Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:22, контрольная работа
Толкование правовых норм - важнейшее условие их правильного понимания и применения. Не будь толкования, весь сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен. Необходимость толкования убедительно подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой, судьбами конкретных людей.
Введение.………………………………………………………………………… 3
Понятие толкования права ...................................................................... 4-7
Виды толкования права .…………………………………………………. 8
Официальное толкование ……………………………………... 8-10
Неофициальное толкование…………………………………... 11-13
Заключение…………………………………………………………………….. 14
Библиографический список ………………………………………
Содержание:
Введение.………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список …………………………………………………
15
Введение
Толкование права является одной из традиционных проблем юридической науки, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения.
Толкование
правовых норм - важнейшее условие
их правильного понимания и
Французский философ Р. Декарт советовал: "Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений". А его соотечественник Вольтер сказал однажды своему собеседнику: "Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах". Нелишние предупреждения.
Великий русский ученый и писатель В. Даль под словом «толковать» рассматривает термины рассуждать, переговариваться беседовать, разбирать дело, советоваться и т.д.1
Таким образом, толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.
Целью данного реферата является изучение толкование права, как интеллектуально-волевой деятельности субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, на основе законов, подзаконных нормативно-правовых актов, научной литературы.
Вышеуказанная цель предопределяет основные задачи:
Понятие толкования права
Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм.
Толкование - древнейший правовой институт. Он является частью более широкого понятия - герменевтики, которая в переводе с греческого означает объяснение, разъяснение, интерпретация какого-либо предмета, явления. В научном плане герменевтика представляет собой теорию и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, художественных произведений, раритетов, других исторических, религиозных и культурных ценностей.
В данном случае под толкованием понимается выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.
Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга. Юридическая деятельность (судебная, прокурорская, следственная, адвокатская и иная), как никакая другая, требует скрупулезной точности, определенности, однозначности, и, конечно, внимательности. Не зря говорят: закон - это скальпель в руках судьи и пользоваться им надо умело и осторожно. Не менее выразительна пословица: "Не суда бойся - бойся судьи".
Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции.
Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Народное наблюдение гласит: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".
Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Так что толкование может быть и предвзятым. Особенно это касается нечетких, двусмысленных законов, которые действительно при желании можно повернуть по-разному, т.е. они допускают множественное толкование, возможность вкладывать в них различный смысл. Подобных случаев в современной юридической практике немало. Толкование носит как объективный, так и субъективный характер.
Даже судьи Конституционного Суда РФ, будучи первоклассными профессионалами, наделенными исключительным правом толковать Конституцию и другие нормативные правовые акты, не всегда понимают предмет толкования одинаково. Многие из них заявляют о своей особой позиции, высказывают мнение, не совпадающее с мнением других судей. Разумеется, приводится соответствующая аргументация. И получается, что "все правы". Бывает, что тот или иной закон одним политическим субъектом признается конституционным, а другим (например, Президентом) - не соответствующим Конституции РФ.
Вообще, толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса, о какой бы норме речь ни шла. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц.
Толкование — активная, творческая и кропотливая деятельность. Своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Необходимость толкования вызывается тем, что в ходе проведения его уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для осуществления правоприменительной деятельности.
В частности, устанавливаются основная цель принятия закона или иного нормативно-правого акта, содержащего рассматриваемые нормы. Его роль и назначение, возможные последствия его применения. Выясняются условия применения данного акта, его место в системе законодательства и характер его взаимосвязей и взаимодействия с другими «прилегающими» к нему актами. Определяется тот смысл рассматриваемого акта, который имел в виду законодатель. Достигаются его точное и единообразное понимание и одинаковое на всей территории действия нормативно-правового акта применение.2
Юридическое толкование — это один из видов познания, т.е. сложного процесса мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная, истинная картина объективного мира. Однако в отличие от других видов познания (теоретического, обыденного, бытового) юридическое толкование представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях практической реализации права. К специальному познанию в области права относится также деятельность суда, других правоприменительных органов по установлению фактических обстоятельств дела.
Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»).
Уяснение
смысла нормы права является необходимой
предпосылкой для правильного понимания
и реализации требований. Разъяснение
правовой нормы осуществляется тогда,
когда в процессе уяснения обнаруживаются
неясности в ее содержании (Например, в
1953 году появилось понятие «хищение в
особо крупных размерах». И только после
разъяснения, что речь идет о хищении свыше
25 000 рублей (в масштабе тогдашних цен),
применение понятия о хищении в особо
крупных размерах стало возможным).3
В таком случае требуются дополнительные
разъяснения действительного смысла правовой
нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются
лишь те, по поводу которых требуются дополнительные
замечания в силу неточности словесного
выражения или неправильного применения
норм права на практике. Таким образом,
за уяснением нормы права не всегда следует
разъяснение содержания.
Виды толкования права
Уяснение норм права, не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. Это объясняется различными причинами. Например, недостаточной юридической подготовкой граждан, что вызывает затруднения в уяснении действительного смысла нормы права; некоторыми противоречиями, встречающимися в практике применения правовых норм. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения.
Разъяснение норм права – это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование – это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).
Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).
Нормативное толкование – это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается разнообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Сила аутентичного разъяснения, писал Г. Ф. Шершеневич, заключается не в его убедительности, а в его обязательности «Хотя бы толкование законодателя шло вразрез с логикой, оно все же обязательно для всех, как закон»4. Например, разъяснение президентом изданных указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали, такое толкование называется легальным (разрешенным, делегированным), т. е. толкование, осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые попали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права.
Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие правоприменительные органы. По мнению вышестоящих, неправильно применяют нормы права к конкретным делам, допускают нарушения законодательства5. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.
Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.
Судебное толкование – это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальное разъяснение высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.
Административное толкование – это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.
Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной территорией.
Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.
Акты
официального толкования правовых норм
(интерпретационные акты) представляют
собой, с одной стороны, разъяснение содержания
норм права, а с другой стороны, конкретизацию
и уточнение их предписаний. Особенность
интерпретационных актов состоит в том,
что они действуют в единстве с теми нормативно-правовыми
актами, в которых содержатся толкуемые
юридические нормы.