Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях терроризм трансформировался в сложное социально-политическое явление национального и международного масштаба. Оно обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными противоречиями национальной и международной жизни. До настоящего времени международным сообществом не выработано единое определение терроризма и единая стратегия противодействия ему. Каждое государство решает указанную проблему по-своему.
Введение 3
Глава I: Понятие террористического акта 5
Глава II: Уголовно-правовые характеристики террористического акта 7
Глава III: Отграничение террористического акта от его смежных
составов 15
Заключение 18
Список литературы 20
Важное предупредительное значение имеет примечание к статье к ст. 205 УК, которое содержит поощрительную норму. Данная норма дает возможность лицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.
Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двух обязательных условий:
а) своевременного
предупреждения органов власти
или иного способствовании
Принципиальное
значение имеет решение вопроса
о правовых последствиях добросовестной,
но неудачной попытки
Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько желанием лица добиться максимальной эффективности своего деяния.
Глава III
Отграничение террористического акта от его смежных составов
1. Отграничение
террористического акта от
Бандитизм – создание устойчивых вооруженных групп (банд) в целях нападения на организации или граждан, руководство такими группами, (бандами), а также участие в них или участие в совершаемых бандой нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность. Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.
Обязательный признак объективной стороны бандитизма – создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки – лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный терроризм.
Нападение – основное общественно опасное действие бандформирований. Террористический акт не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой “рассеянную” угрозу или опасность населению, обществу.
Вооруженность – обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.
Главное различие – в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и “обложение данью” предпринимателей и т.п.
Цель террористического акта – устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.
2. Отграничение
террористического акта от
Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является причинение материального ущерба; террористический акт не окончен в момент создания опасности наступления общественно опасных последствий.
Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь государства; террористический акт не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу “достаточно” создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.
Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при террористическом акте.
Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства – общественная безопасность при террористическом акте и экономическая безопасность Российской Федерации – при диверсии.
3. Отграничение
террористического акта от
Действия Б. и Х., связанные с захватом и удержанием заложников, с требованием предоставить оружие и самолет, угрозами расстрелом заложников и созданием угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином, были квалифицированы наряду со ст. 206 УК РФ и по ст. 205 УК РФ как террористический акт.
Между тем, из материалов дела следовало, что угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином были занесены в автомобиль, а затем в самолет в других целях.
Учитывая эти обстоятельства, преступление не было квалифицированно как террористический акт.
Таким образом, для квалификации деяния как террористического акта необходимо, помимо прочих указанных в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие одной из следующих целей:
1) нарушение общественной безопасности;
2) устрашение населения;
3) оказание воздействия на принятие решения органами власти.
Заключение
Анализ практики совершенных террористических актов за последние годы на территории РФ наводит на вывод о необходимости включения в статью 205 УК РФ дополнительного квалифицирующего признака, указывающего на причинение смерти двум или более лицам, соответственно, и ужесточения наказания за такого рода деяния. О необходимости этому свидетельствует и заявление Д.А. Медведева: «Сегодня в московском метро произошли террористические акты… Нужно усилить то, что делается. Очевидно, что то, что предпринималось до этого, недостаточно».13
Следует вспомнить, что подобные теракты уже не раз уносили множество жизней российских граждан. 11.06.1996 г. на Серпуховской линии московского метро в результате теракта погибли 4 человека. 05.02.2001 г. на станции метро «Белорусская» оборвалась жизнь 20 человек из-за сработавшего взрывного устройства. 06.02.2004 г. на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в результате взрыва погиб 41 человек. 21.08.2006 г. совершен взрыв на Черкизовском рынке в г. Москве, где погибли 14 человек. 06.11.2008 г. произошел взрыв в маршрутном такси во Владикавказе – 12 человек погибли. 27.11.2009 г. – второй подрыв «Невского экспресса» Октябрьской железной дороги, унесший жизни 28 человек.
В результате вышеупомянутых данных возникает необходимость отразить эти последствия в уголовном законе РФ. Еще более остро заставили посмотреть на это два взрыва в московском метро в 2010 году (произведенные 29.03.2010 г.19 на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», унесшие жизни 40 человек20) и взрыв в аэропорту «Домодедово», произошедший 24.01.2011 г., где погибло 37 человек.
______________________________
13) Медведев Д.А. Заявление на экстренном
совещании Национального антитеррористического
комитета по поводу произошедших террористических
актов в московском метрополитене в марте
2010 года. URL:http://www.klerk.ru/boss/
Основные выводы по теме курсовой работы сводятся к следующему:
1. Террористический
акт представляет собой
2. Объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с безопасностью, в узком смысле слова. Общественная безопасность является объектом уголовно-правовой охраны и представляет собой совокупность общественных отношений, регламентирующих основы обеспечения безопасных условий существования общества.
Объективная сторона - только действие, выраженное в двух альтернативных формах: а) совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий и б) угрозе совершения указанных действий.
Субъект - анализируемого преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. Однако, как показывает практика, террористы действуют как правило организованной группой, что усложняет их поиск и предотвращение террористических актов.
Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, совершая указанные в законе действия, он создает опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий и желает действовать именно таким образом.
3. Следует отграничивать
смежные с данной статьей
Список используемой литературы:
I. Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М., 2011
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ (принят Государственной Думой 24 мая 1996 года),с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П)
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму". «Консультант плюс».
4. Федеральный закон N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ред. от 25.06.2012.) «Консультант плюс».
5. Федеральный
закон «О пожарной
6. Федеральный закон " Об оружии от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Консультант плюс"
II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов
7. Емельянов В.П. Терроризм как явление и как состав преступления. 1999.
8. Михеев И.Р.
Терроризм: понятие,
9. Овчинникова Г. В. Терроризм. СПб., 1998. С 7
10. Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 691.
11. Ожегов С.И Словарь русского языка 1986. С 70.
III. Статьи из периодических изданий
12. Горбунов Ю.С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму // Журнал российского права. 2007.№2.С. 38-44; Кодин М.И.
Современный международный терроризм как социально-политическое явление и угроза национальной безопасности России // Наука. Культура. Общество. 2006. № 3. С. 23-41.
13. О внесении
изменений в Федеральный закон
«О противодействии
14. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2011 г. № 1013 // Российская газета. 2011. 20 декабря.
15. О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»: Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июня 2007 г. № 352 (в ред. от 07 декабря 2011 г.) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2921. IV.
Источники Интернет