Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:15, реферат
В российской юридической науке господствующей является точка зрения, что толкование имеет место в любом правоприменительном процессе, что в толковании нуждается любой закон. Заметим, что такой взгляд разделяется далеко не всеми. Существует мнение ряда зарубежных авторов, что толкование имеет место только в определенных случаях, например, неясности, противоречивости законов и т. д. Когда же при непосредственном восприятии (прочтении) закон не вызывает сомнения, толкование не требуется. Особенности формулирования норм права (краткость, лаконичность, специальная терминология и т. п.), их смысловые связи с другими нормами, отсылки к иным социальным нормам и оценкам, а иногда и недостатки законодательной техники порождают необходимость толкования.
Введение 3
1. Понятие толкования уголовного закона 5
2. Виды толкования уголовного закона 7
3. Значение толкования уголовного закона 15
Заключение 18
Список используемой литературы
Любое толкование - это толкование норм. Нормативным оно является в силу того, что носит общий характер, формально обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Как уже отмечено, оно нормативно потому, что результат такого толкования выражен в виде интерпретационных, обязательных для других субъектов норм. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует понимать и применять другие правовые нормы. Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях Верховного Суда РФ по определенной категории дел. По поводу правовой природы актов судебного нормативного толкования в отечественной юридической литературе нет единства взглядов. Одни авторы рассматривают их в качестве источников права, другие не признают за ними такого качества. Отметим, что акты судебного нормативного толкования – это акты нормативные (содержат нормы в нормах), во-вторых, формально обязательны для субъектов, применяющих эти нормы. Этим они напоминают иные нормативные акты, как акты правотворчества. Но в отличие от последних они не должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего, чего бы не было в толкуемых законах. Это как бы источники (квазиисточники) права. Сами по себе они не действуют и не могут быть положены в основу приговоров или решений судов. Они служат лишь аргументом, основанием в пользу того или иного понимания и применения нормы права. Следует иметь в виду, что механизм правового государства строится на принципе разделения властей. Судебная власть не может заниматься правотворчеством. Ее функция – осуществление правосудия. Это находит закрепление в Конституции России. Сами высшие судебные инстанции не рассматривают себя в качестве правотворческих органов. При издании актов судебного нормативного толкования верховные судебные инстанции не дают оценок толкуемым законам с точки зрения их эффективности, целесообразности, справедливости и. т. д., которые неизбежны в ходе правотворчества. Постановления верховных судебных инстанций основываются на анализе и оценках правоприменительной практики нижестоящих судов. Они принимаются, как указывается обычно в самих постановлениях, в целях правильного и единообразного понимания и применения законов, но не в целях их поправок и дополнений. Поводами принятия этих постановлений являются обычно обобщения судебной практики по определенной категории дел и вскрытые при этом ошибки; или же они издаются в связи с принятием новых законов, взывающих затруднения при их применении, в связи с возникновением у судов вопросов, требующих разрешения и т. п.
Кроме
верховных судебных инстанций официальное
толкование законов России могут
давать и исполнительные органы, но
в пределах своей компетенции
и только тех законов, которые
они призваны осуществлять. В порядке
исполнения законов они издают подзаконные
акты с целью их конкретизации
и определения порядка
Неофициальное толкование бывает:
1. обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);
2. профессиональным (дают юристы);
3. доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
Неофициальное
толкование осуществляется субъектами,
деятельность которых в этой области
не является официальной. Ими являются
научные учреждения, ученые, адвокаты,
юрисконсульты и т. д. Неофициальное
толкование необязательно для других
субъектов. Сила и значение такого толкования
зависят от личного авторитета интерпретатора,
от обоснованности и аргументированности
его истолковательных выводов. Разновидностью
неофициального толкования является доктринальное
(от слова "доктрина" - наука), которое
делается учеными-юристами в монографиях,
статьях, комментариях к закону и т. д.
Доктринальное толкование, как научное,
нельзя противопоставлять официальному,
как ненаучному. Официальное толкование
не в меньшей мере научно, чем доктринальное.
Например, официальное толкование, даваемое
высшими судебными инстанциями, основывается
на всестороннем научном обсуждении практики
применения толкуемых актов в научно-консультационных
советах при этих инстанциях. В них принимают
участие крупнейшие ученые-юристы страны.
Достоинство доктринального толкования
заключается в том, что в пользу того или
иного истолковательного вывода в монографии,
статье и т. д. приводится развернутая
аргументация и рассуждения автора. В
актах же официального толкования фиксируются
только выводы, положения, раскрывающие
смысл нормы права, а аргументация выводов
отсутствует.
3.
Значение толкования
уголовного закона
Результаты
толкования уголовного закона в большинстве
случаев воплощаются в
Необходимость
актов толкования заключается в
общих условиях необходимости толкования
норм права и конкретными
К общим условиям относятся:
1.
относительная
2.
Наличие общественных
3.
Общие условия обосновываются
потребностями юридической
Частные случаи необходимости актов толкования многочисленны:
-
недостаточная чёткость
-
несовершенство правовых норм
из-за несовершенства
- специфика юридической терминологии.
Проанализировав деятельность Президиума Верховного Совета, А.В. Мицкевич выделил следующие случаи возникновения необходимости актов толкования:
-
стыковка межведомственной
- неясность смысла закона;
-
возникновение конкуренции
Н.Н. Вопленко выделяет ещё несколько случаев возникновения необходимости в издании актов толкования:
1.
Неверный путь практики
2.
Требования мотивированного
Необходимость
издания актов официального толкования
обусловлена совокупностью
В
юридической практике это способствует
осуществлению руководства
Заключение
При
практическом применении законов нередко
возникает необходимость
Принята
двухзвенная классификация
Легальное
толкование исходит от органа, чья
компетенция позволяет ему
Правом легального толкования иных законов обладает Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Так, например, объявляя амнистию, она сразу же издает закон о порядке ее применения, который представляет собой легальное толкование закона об объявлении амнистии.
При рассмотрении конкретного уголовного дела суд сравнивает обстоятельства совершенного преступления с уголовно-правовыми нормами и делает вывод о том, подпадают ли действия виновных под данную норму, исходя из смысла и буквы закона. Такой процесс называется судебным толкованием. Оно обязательно лишь для данного уголовного дела. Поскольку в российском уголовном законодательстве судебный прецедент не является источником права, суды не вправе ссылаться на него при последующих рассмотрениях уголовных дел.
Обобщая судебную практику, выявляя типичные ошибки судов, высший судебный орган - Верховный Суд РФ - может и должен давать разъяснения в виде постановлений Пленума Верховного Суда. Они обязательны для судов РФ всех уровней.
Доктринальное
толкование не является официальным
и так же, как и судебное, не
представляет собой источника права.
Оно содержится в монографиях, учебниках
и других научных публикациях, выступлениях
ученых на конференциях, симпозиумах,
семинарах. Такое обсуждение законов
не только помогает правильно уяснить
его смысл и более однообразно
применять закон, но и способствует
внесению в него изменений и дополнений
в установленном законом
Ограничительное
и распространительное
Для
осуществления процесса толкования
закона применяются следующие методы:
грамматический, систематический и
исторический. Использование какого-либо
одного из них не всегда помогает определить
позицию законодателя. Так, например,
в УК РФ для характеристики организованной
группы употреблено понятие