Терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: изложить и проанализировать главные причины, порождающие это опасное явление, а также описать основные виды современного терроризма.

Задача: определить факторы развития террора.

В качестве основных источников для написания своей работы я выбрала труды таких авторов, как М. С Бекмурзин, В.В Лунев, касающиеся различных аспектов проблемы терроризма, также мною были использованы нормативные материалы, другая научная и специальная литература.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Генезис террора…………………………………………………………………5
2.Понятие и виды современного терроризма………………………………….8
2.1 Объект преступления………………………………………………………….13

2.2 Объективная сторона ……………………………………………………........16

2.3 Субъект преступления………………………………………………………...19

2.4 Субъективная сторона ………………………………………………………..23

3. Основные причины, порождающие терроризм…………………………........24

Заключение……………………………………………………………………..34

Список используемой литературы…………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая по уголовному праву Кочетовой Н.А юридич.фак з-курс ЗО.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

     Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и  вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной  является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним. Главные направления предупреждения терроризма должны включать:

  • прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;
  • воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;

Пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;

предупреждение  и пресечение сходных с терроризмом  преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и другие). Сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.

     Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их “спонсорам” уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом.

     Пример: Госдума РФ приняла во втором чтении поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, предусматривающие отмену суда присяжных при рассмотрении уголовных дел террористического характера, связанных с захватом заложников, организацией незаконных вооруженных формирований, массовых беспорядков, госизменой, шпионажем, насильственным захватом власти, вооруженным мятежом и диверсией.

Теперь  все преступления по этим статьям будут рассматривать коллегии из трех профессиональных судей.

     Со  всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом.

     Основным  российским нормативным актом в  этой области является 
Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9 июля 1998 г., который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в 
Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму.

     Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 321 – ФЗ « О внесение изменений в отдельные  законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму»

     Внесены изменения, направленные на усиление ответственности  за совершение террористических актов, в Уголовный кодекс РФ, а также в отдельные законодательные акты. Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "О противодействии терроризму".В частности, конкретизированы диспозиции квалифицированных составов преступлений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса РФ: 105 ("Убийство"), 205 ("Террористический акт"), 206 ("Захват заложника"), 281 ("Диверсия").

     В Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены  изменения с целью уточнения состава суда первой инстанции при рассмотрении отдельных категорий уголовных дел, а также подсудности некоторых категорий уголовных дел Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

    Пример: С. обратился в Верховный Суд РФ с требованиями о признании недействительным распоряжения Правительства РФ N 1503-р от 23 сентября 1999 г., а также просил взыскать с Правительства РФ материальный ущерб и компенсацию морального вреда, причиненные его семье в результате террористического акта в г. Волгодонске.

    В частной жалобе заявитель просит об отмене определения и рассмотрении дела по существу. В жалобе ссылается  на то, что в определении судьи  отсутствует указание, в какой орган ему следует обратиться и к подсудности какого суда относится дело.

    Кассационная  коллегия полагает определение судьи  Верховного Суда РФ подлежащим оставлению без изменения.

    В статье 27 ГПК РФ, вступившего в  действие с 1 февраля 2003 г., определяющей исключительную подсудность дел Верховному Суду РФ, приведен перечень категорий гражданских дел, рассмотрение которых относится к исключительной подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

    Как следует из содержания жалобы, поданной на первую инстанцию, заявитель просит вынести решение о возмещении материального и морального вреда в связи с террористическим актом в г. Волгодонске.

    Требования, с которыми обратился С., не подпадают  под действие ст. 27 ГПК РФ. Таким образом, вывод судьи о том, что рассмотрение заявленного требования не относится к исключительной подсудности Верховного Суда РФ, правомерен. Согласно ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26, 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Оснований для принятия к производству Верховного Суда РФ по первой инстанции дела, не отнесенного законом к его исключительной подсудности, не установлено.

    Доводы  частной жалобы о том, что в определении судьи отсутствует указание, в какой орган следует обратиться заявителю, не могут служить основанием к отмене правильного определения.

    Изменение подсудности возможно лишь с согласия обеих сторон, так как в соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    В связи с тем что отсутствует  специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду Российской Федерации заявлений с требованиями, аналогичными выше, а Конституция РФ в соответствии с ее ст. 15 имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то в принятии заявления судьей Верховного Суда РФ на основании п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР (п. 2 ст. 135 ГПК РФ) отказано обоснованно.

    Руководствуясь  ст. 374 Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

    На  сегодняшний день действует постановление  правительства РФ от 12 января 2007 г. № 6 « Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом»

      В соответствии с Федеральным  законом "О противодействии  терроризму" Правительство Российской  Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила  осуществления социальной реабилитации  лиц, пострадавших в результате  террористического акта, а также  лиц, участвующих в борьбе с  терроризмом.

    2. Установить, что разъяснения по  применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, в отношении лиц, пострадавших в результате террористического акта, дает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а по вопросам социальной реабилитации лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, - соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом.

    3. Признать утратившим силу Постановление  Правительства Российской Федерации  от 6 февраля 2001 г. № 90 "О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 7, ст. 658).

    4. Настоящее Постановление распространяется  на правоотношения, возникшие с  1 января 2007 г.

       Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контр террористических операций и некоторые другие.

     Как мне кажется, законодательное закрепление  принципов борьбы с терроризмом  является очень важным, поскольку  именно этот вид преступления может  спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположный ожидаемому.

     Правовая  регламентация – одна из важнейших  составляющих всего комплекса мер  по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности.

       В заключение еще раз отмечу, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но, ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня. 

     Работа  над реформой системы борьбы с террором в нашей стране идет, на ряду с ней, нужно  ужесточить наказания за все виды террористической деятельности, включая членство в террористических организациях, руководство группировками, набор боевиков, подстрекательство к террору, предоставление помощи террору, непринятие мер для предотвращения терактов, угрозы и подготовку терактов, подготовку боевиков, торговлю оружием и сотрудничество с террористами.

     По  его мнению, необходимо внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и  Уголовно-исполнительный кодекс, чтобы  максимально упростить проведение следственных процедур, связанных с  террористическими актами.

     Нужно также ужесточены наказания за финансирование террора: законопроект предусматривает арест имущества, предназначенного для финансирования террора, и арест имущества, принадлежащего террористическим организациям. Увеличить срок пожизненного заключения за террористическую деятельность с 20 до 30 лет.  
 
 
 
 

\ 

 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1. Законодательство и иные нормативные акты 

    1. Конституция Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. – М.: Проспект, 2009. – 32 с.
    2. Уголовный Кодекс РФ от 21 февраля 2010 г. № 1918 138 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46 - Ст. 4532.
    3. ФЗ РФ от  7 марта 2007 г. № 15- ФЗ «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 - № 31 – Ст. 3.
    4. ФЗ РФ  от 14 марта 2009 г . № 117 - ФЗ «об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 г. № 35 – Ст. 2315.
    5. ФЗ РФ    от 6 марта 2006 г. № « Противоречие терроризма» // Основные понятия от 27 июля 2006 № 153-ФЗ – Ст.3.
    6. ФЗ РФ от 30 декабря 2008 г. № 321-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму". / Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».
    7. Постановление правительством РФ от 12 января 2000 г. № - 6  « об   утверждение правил осуществления реабилитации лиц, пострадавших в  результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом». Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

Информация о работе Терроризм