Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях терроризм трансформировался в сложное социально-политическое явление национального и международного масштаба. Оно обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными противоречиями национальной и международной жизни. До настоящего времени международным сообществом не выработано единое определение терроризма и единая стратегия противодействия ему. Каждое государство решает указанную проблему по-своему.
Введение 3
Глава I: Понятие террористического акта 5
Глава II: Уголовно-правовые характеристики террористического акта 7
Глава III: Отграничение террористического акта от его смежных
составов 15
Заключение 18
Список литературы 20
Содержание:
Введение
Глава I: Понятие террористического
акта
Глава II: Уголовно-правовые характеристики террористического акта 7
Глава III: Отграничение террористического акта от его смежных
составов
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях терроризм трансформировался в сложное социально-политическое явление национального и международного масштаба. Оно обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными противоречиями национальной и международной жизни. До настоящего времени международным сообществом не выработано единое определение терроризма и единая стратегия
противодействия ему. Каждое государство решает указанную проблему по-своему.
Необходимость создания универсального определения терроризма в законе продиктовано современной обстановкой как в нашей стране, так и на международном уровне. Его разработка и дальнейшее закрепление в нормативно-правовых актах повысит эффективность взаимодействия субъектов, участвующих в антитеррористической деятельности, в противодействии терроризму.
Необходимость
современного исследования определения
терроризма и преступлений террористической
направленности обусловлена тем, что
ранее разработанные
Предыдущие определения терроризма и представления о террористических преступлениях отражали реалии того времени, в котором они разрабатывались. Современные геополитические, исторические, экономические, социальные, а также исторические условия вынуждают научное сообщество пересмотреть существующее представление о них. О необходимости этого
свидетельствует утвержденный в апреле 2010 г. Президентом РФ перечень поручений по борьбе с терроризмом. В настоящее время руководство России обращает внимание на назревшую необходимость пересмотра представления о терроризме и преступлениях террористической направленности. Об этом
свидетельствуют выступления Председателя Правительства РФ В.В. Путина о том, что терроризм представлен организованными бандами террористов, обученными и финансируемыми из-за границы.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым высказывается мнение: «Может, есть смысл как-то подправить законодательство, во всяком случае, есть о чем подумать,
переформатировать объективные и субъективные стороны такого преступления, как терроризм».1
Об усиленном внимании со стороны государственной власти проблемам противодействия терроризму в России свидетельствуют и внесенные изменения в четвертом квартале 2011 г. в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.2Также посвящены этому Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 г. № 10133 и Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 г. № 352 (в ред. от 07.12.2011г.).4
Вышеперечисленные обстоятельства, в очередной раз, усиливают позиции тех представителей научного сообщества, которые высказываются о безотлагательной необходимости проведения разработки универсального определения терроризма и представлении о террористических преступлениях в целом.
Сегодня в России и зарубежных странах в науках, изучающих терроризм, используется термин «терроризм». По данным ГИАЦ МВД России, за последние 7 лет (с 2005 по 2011 гг.) совершено 5161 террористическое преступление.5
Терроризм, в силу своей специфики, как доступный и нередко эффективный вид насилия, имеет тенденцию к все более широкому распространению.
Насилие в террористических формах влияет на облик современного мироустройства, указывая на несовершенство организации общества и слабость противостоящей ему организационно-правовой системы. Наблюдаются тенденции и взаимосвязи по сближению терроризма с коррупцией. От совершенных террористических актов страдают люди, разрушаются материальные и духовные ценности. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Эта ситуация требует от государства мобилизации средств для пресечения терроризма и преступлений, связанных с его осуществлением.
______________________________
1 Медведев Д.А. Снисхождения
к пособникам террористов быть не может.
URL: http://www.edinros.ru/news/
2 О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 08 ноября 2011 года № 308-ФЗ // Российская газета. 2011. 11 ноября.
декабря 2011 г.) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Собрание законодательства РФ. 2007. № 24. Ст. 2921.
Терроризм, по мнению ряда исследователей6, характеризуется тем, что носит организованный, целенаправленный характер и осуществляется организациями, использующими устрашение с помощью насилия как способа реализации целей, преследуемых этими организациями.
В комплексе мер противодействия терроризму законодатель важную
роль отводит уголовно-правовым мерам, где условием
эффективности является правильная квалификация террористических преступлений и дифференциация наказания.
Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации определяются не только ратифицированными международными документами, но также и законом о борьбе с терроризмом7.
Цель работы: рассмотреть статью 205 УК РФ с точки зрения уголовно-правовых характеристик террористического акта, рассмотреть проблемы, связанные с составом преступления, попытаться выявить недостатки.
Задачи работы: рассмотреть понятие террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, отграничить состав данного преступления от смежных составов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Понятие террористического акта
Разработка понятия
1. Понятие террористического акта. В русском языке понятие террористический акт толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием).
______________________________
3 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2011 г. № 1013 // Российская газета. 2011. 20 декабря.
4 О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»: Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июня 2007 г. № 352 (в ред. от 07
В современной юридической литературе под терроризмом (от лат. terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.
Терроризм – одно из сложнейших
и динамичных явлений современности.
Это обстоятельство большей частью
обуславливает трудности в
Я попытался выявить в них наиболее важные моменты, которые в дальнейшем могут породить плодотворные научные дискуссии.
Редакцией Федерального закона от 27.07.06 №153 ФЗ ст.205 УК РФ «Терроризм» была переименована в «Террористический акт», понятие которого определено как «…Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Изменение наименования статьи
связано, прежде всего, с толкованием
понятий «терроризм» и «
первое, что обращает на себя внимание в новой редакции диспозиции ч.1 ст.205 УК РФ – трансформация цели «устрашения населения» в признак общественно опасных последствий «взрыва, поджога или иных действий» рассматриваемой статьи. Однако остается неясным, как определить испытывает население страх перед терактом или нет, и кто должен это оценивать?
______________________________
5 Отчет о состоянии преступности в РФ за 2004-2010 гг. URL: Официальный сайт МВД России. http://www.mvd.ru/stats/ (дата обращения: 21.05.2011).
6 Горбунов Ю.С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму. (Журнал российского права. 2007.№2.С. 38-44; Кодин М.И.).
Современный международный
терроризм как социально-
7 Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.
В этой связи логично возникает другой вопрос: если общество, не устрашившись акциями террористов, наоборот, консолидировалось и предприняло соответствующие меры по предупреждению дальнейших преступлений, то будет ли в этом случае взрыв, поджог и т.д., совершенные с террористическими целями квалифицироваться как теракт? Исходя из смысла ст.205 УК РФ – нет.
Неясно также, что законодатель понимает под понятием «населения». Кто должен устрашиться теракта? Все мировое сообщество? Или же все-таки его часть, ограниченная рамками определенного государства (региона, города и т.д.)? Каждый житель обозначенной территории или же их подавляющее большинство?
Безусловно, что совершение теракта устрашает в первую очередь население соответствующего региона. Тогда возникает вопрос, о практической значимости включения в диспозицию ст.205 УК РФ словосочетания «устрашающих население».
Глава II
Уголовно-правовые характеристики террористического акта
Статья 205. Террористический акт
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Совершение
взрыва, поджога или иных действий,
устрашающих население и
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены
с посягательством на объекты
использования атомной энергии
либо с использованием ядерных материалов,
радиоактивных веществ или
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.
(часть третья в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)
Примечание. Лицо,
участвовавшее в подготовке террористического
акта, освобождается от уголовной
ответственности, если оно своевременным
предупреждением органов власти
или иным способом способствовало предотвращению
осуществления террористическог
Основной сущностной
характеристикой