Уголовная ответственность за государственную измену

Автор: Евгения Овчинникова, 07 Октября 2010 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все три вышеперечисленные компонента национальной безопасности Российской Федерации обозначены в настоящем Уголовном кодексе РФ общим понятием – внешняя безопасность Российской Федерации.
Современные российские – юристы, политики, экономисты, военные, социологи и др. высказывают мнение о внесении в настоящий Уголовный кодекс еще одного компонента национальной безопасности России, а именно экономической безопасности России, а иными словами – речь идет о деяниях, которые имеют уже место в реальной жизни страны и которые по логическому и юридическому соотношению можно и нужно отнести к государственной измене, так как итоговая сущность этих деяний содержит в себе прямой подрыв обороноспособности страны, а значит подрывает внешнюю безопасность России.

Содержание

Введение 2
Наиболее опасные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства 9
Раскрытие понятия о государственной измене как уголовном преступлении 24
Заключение 31
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     В УК эта форма государственной  измены отменена.

     Не  вписывалась полностью в признаки измены и такая ее форма, как заговор  с целью захвата власти. В тех  случаях, когда заговорщики осуществляют свою деятельность совместно с иностранным государством или иностранной организацией, их действия образуют состав государственной измены. Но когда заговорщики действуют, не контактируя с иностранными государствами или иностранными организациями, заговор не содержит признаков государственной измены.

     Важное  изменение внесено в содержание таких форм измены, как выдача государственной  тайны и оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации. В УК РСФСР в качестве адресата выдачи и оказания помощи называлось только иностранное государство и не назывались иностранные организации или их представители.

     В УК речь идет не только об иностранном  государстве, но и об иностранных организациях или их представителях.

     Отличие шпионажа от выдачи государственной  тайны состоит в том, что шпионаж  выражается в передаче, а равно  в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или  их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

     Государственная измена в форме выдачи государственной  тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную  тайну, иностранному государству, иностранной  организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).

     Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности Российской Федерации, – ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»2.

     Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

     Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые  передаются или собираются по заданию  иностранной разведки для использования  их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

     И шпионаж, и выдача – конкретизация основной формы измены – оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.

     Понятие враждебной деятельности включает любую  деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической – срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной – поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки – расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

     Государственная измена считается оконченной с момента  совершения действий независимо от наступивших  последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи – с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

     Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам  шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.

     Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

     Если  за измену Родине по п. «а» ст. 64 УК РСФСР  предусматривалась смертная казнь  с обязательной конфискацией имущества, то сейчас – санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

     Согласно  ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится  к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.

     В примечании к статье 275 УК РФ предусмотрено  специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее  государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

     Способствовать  предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

     Статья 276. Шпионаж

     Формулировка  состава шпионажа не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была дана в УК РСФСР. В числе признаков шпионажа названо, кроме похищения и собирания, еще и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи их адресатам шпионажа. Из предмета шпионажа исключена военная тайна.

     В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

     Собирание предполагает любой способ получения  сведений, кроме хищения. Хищение  – это противоправное, безвозмездное  изъятие сведений. Хранение сведений, как и собирание и хищение, должно преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.

     Такие действия, как выдача государственной  тайны, не предусмотрены статьей 276 УК РФ. Поэтому факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, независимо от того, предшествовал ли передаче сбор сведений или нет.

     Субъектом шпионажа является только иностранный  гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

     Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.

     Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

     В отличие от ст. 66 УК РСФСР (террористический акт) данная статья предусматривает  только убийство или покушение на убийство государственного или общественного  деятеля. Причинение тяжких телесных повреждений (ст. 66 УК РСФСР) данная статья не предусматривает. В число потерпевших не включены представители власти. Но в понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели общественных организаций любого направления и ориентации, в том числе и оппозиционных, негативно относящиеся к существующему строю. Закон категорично запрещает террористический акт как средство политической борьбы, как средство подавления политических противников.

     К государственным деятелям относятся  руководители государственных органов  федерального уровня и субъектов  РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью  активно проводят в жизнь политику государства. К государственным  деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

     Общественные  деятели – это лица, активно  участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.

     Террористический  акт совершается с прямым умыслом, его целью является прекращение  политической деятельности государственных  или общественных деятелей или месть  за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности.

     Месть в данном случае можно рассматривать  и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.

     Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц. Если умысел виновного был направлен на причинение телесных повреждений потерпевшему, то его действия нельзя рассматривать как террористический акт даже при наличии указанной в законе цели.

     Угроза  совершить террористический акт  в качестве преступления законом  не предусмотрена. В таких случаях  действия виновного следует квалифицировать  как угрозу убийством по ст. 119 УК.

     Террористический  акт считается оконченным с момента  причинения смерти или же с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.

     Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего  возраста. Если террористический акт  совершает гражданин Российской Федерации по заданию иностранного государства, иностранной организации, то его действия следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству и террористический акт по совокупности преступлений.

     Если  террористический акт совершается  наемным убийцей, вопрос об ответственности  должен решаться следующим образом: если наемный убийца не знал и не мог знать подлинных целей  заказчика убийства, он будет нести  ответственность за умышленное убийство; если наемный убийца знал о целях убийства, он будет отвечать за террористический акт как его исполнитель, а заказчик – за подстрекательство или организацию террористического акта.

     В отличие от первых двух составов преступлений (государственная измена – ст. 275 УК, шпионаж – ст. 276 УК) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наряду с лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Это преступление также особо тяжкое.

     Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

     Никто не может присваивать власть в  Российской Федерации. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Информация о работе Уголовная ответственность за государственную измену