Уголовная отвественность за терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях терроризм трансформировался в сложное социально-политическое явление национального и международного масштаба. Оно обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными противоречиями национальной и международной жизни. До настоящего времени международным сообществом не выработано единое определение терроризма и единая стратегия противодействия ему. Каждое государство решает указанную проблему по-своему.

Содержание

Введение 3
Глава I: Понятие террористического акта 5
Глава II: Уголовно-правовые характеристики террористического акта 7
Глава III: Отграничение террористического акта от его смежных
составов 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

уголовное право.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Важное предупредительное  значение имеет примечание к статье к ст. 205 УК, которое содержит поощрительную  норму. Данная норма дает возможность лицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни быть привлеченным к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительным органам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.

Согласно закону освобождение лица от уголовной ответственности  возможно при наличии двух обязательных условий:

 а) своевременного  предупреждения органов власти  или иного способствовании предотвращению  осуществления акта терроризма  и б) отсутствия в действиях  лица иного состава преступления. Своевременным предупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, которое предоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий акт терроризма. Органы власти — это любые государственные и общественные органы имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращении» чрезвычайных происшествий. Иное способствование может выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущения акта терроризма (изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с места совершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге и т. п.).

Принципиальное  значение имеет решение вопроса  о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попытки предотвращения акта терроризма. Представляется, что  если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам от него независящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т. п.) предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечания к ст. 205 УК., и случаях наличия в действиях лица состава иного преступления, например хищения взрывчатых веществ, лицо освобождается от ответственности по ст. 205 УК, но подлежит наказанию по ст. 226 УК.

Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинить вред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько  желанием лица добиться максимальной эффективности своего деяния.

 

Глава III

Отграничение  террористического акта от его смежных составов

 

1. Отграничение  террористического акта от бандитизма (ст. 209 УК РФ). Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как террористический акт и бандитизм.

Бандитизм – создание устойчивых вооруженных групп (банд) в целях нападения на организации или граждан, руководство такими группами, (бандами), а также участие в них или участие в совершаемых бандой нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность. Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.

Обязательный  признак объективной стороны бандитизма – создание организованной устойчивой вооруженной группы из двух и более лиц, заранее объединившихся для нападения на граждан или организации (банды). При террористическом акте создание террористической группировки – лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой, - квалифицированный терроризм.

Нападение – основное общественно опасное действие бандформирований. Террористический акт не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественный организаций, он, скорее, представляет собой “рассеянную” угрозу или опасность населению, обществу.

Вооруженность – обязательный признак бандитизма, в то время как при террористическом акте возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия.

Главное различие – в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и “обложение данью” предпринимателей и т.п.

Цель террористического  акта – устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.

2. Отграничение  террористического акта от диверсии (ст. 281 УК РФ). По законодательной обрисовке действия (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ) диверсия почти полностью совпадает с террористическим актом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к террористическому акту, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.

Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной  составляющей которого является причинение материального ущерба; террористический акт не окончен в момент создания опасности наступления общественно опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение  материальных объектов, чтобы непосредственно  таким путем подорвать мощь государства; террористический акт не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу “достаточно” создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

Существенным  разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при террористическом акте.

Различие между  рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства – общественная безопасность при террористическом акте и экономическая безопасность Российской Федерации – при диверсии.

3. Отграничение  террористического акта от захвата  заложников. На практике определенные трудности представляет разграничение террористического акта и захвата заложников, двух самостоятельных составов преступлений. Примером этому может служить следующее дело из судебной практики.

Действия Б. и Х., связанные с захватом и  удержанием заложников, с требованием  предоставить оружие и самолет, угрозами расстрелом заложников и созданием угрозы для жизни людей путем взрыва канистр с бензином, были квалифицированы наряду со ст. 206 УК РФ и по ст. 205 УК РФ как террористический акт.

Между тем, из материалов дела следовало, что угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином были занесены в автомобиль, а затем в самолет в других целях.

Учитывая эти  обстоятельства, преступление не было квалифицированно как террористический акт.

Таким образом, для квалификации деяния как террористического  акта необходимо, помимо прочих указанных  в ст. 205 УК РФ обстоятельств, наличие  одной из следующих целей:

1) нарушение  общественной безопасности;

2) устрашение  населения;

3) оказание воздействия  на принятие решения органами  власти.

 

Заключение

 

Анализ практики совершенных террористических актов  за последние годы на территории РФ наводит на вывод о необходимости  включения в статью 205 УК РФ дополнительного  квалифицирующего признака, указывающего на причинение смерти двум или более лицам, соответственно, и ужесточения наказания за такого рода деяния. О необходимости этому свидетельствует и заявление Д.А. Медведева: «Сегодня в московском метро произошли террористические акты… Нужно усилить то, что делается. Очевидно, что то, что предпринималось до этого, недостаточно».13

Следует вспомнить, что подобные теракты уже не раз уносили множество жизней российских граждан. 11.06.1996 г. на Серпуховской линии московского метро в результате теракта погибли 4 человека. 05.02.2001 г. на станции метро «Белорусская» оборвалась жизнь 20 человек из-за сработавшего взрывного устройства. 06.02.2004 г. на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в результате взрыва погиб 41 человек. 21.08.2006 г. совершен взрыв на Черкизовском рынке в г. Москве, где погибли 14 человек.  06.11.2008 г. произошел взрыв в маршрутном такси во Владикавказе – 12 человек погибли. 27.11.2009 г. – второй подрыв «Невского экспресса» Октябрьской железной дороги, унесший жизни 28 человек.

В результате вышеупомянутых данных возникает необходимость  отразить эти последствия в уголовном  законе РФ. Еще более остро заставили  посмотреть на это два взрыва в  московском метро в 2010 году (произведенные 29.03.2010 г.19 на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», унесшие жизни 40 человек20) и взрыв в аэропорту «Домодедово», произошедший 24.01.2011 г., где погибло 37 человек.

 

 

 

___________________________________________________________________________________

13) Медведев Д.А. Заявление на экстренном совещании Национального антитеррористического комитета по поводу произошедших террористических актов в московском метрополитене в марте 2010 года. URL:http://www.klerk.ru/boss/news/178620/ (дата обращения: 29.03.2010).

 

Основные выводы по теме курсовой работы сводятся к следующему:

1. Террористический  акт представляет собой сложное,  многомерное явление. Кроме правовых, он затрагивает целый ряд других  проблем – психологические, исторические, технологические и т.д. Все  это обуславливает то обстоятельство, что мировому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение террористического акта.

2. Объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с безопасностью, в узком смысле слова. Общественная безопасность является объектом уголовно-правовой охраны и представляет собой совокупность общественных отношений, регламентирующих основы обеспечения безопасных условий существования общества.

Объективная сторона - только действие, выраженное в двух альтернативных формах: а) совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий и б) угрозе совершения указанных действий.

Субъект - анализируемого преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет. Однако, как показывает практика, террористы действуют как правило организованной группой, что усложняет их поиск и предотвращение террористических актов.

Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, совершая указанные в законе действия, он создает опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий и желает действовать именно таким образом.

3. Следует отграничивать  смежные с данной статьей составы  преступлений, предусмотренные статьями № 209 УК РФ (Бандитизм) и № 281 (Диверсия). Отличия данных составов преступления состоят в тех общественных отношениях, на которые направлены эти преступления.

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

I. Официальные документы

1. Конституция  Российской Федерации принятая  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. – М., 2011

2. Уголовный  Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ (принят Государственной Думой 24 мая 1996 года),с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, от 13.07.2010 N 15-П)

3. Федеральный  закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму". «Консультант плюс».

4. Федеральный  закон N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ред. от 25.06.2012.) «Консультант плюс».

5. Федеральный  закон «О пожарной безопасности»  Принят Государственной Думой  18 ноября 1994 года (с изм., внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ,определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О). «Консультант плюс».

6. Федеральный закон " Об оружии от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Консультант плюс"

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

 

7. Емельянов  В.П. Терроризм как явление  и как состав преступления. 1999.

8. Михеев И.Р.  Терроризм: понятие, ответственность,  предупреждение.

9. Овчинникова  Г. В. Терроризм. СПб., 1998. С 7

10. Ожегов С.И  Словарь русского языка 1986. С  691.

11. Ожегов С.И  Словарь русского языка 1986. С  70.

 

 

 

 

III. Статьи из периодических изданий

 

12. Горбунов Ю.С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму // Журнал российского права. 2007.№2.С. 38-44; Кодин М.И.

Современный международный терроризм как социально-политическое явление и угроза национальной безопасности России // Наука. Культура. Общество. 2006. № 3. С. 23-41.

13. О внесении  изменений в Федеральный закон  «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 08 ноября 2011 года № 308-ФЗ // Российская газета. 2011. 11 ноября.

14. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2011 г. № 1013 // Российская газета. 2011. 20 декабря.

15. О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»: Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июня 2007 г. № 352 (в ред. от 07 декабря 2011 г.) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2921. IV.

 

Источники Интернет

Информация о работе Уголовная отвественность за терроризм