Уголовная ответственность за использование рабочего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРЕСТУПЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности
1.2.История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности
2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО
СОСТАВА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1. Понятие торговли людьми
2.2. Объективные признаки торговли людьми
2.3. Субъективные признаки торговли людьми
3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА
3.1 Обращение в рабство как одна из форм эксплуатации человека
3.2. Понятие и объективные признаки преступления
3.3. Субъективные признаки использования рабского труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

похищение недоработанная.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Дополнительная  Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г, сохраняя в силе Конвенцию о рабстве, направлена на интенсификацию национальных и международных усилий в борьбе с рассматриваемым антисоциальным явлением. В этом документе впервые было закреплено понятие раба и лица, находящегося в подневольном состоянии. Раб определялся как лицо, находящееся в положении или в состоянии рабства. А под лицом, находящимся в подневольном состоянии, понимался человек, находящийся в состоянии или в положении, создавшемся в результате институтов или обычаев, сходных с рабством.

     Подчеркивая злободневность исследуемой проблемы, документ перечисляет положения людей, схожие с рабством. К ним относятся:

     1) долговая кабала, то есть положение  или состояние, возникающее вследствие  заклада должником в обеспечение  долга своего личного труда  или труда независимого от  него лица, если надлежаще определяемая  ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга, а также, если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

     2) крепостное состояние, то есть  такое использование земли, при  котором пользователь обязан  по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица или за вознаграждение, или без такового, и не может изменить это свое состояние;

     3) любой институт или обычай, в  силу которых: а) женщину обещают выдать замуж без права отказа с ее стороны ее родители, опекуны, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой; б) муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом, или в) женщина после смерти мужа передается по наследству другому лицу;

     4) любой институт или обычай, в  силу которых ребенок или подросток  моложе 18 лет передается одним  или обоими своими родителями  или своим опекуном другому  лицу за вознаграждение или без такового с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.

     Наряду  с перечисленными видами обычаев, сходных  с рабством, по законам участвующих  в Конвенции государств преступлениями признаются «искалечение, клеймение  выжиганием или иным способом раба или лица в подневольном состоянии, чтобы отметить такое его состояние, или с целью наказания, или по какой либо иной причине». Весьма важно при этом указание на то, что Конвенция предлагает квалифицировать как работорговлю и соучастие в ней (например, посредника при купле-продаже раба). Перевозка или попытка перевозить рабов из одной страны в другую любыми транспортными средствами или соучастие в этом, согласно Конвенции, признается преступлением по законам государств - участников этой Конвенции.

     В свою очередь, участвующие в Конвенции  государства признали эти деяния преступлениями. Стороны приняли  на себя обязательства постепенно и  в возможно короткий срок полностью  отменить рабство во всех формах, предотвращать  и пресекать работорговлю, принимать законодательные меры, устанавливающие строгие наказания за совершение названных запрещенных деяний, оказывать содействие в борьбе за уничтожение рабства33.

     Абсолютное  запрещение рабства и работорговли подтверждено и в Международном  пакте о гражданских и политических правах 1966 г., где говорится о том, что «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8).

     Анализируя  международно-правовые документы, рассматривающие  рабство как преступление международного характера, мы можем определить его как поставление человека в состояние неволи, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, путем его похищения, незаконного лишения свободы, обмана или иным способом.

     В уголовном законодательстве зарубежных государств рабство и работорговля также оцениваются как посягательство на свободу человека. Так, Уголовный кодекс Италии в главе 3 «О преступлениях против личной свободы» содержит ответственность за обращение в рабство (ст.600); доставление рабов для торговли и торговля ими (ст.601); отчуждение и приобретение рабов (ст.602), а также порабощение (ст.603).

     Анализ  международно-правовых документов позволяет  сделать вывод, что преступные деяния, связанные с поставлением человека в рабство и принуждением его к рабскому труду, в национальном законодательстве должны рассматриваться в двух аспектах – в качестве международного и конвенционного преступлений. Ответственность за рабство как международное преступление должна предусматриваться в Разделе XII УК «Преступления против мира и безопасности человечества» в рамках состава «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» (ст. 356 УК РФ).

     До  декабрьской реформы 2003 г. в отечественном  уголовном законодательстве отсутствовала  норма об ответственности за рассматриваемое посягательство. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены существенные изменения, к числу которых относится и установление ответственности за использование рабского труда (ст. 127І УК). Включив соответствующее деяние в систему преступлений, посягающих на личную свободу человека, законодатель выразил его конвенционную сущность и выполнил, тем самым, предписания ранее перечисленных международных документов. В ст. 127І УК РФ под использованием рабского труда понимается «использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг). Введение уголовной ответственности за рассматриваемое деяние символично для нашего государства, поскольку ознаменовало собой не только соблюдение предписаний международно-правовых актов, но и официальное признание того, что в России назрела необходимость борьбы с рабством при помощи уголовно-правовых механизмов.

     Вместе  с тем содержание вновь принятой нормы заслуживает отдельных  нареканий. Так, на наш взгляд, остается необъяснимой позиция законодателя по поводу отнесения деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 127.2. УК РФ, к категории преступлений средней тяжести, тогда как похищение человека, согласно ч. 1 ст. 126 УК, является тяжким преступлением. Напрашивается вывод, что использование рабского труда является менее общественно опасным деянием, нежели похищение человека, с чем вряд ли можно согласиться.

     Буквальное  толкование признаков состава ст. 127.2. УК позволяет утверждать, что  потерпевшим от этого преступления является человек, находящийся в  состоянии рабства, а, следовательно, не могут преследоваться по уголовному закону действия, состоящие в обращении человека в рабство. Возможно, законодатель исходил из того, что обращение в рабство не является настолько общественно опасным деянием, чтобы подвергать его криминализации, но, на наш взгляд, подобный подход к проблеме выглядит, как минимум, не логично.

     Кроме того, вводя уголовную ответственность  за использование рабского труда, законодатель не истолковал понятие «рабство», что  может усложнить применение соответствующей  уголовно-правовой нормы.

     Следует обратить внимание, что на практике встречаются случаи, когда работодатели, используя труд подчиненных с нарушением внутригосударственного трудового законодательства в виде увеличения времени трудового дня, в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, угрожают им наступлением негативных последствий вплоть до увольнения при отказе выполнения такой работы. В связи с указанными обстоятельствами возникает вопрос, относятся ли перечисленные деяния виновных к использованию рабского труда, и можем ли мы их действия квалифицировать по ст. 127.2. УК РФ? Анализ международных документов и внутринационального законодательства позволяет сделать вывод, что подобные деяния содержат лишь некоторые признаки состава преступления, предусмотренного ст. 127.2. УК РФ. Отличие состоит в том, что по сравнению с использованием рабского труда принуждение к труду является менее экстремальной формой эксплуатации человека, хотя правовое положение лиц, занятых принудительным трудом, и лиц, используемых в рабском труде, во многом схожи. Если в положении рабства человек практически лишен всех предоставленных свободному лицу прав, то в состоянии принудительного труда он может реализовать отдельные права: например, право на жилище, право на образование, право на частную собственность и т.д. Но при этом у подневольного лица может быть ограничена свобода выбора трудовых функций, передвижения, поскольку он обязан выполнять определенную ему работодателем деятельность, и не может изменить такого положения.

     Отсутствие  должного законодательного реагирования на проблему рабства в государстве  может привести к увеличению фактов поставления человека в состояние  рабства и работорговли в стране. 

3.2. Объективные  признаки преступления 

     Данная  норма относится к числу конвенционных. Первая международная Конвенция  об упразднении рабства и работорговли была заключена в 1926 г. Ее участником являлся и Советский Союз. В  ст. 1 этого акта рабство определялось как "состояние или положение  человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них". Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозгласила в ст. 4: "Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех его видах". Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в п. 1 ст. 4 воспроизводит эту формулу. Включение в УК комментируемой статьи соответствует международным стандартам и создает правовую основу для привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного запрета.

     Данный  вид преступного поведения предполагает обращение человека в рабство, однако УК самостоятельной ответственности  за этот вид общественно опасного поведения не устанавливает, что можно считать законодательным пробелом. Согласно опубликованным данным количество людей на планете, принуждаемых к рабскому труду, возросло до 27 млн.; оборот рынка рабов в стране достиг 200 млн. долл.

     Из  средств массовой информации известно немало случаев, когда на юге страны людей похищают и, низводя их до положения рабов, эксплуатируют - без оплаты - в домашнем хозяйстве. Да и в Центральных районах России отдельные фермеры, привлекая к работам в своем хозяйстве лиц без определенного места жительства (бомжей), предоставляют им только кров и питание, лишают их личных документов и по сути дела обращают в крепостное состояние.

     "Рабство есть  состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты  права собственности или некоторые из них"34.

     Непосредственный  объект преступления - право человека на свободный труд. Дополнительным объектом квалифицированных видов  могут выступать безопасность жизни  и здоровья потерпевшего.

     Объективная сторона преступления выражается в использовании труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности. Согласно ст. 1 Дополнительной конвенции от 7 сентября 1956 г. об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, к видам рабства относятся, в частности, долговая кабала, крепостное состояние, иные сходные с рабством институты и обычаи.

     Обязательным  признаком объективной стороны  этого преступления является отсутствие у потерпевшего возможности отказаться от выполнения работ и услуг, которые использует виновный. По существу, рабский труд - это труд, к которому человека принуждают и за который он не получает адекватного денежного или материального возмещения. При этом отказ от "трудовой повинности" создает угрозу применения насилия по отношению к потерпевшему вплоть до лишения его жизни. Возможно использование рабского труда "под прикрытием" трудовых соглашений, фиктивных документов об оплате труда и пр. Полагаем, что отсутствие возможности отказаться от исполнения работы без опасения за свои здоровье и жизнь характеризует труд подневольного человека как рабский.

     Под долговой кабалой понимается положение  или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение  долга своего личного труда или  труда зависимого от него лица, если определенная в надлежащем порядке ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена каким-либо сроком и характер ее не определен. Крепостное состояние - это такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для этого лица за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние. Иные виды рабского труда также связаны с сексуальной или иной эксплуатацией физических или интеллектуальных способностей человека, не имеющего по не зависящим от него причинам возможности отказаться от выполнения работ (услуг) на кабальных условиях.

     Состав - формальный. Преступление полагается оконченным даже при единичном акте использования рабского труда. Само обращение в рабство, поскольку оно нередко связано с незаконным лишением свободы, а подчас и с похищением человека, квалифицируется по ст. 127 или 126. 

3.2. Понятие  и объективные признаки преступления

     Субъект этого преступления - общий, любое  лицо, достигшее возраста 16 лет.

     Субъективная  сторона использования рабского труда состоит в прямом умысле виновного. При этом, не смотря на отсутствие прямого указания в УК РФ, действия виновного, как правило, характеризуются целью извлечения материальной или иной личной выгоды от использования рабского труда.

     Ответственность за данное преступление дифференцирована.

Информация о работе Уголовная ответственность за использование рабочего труда