Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 18:59, реферат
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Введение…………..………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические
преступления……………………………………………………………………..4
2. Характеристика преступлений против окружающей среды……………..10
3. Уголовное наказание за экологические преступления…………………...15
Заключение……..…………………………………………………………….....18
Список литературы………...………….………………………………………..20
требования экологической безопасности.
В зависимости от последствий экологическое законодательство
предусматривает три категории преступлений: нарушение; нарушение,
повлекшее значительный ущерб, нарушение, повлекшее смерть человека. Смерть
человека вследствие экологического преступления оценивается законом как
неосторожность.
С точки зрения санкций, установленных за специальные экологические
преступления, их можно отнести к менее тяжким преступлениям. Только по двум
составам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до
восьми лет: за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и
отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое
заболевание людей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насаждений,
не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом или в
результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами
(ст.247, 261 УК РФ).
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны
окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические
функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в
предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных
следок с землей (ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил
безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета,
хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся
веществ и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение правил пожарной
безопасности (ст.219); незаконное обращение с радиоактивными материалами
(ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221);
незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
(ст.234); нарушение
санитарно-эпидемиологических
правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка,
развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство или
распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных
средств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают
экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых
противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется
вред окружающей среде.
Некоторые составы, не являясь
по своей природе
определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны
окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями
(ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог
(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления
могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими
действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей
среде.
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением
экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие
разъяснения, сформулированные
в Постановлении Пленума
практике применения судами законодательства об ответственности за
экологические правонарушения».[13] В частности, необходимо отграничивать
экологические преступления от экологических проступков. В случае
возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от
административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех
обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения,
последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и
причиненного ущерба (п.13).
Преступления, предусмотренные ст.256 (незаконная добыча животных и
растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с момента
начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были
ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные
Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный
состав лишь при
наличии реального ущерба (п.17 Постановления).
Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и
дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за
экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными
для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты
экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный
мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-
правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при
проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная
ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение
экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об
обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов
своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией,
особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с
точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также
расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о
возмещении причиненного
гражданам вреда экологическими
преступлениями».[14]
3. Уголовное наказание за
Уголовным кодексом РФ
преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других
главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.
Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует
почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.
За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах,
предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству
минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством
Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период».[15]
Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические
преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления.
Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда,
максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.
- лишение права
занимать определенные
деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или
дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с
должностным положением осужденного либо характером его профессиональной
деятельности».[16] Такое наказание предусмотрено за многие экологические
преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.
- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в
свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно
полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х
часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную
порубку деревьев и кустарников.
- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом
из его заработка производятся удержания в доход государства в размере,
установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание
установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за
загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение
режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2
лет).
- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего
к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в
специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за
ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет);
уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации (до 3 лет).
- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой
изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев);
за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).
- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания
предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил
охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение
правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за
нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо
другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за
загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу
земли (до 3 лет); за
уничтожение критических
занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение
Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления