Уголовная ответственность за использование рабочего труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное рассмотрение уголовно-правовых и социальных аспектов торговли людьми и использования рабского труда, вопросов понятия, видов и общих положений торговли людьми и использования рабского труда, а также формированием на этой основе предложений организационно-правового характера, предупреждающих этот состав преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРЕСТУПЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Понятие и общая характеристика преступлений против свободы личности
1.2.История развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности
2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО
СОСТАВА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1. Понятие торговли людьми
2.2. Объективные признаки торговли людьми
2.3. Субъективные признаки торговли людьми
3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА
3.1 Обращение в рабство как одна из форм эксплуатации человека
3.2. Понятие и объективные признаки преступления
3.3. Субъективные признаки использования рабского труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

похищение недоработанная.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Субъективная  сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо осознает общественно-опасный  характер осуществляемых деяний в отношении человека и желает совершить эти действия. Так же в п. «а» ч.3 ст. 1271 УК РФ имеет место сочетание умышленной и неосторожной формы вины, т.е. речь идет о совершении преступления с двумя формами вины, где в отношении совершенной купли-продажи, вербовки, перевозки, передачи, укрывательства или получения у преступника имеется прямой умысел, а в отношении смерти, причинения тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий – неосторожная форма вины.

     Так же субъективная сторона характеризуется  наличием специальной целью. Этой целью  выступает эксплуатация. В Примечании к ст.1271 УК РФ под эксплуатацией понимается использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние. Используемое определение эксплуатации заимствовано из Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми при Конвенции ООН 2000 г. Переняв подобный элемент, вместе с ним перенимаются и проблемы, возникающие в результате его применения. Многими авторами отмечается, что эксплуатация не охватывает торговлю несовершеннолетними, которая производится под видом усыновления (удочерения).26 Об этом свидетельствует следующий пример. Житель Ярославской области, в течение 1999-2001 г. занимался посреднической деятельностью по усыновлению детей гражданами Германии, за что получал от них денежные вознаграждения. Привлечь его к уголовной ответственности за торговлю людьми не удастся, так как у него нет цели эксплуатации. Для этих целей профессором М.П. Клейменовым разработано понятие эксплуатации детей, которая представляет собой создание и реализацию угроз для нормального развития личности несовершеннолетних в интересах третьих лиц, которые эти угрозы создают и реализуют.27 

     Проблематичная  ситуация возникает в том случае, если торговля людьми совершена, скажем, для проведения над ними опытов, причем с их согласия, или для использования в качестве суррогатной матери либо сиделки. Такие цели, учитывая содержание статьи, под признаки торговли людьми не подпадают, ибо содержанием эксплуатации не охватываются. Вместе с тем сам акт торговли человеком имел место и, казалось бы, должен повлечь наказание, однако в силу понимания торговли людьми, сформулированной в упомянутой норме, этот акт находится за пределами действия статьи УК РФ.

     Чаще  всего эксплуатацию понимают, как  использование жертв в секс-индустрии. В частности в Германии в статью уголовного закона, предусматривающую торговлю, включает следующий состав: воздействие ради имущественной выгоды на другое лицо, зная о его  стесненном положении, для склонения этого лица к занятию проституцией или к продолжению этого. Таким образом, законодателем Германии предусматривается ответственность за склонение лица к «продаже» собственного тела, т.е. присутствует своеобразная опосредованность. В приведенной статье УК Германии происходит отождествление понятий проституция и торговля людьми. Проституция — это торговля человеческим телом (торговля услугами сексуального характера посредством тела), а торговля людьми — это купля-продажа самого человека (в данном случае продаются не услуги, а сам человек). В первом случае нарушается общественная нравственность как социально-правовая категория, а во втором — имеет место посягательство на свободу и неприкосновенность человека, на его достоинство (фундаментальные права).

     Считаю, разумней эксплуатацию понимать не только как предлагает нам законодатель, а намного шире. Например, как обращение кого-либо в свою пользу, его использование, подчинение воле. Однако возникает вопрос: нужно ли было включать эксплуатацию в диспозицию нормы? В исследовательских работах появляются предложения исключить эксплуатацию, так как совершение сделки в отношении человека само по себе незаконно, общественно-опасно, а эксплуатацию в различных ее проявлениях включить в УК в качестве квалифицирующих признаков. Что и было произведено с «изъятием у потерпевшего органов и тканей», которое содержится в п. «ж» ч.2 с. 1271 УК РФ. В этом есть рациональное зерно тем более, потому что для наступления ответственности не имеет значения, достигнута была цель эксплуатации или нет, в силу присутствия в составе в качестве факультативного признака субъективной стороны.

 

3. УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 РАБСКОГО  ТРУДА 

3.1 Обращение  в рабство как одна из форм  эксплуатации человека 

     Свобода как осознанная необходимость беспрепятственного осуществления своих прав представляется правоведами в разных интерпретациях, например, как свобода ассоциаций, свобода договора, информации, манифестаций, свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), свобода передвижения и поселения, свобода печати (п. 5 ст. 29 Конституции РФ) и т.д.

     Между тем правоведы уходят от формулировки такого определения, как свобода чести и достоинства человека28. Разумеется, что честь и достоинство - нравственные категории и как понятия граничат друг с другом и определяются одно через другое. Однако именно свобода, честь и достоинство человека защищены Уголовным кодексом Российской федерации в меньшей степени, чем, скажем, преступления, направленные против личности (например, ст. ст. 115 - 119).

     Очевидно, что данное издание, отражающее все  новации уголовного законодательства и представленное такими новыми составами преступления УК РФ, как торговля людьми и использование рабского труда (соответственно ст. ст. 127.1 и 127.2 УК РФ), переориентирует представление правоприменителей на институт преступлений против свободы, чести и достоинства личности. К тому же для удобства пользования представлены диспозиции и санкции соответствующей статьей УК РФ.

     Сказанное позволяет сделать вывод, что  данный труд должен быть полезным не только для работников правоохранительных органов и не только для судей, адвокатов, юристов всех уровней, а также для всех других лиц, изучающих проблемы уголовного права. 

     Рабство является древнейшим правовым институтом, представляющим собой реализацию права  собственности на человека. В процессе исторического развития изменяются его специфические черты, а вместе с ними преобразуется и характер рабской зависимости. На Всемирной конференции по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и расовой нетерпимостью, организованной в Дурбане (ЮАР) в августе 2001 г., обсуждались вопросы о причинах рабства и работорговли. По результатам проведенной конференции международное сообщество признало, что рабство и работорговля являются «ужасной трагедией в истории человечества» и характеризуются как «преступление против человечества».

     В настоящее время, по оценкам экспертов ООН, в мире насчитывается около двадцати семи миллионов рабов, из них 600 тыс. граждан бывшего СССР пребывает в невольном состоянии. Ежегодная прибыль от такого бизнеса составляет семь миллиардов долларов. Рабство и работорговля, наряду с наркобизнесом и торговлей оружием, выступают в качестве самых выгодных источников доходов организованных преступных формирований.

     Рассматриваемое негативное явление не обошло стороной и Россию, которая в настоящий  момент является благоприятной средой для преступной деятельности торговцев людьми. Как правило, работорговлей занимаются организованные преступные группировки, многие из которых сформированы на этнической основе и имеют тесные межрегиональные связи. Сегодня в Чеченской Республике, других регионах Северного и Южного Кавказа, Калмыкии и в иных субъектах Российской Федерации в положении рабов находятся тысячи людей, которые подвергаются бесчеловечной эксплуатации. Они продаются и покупаются, нелегально депортируются за границу.

     Основным  центром рабства и работорговли в России стал Северо-Кавказский регион. Чеченская Республика превратилась в своеобразное рабовладельческое государство, где налажен «конвейер», превращающий человека в живой товар.

     В специальной литературе было проведено  исследование, посвященное психологическим особенностям этнического самосознания, в котором было доказано, что в формировании личности большую роль играют религиозные обычаи и законы. Следовательно, этническое самосознание оказывает влияние на национальные процессы, обусловливая вектор развития общества, наполняя его содержательными компонентами29. Недооценка национальных факторов играет значительную роль в распространении рассматриваемых преступных деяний, запрещенных государственным правом, но разрешенных правом религиозным.

     Людей похищают и обращают в рабство  не только в Чечне, но и по всей России независимо от пола, возраста, социального  положения. Основной целью дельцов  является получения выкупа либо использование  труда людей в качестве бесплатной рабочей силы. В Москве и некоторых других крупных городах сложилась целая индустрия нищенства: под контролем организованных преступных сообществ формируются бригады инвалидов, не имеющих легальных средств к существованию. Их поселяют в общежитии, переодевают в воинский камуфляж, снабжают колясками и под видом жертв афганской либо чеченской войны направляют «под охраной» попрошайничать на оживленные магистрали, в метро и другие места. По подсчетам работников милиции, нищие «колясочники» собирают в день по 2-3 тысячи рублей каждый, из которых им остается не более 1%, а остальные деньги уходят организаторам этого циничного бизнеса. Показательным также будет случай обнаруженный на Александровской птицефабрике Владимирской области, на которой четыре месяца содержались в рабстве двадцать четыре гражданина Узбекистана. Работая на этой фабрике, люди были лишены документов, удостоверяющих личность, рабочий день начинался с 7.00. и заканчивался в 23.30 без выходных. За четыре месяца работы заработная плата не выплачивалась. Люди содержались в полуразрушенном бараке, в котором отсутствовали элементарные условия для проживания30. И это не единичный факт.

     Отечественные ученые по-разному дают юридическую  оценку рабству и работорговле. Так, В.П. Панов, И.И. Лукашук, А.В. Наумов, Л.Н. Галенская относят эти деяния к преступлениям международного характера. Следовательно, такие преступления в национальном законодательстве должны быть отнесены к группе преступлений против личности, и ответственность за их совершение должна предусматриваться самостоятельной уголовно-правовой нормой.

     Иной  точки зрения придерживается В.Н. Кудрявцев, по мнению которого мировое сообщество уже признало такие преступления международными31. Объективные и субъективные признаки рабства и работорговли как международного преступления должны рассматриваться в рамках состава применения запрещенных средств и методов ведения войны. В связи с этим будет уместным рассмотреть международно-правовые документы, посвященные борьбе с рабством.

     Юридическую основу борьбы с исследуемыми социально негативными явлениями составляют: Конвенция о рабстве 1926 г., Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и обычаев, сходных с рабством 1956 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

     В соответствии со ст. 1 Конвенции о  рабстве 1926 г. под рабством понималось «положение или состояние лица, в  отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности», а  под работорговлей (торговлей невольниками) – «все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов».

     Государства, подписавшие названную Конвенцию, принимали на себя обязательства  постепенно и в возможно короткий срок полностью отменить рабство  во всех формах, а также пресекать и предотвращать работорговлю, принимать законодательные меры, устанавливающие строгие наказания за совершение названных запрещенных деяний, оказывать содействие в борьбе за уничтожение рабства.

     Международно-правовые меры борьбы с рабством получили дальнейшее развитие после Второй мировой войны. Сотрудничество государств в деле противодействия рабству и работорговле стало более содержательным и последовательным в рамках Организации Объединенных Наций. С принятием Устава ООН была создана принципиально новая правовая основа для международного сотрудничества в области борьбы с рабством. При Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС) был создан специальный комитет по вопросам рабства, который, после соответствующих исследований, установил существование рабства в различных государствах в неприкрытой или завуалированной формах32. Вслед за этим в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г. подчеркивалось: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 4).

Информация о работе Уголовная ответственность за использование рабочего труда