Автор: Евгения Овчинникова, 07 Октября 2010 в 16:56, курсовая работа
Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все три вышеперечисленные компонента национальной безопасности Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием – внешняя безопасность Российской Федерации.
Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные, социологи и др. высказывают мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях, которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.
Введение 2
Наиболее опасные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 9
Раскрытие понятия о государственной измене как уголовном преступлении 24
Заключение 31
Список использованной литературы 35
А) других, кроме измены, преступлений против основ конституционного строя и безопасности страны;
Б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности государства;
В первом случае действия виновного квалифицируется по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (террористический акта, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.).
Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы; подбор явочных и конспиративных квартир; оказание содействия иностранным эмисарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве и на работу, связанную с доступом к государственным секретам и многое другое. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.
Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место также стадии совершения преступления.
Приготовление к преступлению образуют разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо и т.д.
Как
покушение на преступление квалифицируется
неудавшаяся попытка установить
контакт с представителями
Государственная измена совершается только с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественно опасный характер своих действий, указанных в диспозиции данной статьи и желает их осуществить.
Для квалификации преступления подлежит установлению направленность умысла – нанести ущерб внешней безопасности России. Мотивы при этом могут быть самыми разными: корысть, месть, политические разногласия, националистические побуждения, следствие шантажа и т.д. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытие механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.
Субъектом государственной измены признается только гражданин России, достигший шестнадцати лет. Соучастникам же преступления, кроме исполнителя могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Гражданин России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). При совершении им государственной измены он также подлежит уголовной ответственности, поскольку «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» п.2 ст. 62 Конституции РФ.
Примечание
к ст. 275 настоящего УК РФ предусматривает
возможность освобождения от уголовной
ответственности, если:
а) лицо добровольным и своевременным
сообщением органам власти или иным образом
содействовало предотвращению дальнейшего
ущерба интересам Российской Федерации;
б) в его действиях не содержится иного
состава преступления.
Данная
поощрительная норма призвана показать
человеку, совершившему оконченное преступление,
путь к отступлению и при выполнении
им указанных условий
В начале мне бы хотелось привести строки из Комментария к УК РФ, а именно: «Для нового Кодекса характерно также ослабление внимания к обеспечению охраны национальной безопасности России. Так, в нем без достаточных оснований снижены, по сравнению с УК РСФСР, санкции многих статей, предусматривающих ответственность за преступления против военной службы». Далее: «Однако, как известно, идеальных законов не существует. Правоохранительные органы уже сейчас обеспокоены некоторыми неудачными, а порой и ошибочными решениями и пробелами нового Кодекса. Это ставит перед правоприменительной практикой очень серьезные, порой трудноразрешимые проблемы».
Юридическое
содержание ст. 275 УК РФ не в полном объеме
удовлетворяет применяемость
Можно ведь представить себе такую картину:
Когда-либо, несколько лет тому назад или даже более десятка лет тому назад, гражданин имел возможность пообщаться конфидициально с кем-либо из представителей иностранного государства, причем повод для данного общения мог быть самый различный. Результатом такого общения могла стать вербовка гражданина России, но не предмет шпионажа, а для проведения данного гражданина вверх по служебной лестнице, якобы для претворения в жизнь каких-либо политических убеждений или взглядов последнего. Причем, следует отметить, что данный гр-н России является не только морально упадшим, но и имеют место также отдельные психологические патологии, наклонности и т.д.
Теперь также легко себе представить то, что данный гр-н России так или иначе, но все таки поднялся на одну из самых верхних ступеней высшей государственной власти. Он вполне мог стать министром финансов, одной из главных фигур в министерстве обороны и т.д. Помочь ему в подобном «росте» реально могли те же «соратники в политики» и т.д.
Разумеется, субъективная сторона дальнейших деяний данного гражданина, как юридического лица, может содержать в себе самые разносторонние аспекты и мотивы: националистическая неприязнь к какому либо конкретному национальному компоненту населения страны, укоренившееся чувство мести, корысть проявленная в особо крупной материальной заинтересованности, политическая несовместимость внутренних скрытых убеждений с интересами России и т.д.
Результаты же «деяний» такого гражданина легко себе представить. Надо только повнимательнее посмотреть на текущее положение дел в России.
Юридически
же доказать прямую связь данного
гражданина с спец. службами или
другими представителями
Теперь же, рассматривая саму возможность причинения ущерба внешней безопасности России, а также ущерба обороноспособности России со стороны указанного гр-на, как юридического лица, как занимающего высокий пост по какому либо аспекту управления страной – можно логически считать как неограниченной, учитывая все выше изложенное.
Таким образом, рассуждая далее, можно и нужно было юридически связать в настоящем Законе ответственность высшей власти страны за те конкретные действия (бездействия), которые в итоге нанесли или могут нанести ущерб внешней безопасности страны. А обозначить главу в Законе можно было бы как «Преступление против национальной безопасности России» или «Преступления в высших государственных органах, наносящих ущерб внешней и национальной безопасности России».
Общеизвестно
также, что, например, внешняя безопасность
государства непосредственно
В
своих примерах по данной теме я
подчеркнуто ясно дала понять всю
реальность и опасность государственной
измены, но не только как непосредственной
помощи иностранному государству, в целях
проведения враждебной деятельности,
а также как измене национальным интересам
государства и национальной безопасности.
Я, в глубине души все же надеюсь на то,
что законодатель примет и утвердит изменения
и дополнения к настоящему Уголовному
Кодексу РФ в ближайшее время с учетом
глубокой проработки реального состояния
национальной безопасности России.
Список
используемой литературы
Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену