Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение непосредственной демократии в России, её форм и конкретно таких основных институтов как: референдум и выборы, насколько это возможно в допустимых рамках объёма курсовой работы.
Актуальность данной темы является очевидной, т.к. изучение и анализ данной темы является необходимым на современном этапе формирования российского общества.

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права.docx

— 40.32 Кб (Скачать)

Во всех современных, демократически организованных государствах выборы - это институт и процесс принятия политико-правовых решений, субъектом  которого является общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Посредством конституционных выборов  осуществляется публичное политическое воспроизводство государства, а  именно - социальная ротация или  перераспределение (перегруппировка  или передача) законодательных и  исполнительных функций и полномочий внутри сил и групп интересов, политически и юридически оформивших себя. Поэтому любая альтернатива конституционным выборам как  форме и способу организации  и функционирования публичной политической власти и ее трансформации в государственную  власть ведет к разложению демократического конституционного правопорядка, и в  итоге к вытеснению граждан и  их территориальных, политических и  иных объединений на периферию политической системы и как следствие - к  оформлению режима политического господства государства над обществом.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии

 

Как известно, Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, разрабатывалась и принималась в условиях затяжного конституционного кризиса. Работа Конституционного Совещания в экстремальном режиме и всенародное голосование по проекту Конституции в условиях цейтнота не могли не отразиться на содержании Конституции. Несовершенство Конституции, перспективы принятия конституционных поправок постоянно являются предметом политических и научных дискуссий. Однако чаще всего обсуждается конституционная модель разделения властей, вопросы распределения компетенции между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством. При этом сторонники пересмотра Конституции указывают на несбалансированность полномочий высших органов государственной власти, противники – на неизбежную дестабилизацию в случае перераспределения конституционных полномочий. Зачастую обсуждаются проблемы федерализма, разграничения компетенции “по вертикали”, иногда даже ставится вопрос о приемлемости федеративного устройства для России. Другие положения Конституции, не имеющие явно выраженного политического характера, как правило, незаслуженно обходятся вниманием, хотя они тоже носят основополагающий характер и также не лишены некоторых существенных недостатков. Так, в действующей Конституции, в отличие от предыдущей, отсутствует глава об избирательной системе. Конституционное регулирование институтов непосредственной демократии явно недостаточно, в Конституции закрепляются лишь “демократическое государство” (ст. 1) принцип народовластия и высшие непосредственные формы его осуществления – референдум и свободные выборы (ст. 3), активное и пассивное избирательное право (ст. 31), принципы выборов Президента РФ (ст. 81), выборность депутатов Государственной Думы (ст. 96). Отсутствие раздела об избирательной системе многие исследователи оценивают как конституционный пробел и указывают на необходимость внесения соответствующих изменений в Конституцию. Некоторые исследователи отмечают и положительные стороны: отсутствие детальной конституционной регламентации институтов непосредственной демократии побудило законодателя развивать избирательное и референдумное законодательство. Так, в 1994 году на основе принятой в 1993 году Конституции РФ принят Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” – первый рамочный законодательный акт, консолидировавший все основные нормы избирательного законодательства. В 1995 году на основе данного базового закона приняты Федеральные законы “О выборах Президента РФ” и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, в соответствии с которыми в 1995 году проведены выборы в Государственную Думу, а в 1996 году – выборы Президента РФ. В дальнейшем федеральное избирательное законодательство развивалось по пути увеличения массива и детализации норм. Опыт федеральных и региональных выборов учитывался законодателем, и возникающие проблемы побуждали законодателя находить нормативные решения к следующим выборам. Принятый в 1997 году Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” был значительно сложнее и больше по объему. В 1999 году в избирательное законодательство были внесены многочисленные нововведения (например, декларирование доходов и имущества кандидатов, указание сведений о судимостях). В том же году приняты новые Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” и “О выборах Президента РФ”, по которым прошли выборы депутатов в 1999 году и досрочные выборы Президента в 2000 году. В 2002 году принят третий базовый избирательный закон – Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” (далее – Федеральный закон “Об основных гарантиях …”), на основании которого к следующим федеральным выборам будут разработаны и приняты новые законы о выборах. С одной стороны, каждые новые выборы проходят по новым законам, а развитие избирательного законодательства продолжается по циклической системе “новый базовый закон – новые законы о выборах – выборы по новым законам – анализ опыта и разработка новых решений – новый базовый закон”. С другой стороны, избирательное законодательство достигло такой степени систематизации и детализации, что в принципе можно ставить вопрос о разработке и принятии Кодекса РФ о выборах и референдумах, общую часть которого составят основные, гарантийные нормы, особенную часть – разделы об особенностях выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления, в межгосударственные органы, о референдумах различных уровней, о голосовании по вопросу отзыва. Однако встречается неожиданное конституционное препятствие кодификации избирательного законодательства. Избирательное законодательство, выборы, референдум формально не отнесены к предметам ведения РФ (ст. 71) либо к предметам совместного ведения (ст. 72), и, соответственно, к компетенции федерального законодателя (ст. 76). Упоминаются лишь “гарантии прав и свобод человека и гражданина” и “формирование федеральных органов государственной власти”. По-видимому, статьи 71-72 Конституции РФ нуждаются в соответствующих дополнениях. Предлагаемые дополнения к указанным статьям не направлены на перераспределение предметов ведения и носят технический характер. Следует отметить, что подобных технико-юридических недостатков в статьях 71 и 72 довольно много, в связи с чем со временем может встать вопрос о полной ревизии данных статей Конституции. Не закреплены в Конституции принципы избирательного права, хотя к моменту принятия Конституции РФ их система в основном сформировалась. Некоторые нормы-принципы избирательного права, не заложенные в Конституцию, закрепляются во всех избирательных законах (например, в ст. 3 Федерального закона “Об основных гарантиях …”). К числу таких принципов относятся всеобщее равное прямое избирательное право, тайное голосование, обязательность и периодичность проведения выборов, проведение выборов независимыми избирательными комиссиями, открытость и гласность избирательного процесса, а также альтернативность выборов и равенство статуса кандидатов. Существует мнение, что принципы избирательного права не нуждаются в конституционном закреплении в силу очевидности и бесспорности, однако это не совсем так, иногда они все-таки неправомерно ставятся под сомнение. Отсутствие конституционного закрепления лишает данные принципы повышенной правовой защиты (например, посредством конституционного судопроизводства) и ставит в зависимость от воли законодателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Плюсы и минусы непосредственной формы демократии

 

Функциями непосредственной демократии являются:

Императивная - окончательное  решение определенных вопросов;

Консультативная - выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти (должностного лица);

Регулятивная – участие  населения муниципального образования  в системе социального управления, сконструированного на принципах представительного  правления и народного суверенитета.

Формами непосредственной демократии являются те ее проявления, которые  институционализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя полноты  власти - народа. Таким образом, формы  непосредственной демократии должны соответствовать  следующим требованиям: объединять волю, мнение большинства, имеющего право  участвовать в решении конкретного  вопроса местного значения. В зависимости  от выполняемой формой непосредственного  народовластия функции, существует закрепленный механизм реализации, учета  волеизъявления.

Исходя из тезиса об исключительной связи прямого правления с  осуществлением власти, из императивной функции непосредственной демократии, к императивным формам непосредственной демократии следует отнести: референдум, выборы, отзыв, некоторые виды общих  собраний населения муниципального образования (в соответствии со ст. 15 ФЗ 1995 г. – решающих вопросы представительного органа местного самоуправления).

В соответствии с ФЗ 2003 г., помимо выборов, референдума, отзыва к императивным формам относятся и сходы.

Учитывая новый признак  непосредственной демократии - сопоставление  воли народа и формируемого им органа власти, к консультативным формам непосредственной демократии отнесем: митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; обсуждения.

Исходя из регулятивной функции  в системе социального управления, к регулятивным формам непосредственной демократии, включающим в себя и  первую и вторую функции, отнесем: гражданскую  правотворческую инициативу, деятельность политических партий; собрания граждан; конференции граждан; обращения  граждан; наказы избирателей; отчеты депутатов  представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление. Все они институциализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя государственной  власти, выражают его суверенитет. Выделение  этих форм прямого правления имеет  объективный характер. Они применимы  в различных правовых системах, так  как при этом учитывалась разная целенаправленность властного волеизъявления народа, наличие различных правовых механизмов функционирования соответствующих  институтов.

Перечисленные формы представительной демократии не являются исчерпывающим  перечнем. В местных сообществах  могут практиковаться и быть предусмотрены  в уставе муниципального образования  и иные формы. Местное сообщество как небольшая часть, но важное звено  гражданского общества объединяет людей  на местном уровне не менее сложным  переплетением индивидуального  и социального.

Народовластие в системе  местного самоуправления определяется и гарантируется не только объемом  прав и свобод человека и гражданина, реальными возможностями населения  участвовать в политике, в формировании органов местной власти и управления, в выработке, принятии и реализации ими решений, но и в значительной степени от общественного сознания граждан, их политической и правовой культуры, их готовности к участию  в общественной деятельности.

Непосредственное осуществление  населением местного самоуправления и  участие населения в осуществлении  местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности, гарантированности государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты непосредственной формы  демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

  • на сложность принятия согласованных решений;
  • на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;
  • на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
  • на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей  проблемой является низкий уровень  гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники наоборот, указывают  на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора  граждан.

  • отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
  • приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;
  • отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;
  • возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
  • на ослабление демократического контроля снизу.

 

 

 

Заключение

 

Суверенитет народа относится  к числу обязательных исходных принципов  любой демократической конституции, хотя казалось бы, в наше время в  цивилизованном мире ее уже никто  не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов  против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как  на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета, разработанное еще в XVI веке Ж. Боденом (Франция), для обоснования безраздельности  государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения  демократической концепции государства  и народовластия.

Конституционный принцип  суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они  получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа – это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным  и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной  власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами  человека и гражданина. В этом его  гуманистическая сущность. Народ  никогда не бывает един в своих  целях, ибо различны интересы его  социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических  устремлений к власти опытных  демагогов часто бывает очень  трудно, юридические принципы здесь  помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для  реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина – самое  важная их этих гарантий.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3921.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171.
  4. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982.
  5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г., N 24, ст. 225
  6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49, ст. 5497.
  7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202.
  8. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 71-83.
  9. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С. 13-18.
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 1997.
  11. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1996). М., 2000.
  12. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 1998. № 2 С. 22-29.
  13. Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
  14. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. “Конституционное право Российской Федерации”, М., 2001.
  15. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.: Издательство “Юрист”, 1996. - 285 с.
  16. Шейнис В. Л. Тернистый путь Российской Конституции. // Государство и право. - 1997. -№ 12. - с. 62-73.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория государства и права