной обстановки в стране в целом и ее обострения в отдельных регионах свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования взаимодействия субъектов правоохранительной системы, осуществляющих контроль за оборотом оружия.
Заключение.
В структуре преступности
в России особое место занимает незаконный
оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ и взрывчатых устройств,
который представляет серьезную
общественную опасность, способствует
росту преступлений, прежде всего
насильственного и корыстно-
Под незаконным оборотом оружия
следует понимать обусловленный
конкретными социальными
Для организации эффективного
противодействия данному
В результате проведённого в дипломной работе исследования уголовно-правовой характеристики незаконного оборота оружия и видов преступлений, составляющих его, были выявлены:
В связи с чем была предпринята попытка разработки предложений по совершенствованию законодательства и рекомендаций для практической деятельности. К таковым следует отнести следующее:
1) Необходимо в Федеральном
законе «Об оружии» конкретизировать
определение огнестрельного оружия и
его основных частей с учетом целевого
назначения и конструктивных особенностей.
В ст. 223, 226 УК РФ использовано понятие
«комплектующие детали к
нему» (огнестрельному оружию), а в ст.
222 УК РФ «его (огнестрельного оружия) основные
части». Понятие «комплектующие детали
к нему» в ст.ст. 223, 226 УК РФ необходимо
заменить словами «его основные части».
Применение ст.ст. 222, 223 УК РФ в борьбе с
незаконным оборотом огнестрельного оружия
существенно затрудняется из-за необоснованно
узкого определения огнестрельного оружия,
закрепленного в Федеральном законе «Об
оружии», которая существенно сужает сферу
применения УК РФ о незаконном обороте
оружия. Буквальное толкование ст. 1 и 2
этого закона не позволяет квалифицировать
по статьям 222-226 УК РФ незаконный и общественно
опасный оборот огнестрельного оружия,
которое не относится к гражданскому,
служебному и боевому ручному стрелковому
оружию. Поэтому необходимо в Федеральном
законе «Об оружии» слова «боевое ручное
стрелковое оружие» заменить словами
«боевое оружие»;
2) Предусмотренные действующим законодательством уголовно-правовые формы незаконного оборота огнестрельного оружия не обеспечивают надлежащим образом охрану интересов общественной безопасности. Поэтому:
3) Как и всякое хищение, хищение оружия (не нападение в целях хищения) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия необходимо считать оконченным тогда, когда указанные предметы изъяты и виновный имеет реальную возможность ими распорядиться по своему усмотрению. Одно нападение с целью завладения оружием в отличие от состава разбойного нападения, предусмотренного ст. 162 УК РФ, еще не образует оконченный состав хищения, а является покушением на это преступление;
4) Близость предмета, размеров санкций и признаков объективной стороны позволяет предложить объединение диспозиций соответствующих частей ст. 222 и 223 УК (тем более что для ремонта комплектующих деталей санкция «от двух до четырех лет лишения свободы» выглядит необоснованно высокой), а градацию ответственности за деяния провести по предмету преступления: в ст. 222 предусмотреть ответственность за незаконные действия с огнестрельным оружием, его основными частями, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, а в ст. 223 – за незаконные действия с холодным, метательным, газовым и иными типами менее опасного оружия);
5) Целесообразно снизить возраст привлечения к уголовной ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) до 14 лет и указать в Примечании к ст. 222 УК РФ на признание неоднократным преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, а также ст. 223 УК РФ.4)
В-целом, состояние борьбы с незаконным оборотом оружия на сегодняшний день находится на удовлетворительном уровне. Дальнейшее принятие мер по профилактике и предупреждению данного явления будет способствовать правильному и единообразному применению уголовного закона, а значит, и решению актуальнейшей задачи борьбы с распространенными и опасными видами преступлений.
Список использованной литературы.
1 Белоконь, А.В. Исторические аспекты развития процесса правового регулирования оборота оружия в российском государстве / А.В. Белоконь // Российский следователь. – 2007. – № 16.
2 Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г.
3 В юридической литературе нет единого мнения о составах преступлений в сфере незаконного оборота оружия. Одни ученые (А.В. Бабенко, О.Я. Баев, А.Ю. Шумилов и др.) полагают, что в данную группу должны входить ст.ст. 222, 223, 224, 225 и 226 УК РФ. Наряду с этим, другие (Д.А. Бражников, В.В. Бычков, С.А. Невский и др.) – под незаконным оборотом оружия понимают действия, предусмотренные ст. 222, 223 и 226 УК РФ, а ст.ст. 224 и 225 УК РФ относят к отдельной категории преступлений, посягающих на установленный порядок сбережения предметов вооружения.
4 Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка Владимира Даля / В.И. Даль. – М., 2001.
5 Ожегов, С.И. Словарь русского языка.– М., 2000.
6 Корецкий, Д.А. Оружие и его незаконный оборот: криминологическая характеристика и предупреждение СПб: Юрид. центр Пресс, 2006.
7 Чучаев, А.И. Уголовное право России. Особенная часть : Учебник для вузов / Н.А. Ныркова, А.И. Чучаев. – М.: Юристъ, 2009..
8 Власов, В.П. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного оборота оружия : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / В.П. Власов. – М., 2001.
9 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.01.2012)
10 Баев, О.Я. Преступления в области незаконного оборота оружия (уголовно-правовой анализ ст. 222 - 226 УК РФ) 2010г.
11 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)
12 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об оружии»
13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 06.02.2007)«О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»
14 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 07.07.2011) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»
15 Приказ МВД РФ от 12.04.1999 N 288 (ред. от 16.05.2009) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814»
Информация о работе Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия