Введение
Совокупность конституционных
норм, регулирующих однородные общественные
отношения, представляет собой конституционный
институт, например, институт главы
государства, институт прав и свобод
человека и гражданина, институт парламента
и т.д. В настоящей курсовой работе
излагается общее представление
об конституционных институтах непосредственной
демократии в Российской Федерации.
Серьезные шаги в деле преодоления
конституционного кризиса были предприняты
Президентом Российской Федерации
в условиях сложной политической
ситуации осени 1993г. Его указом "О
проведении всенародного голосования
по проекту Конституции Российской
Федерации" от 15 октября 1993 г. устанавливается
дата проведения референдума по проекту
Конституции - 12 декабря 1993г. На всенародное
голосование выносится проект Основного
Закона, одобренный Конституционным совещанием.
Были созданы реальные условия для демократического
порядка обсуждения проекта и принятия
Конституции России. Принятая 12 декабря
1993г. путем референдума, Конституция России
стала началом нового этапа общественного
развития нашей страны. Впервые в истории
Российской государственности Конституция
принята всенародным голосованием. Конституция
России - это нормативный правовой акт
высшей юридической силы, закрепляющий
основы конституционного строя; основы
правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство; системы, принципы
организации и деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
В X1 в. слово демократия стало, очень популярным
у народов и политиков всего мира. Что
же представляет собой демократия и в
чем причины ее популярности?
В современном языке слово
“демократия” имеет несколько значений.
Его первое, основополагающее значение
связано с этимологией, происхождением
этого термина. “Демократия” переводится
с древнегреческого как “народовластие”
или, используя расшифровку этого определения
американским президентом Линкольном,
“правление народа, избранное народом
и для народа”.
Понятие демократии как народовластия
(и другие производные от него трактовки
демократии) является нормативным, поскольку
базируется на нормативном подходе
к этому феномену, предполагающем
построение категории исходя из человеческих
идеалов, ценностей и пожеланий.
Демократия характеризуется в этом
случае как идеал, основанный на таких
основополагающих ценностях, как свобода,
равенство, уважение человеческого
достоинства, солидарность. В первую
очередь именно своему ценностному
содержанию демократия обязана такой
популярностью в современном
мире.
В данной курсовой
работе рассматриваются Конституционные
институты прямой демократии в соответствии
с Российским Конституционным правом.
Народовластие и
основные формы его существования
в РФ.
• носителем суверенитета
и единства источников власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ (ч. 1 ст. 3);
• высшим непосредственным
выражением власти народа является референдум
и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);
• граждане Российской
Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в референдуме
(ч. 2 ст. 32);
Целью курсовой работы
является изучение непосредственной демократии
в России, её форм и конкретно таких основных
институтов как: референдум и выборы, насколько
это возможно в допустимых рамках объёма
курсовой работы.
Актуальность данной
темы является очевидной, т.к. изучение
и анализ данной темы является необходимым
на современном этапе формирования
российского общества.
Современный этап развития
нашего общества характеризуется крупнейшими
преобразованиями российского государства
и его правовой системы. Идет активный
процесс формирования России как
правового демократического суверенного
государства, признающего приоритет
общечеловеческих ценностей и международного
права.
Предмет исследования
– непосредственная демократия.
Объекты исследования:
- конституционные
институты непосредственной демократии;
- плюсы и минусы
непосредственной демократии.
Задачи исследования:
- рассмотрение основ
конституционного строя РФ;
- анализ непосредственной
демократии;
- анализ нормативно-правовой
базы непосредственной демократии в России.
1 Характеристика понятия «непосредственная
демократия»
Непосредственная Демократия
- понятие, охватывающее совокупность
форм и средств непосредственного
осуществления народом в РФ принадлежащей
ему власти. Ее основу составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной
власти и органы местного
самоуправления. Высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Помимо референдумов и выборов институтами
также являются народные обсуждения проектов
важных государственных и территориальных
решений и законов, петиции, народные инициативы,
собрания граждан по месту их жительства
и работы. В науке конституционного права принято делить институты народной демократии на две группы: императивного
и консультативного характера. Особенность императивных форм состоит
в том, что принимаемое народом решение является окончательным, обязательным,
никакому последующему утверждению государственных
органов или органов местного самоуправления
не подлежит (только может официально
провозглашаться ими как состоявшееся,
принятое). Императивными формами являются императивный референдум и выборы депутатов и выборных
должностных лиц населением. Особенность консультативных форм демократии
состоит в том, что выявленная с их помощью воля народа отражается в решении соответствующего
государственного органа или органа местного
самоуправления. Однако хотя орган самостоятельно
формулирует окончательный текст своего
акта, он не может при этом изменить, исказить
волю народа. Консультативными формами
непосредственной демократии принято
считать консультативные референдумы,
народные обсуждения, инициативы, петиции.
Решения собраний граждан в одних случаях
носят императивный (например, при выборах
органов территориального общественного
самоуправления, выдвижении кандидатов
в депутаты), в других - консультативный характер
(например, при выражении своего мнения
по вопросам строительства в микрорайоне
или населенном пункте нового объекта, обсуждении сообщения главы муниципального
образования и др.). В том же значении, что
и "непосредственная
демократия", употребляются понятия
"прямая демократия", "непосредственное народовластие".
2 Институты непосредственной
демократии
Конституция Российской Федерации,
закрепив положение о том, что носителем
суверенитета и единственным источником
власти является многонациональный народ,
устанавливает: «Высшим непосредственным
выражением власти народа являются референдум
и свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции
РФ). Данное положение включено в число
основ конституционного строя Российской
Федерации.
а) Референдум
Референдум - это способ
принятия гражданами решений по наиболее
важным вопросам государственной и
общественной жизни путем всенародного
голосования. Право каждого гражданина
Российской Федерации участвовать
в референдуме закреплено в ст.
32 Конституции РФ как форма реализации
права граждан на участие в
управлении делами государства. Референдум
проводится на всей территории России,
на основе всеобщего равного и
прямого волеизъявления при тайном
голосовании. Каждый участник референдума
голосует лично и обладает одним
голосом. Контроль над волеизъявлением
гражданина не допускается; в ходе референдума
никто не может быть принужден
к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них. В
референдуме имеет право участвовать
каждый гражданин Российской Федерации,
достигший на день референдума 18 лет.
Не имеет права участия гражданин
Российской Федерации, признанный судом
недееспособным или содержащийся в
местах лишения свободы по приговору
суда. На референдум Российской Федерации
не могут выноситься вопросы: " изменения
статуса субъектов Российской Федерации;
" досрочного прекращения или
продления полномочий Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной
Думы, а равно о проведении досрочных
выборов этих органов либо отсрочки
таких выборов; " принятия или
изменения федерального бюджета, исполнения
и изменения внутренних финансовых
обязательств государства; " введения,
изменения и отмены федеральных налогов
и сборов, а также освобождения от их уплаты;
" принятия чрезвычайных и срочных мер
по обеспечению здоровья и безопасности
населения;" амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны
ограничивать или отменять общепризнанные
права и свободы человека и гражданина,
а также конституционные гарантии их реализации.
Федеральный закон устанавливает, что
проведение референдума исключается в
случае введения на всей территории Российской
Федерации военного или чрезвычайного
положения, а также в течение трех месяцев
после отмены военного или чрезвычайного
положения. Повторный референдум не проводится
в течение года после дня обнародования
результатов референдума с такой же по
содержанию или по смыслу формулировкой
вопроса.
б) Выборы
Другой формой непосредственной
демократии являются выборы.
В преамбуле Закона от 6 декабря
1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав граждан РФ»
говорится «Демократические свободные
выборы в органы государственной
власти и в выборные органы местного
самоуправления Российской Федерации
являются высшим непосредственным выражением
принадлежащей народу власти. Государство
гарантирует свободные волеизъявление
граждан на выборах путем защиты
демократических принципов и
норм избирательного права».Выборы - не
просто техническая процедура формирования
тех или иных органов путем голосования,
это прежде всего очень сложный политический
процесс, в который вовлечены различные
группы и слои общества, политические
партии и иные общественные объединения.
Именно на выборах происходит столкновение
политических и экономических интересов
отдельных лиц и различных кланов. Демократические
выборы позволяют гражданам избирать
и смещать государственных деятелей, влиять
на состав правящих элит и их лидеров и
поэтому являются важнейшей частью политического
процесса, а сама избирательная кампания
чаще всего происходит в форме острых
столкновений противоборствующих политических
сил. Иными словами, выборы - это всегда
борьба за власть. И очень важно, чтобы
как можно больше людей понимали существо
этого политического процесса, прежде
всего свое место в нем, и участвовали
в выборах осознанно, а не в качестве механизма
для голосования, добиваясь избрания действительно
достойных. В странах с высокой политической
культурой и политической устойчивостью
выборы выступают фундаментом демократичности
общества. Эффективность выборов зависит
от многих факторов, среди них весьма важное
место принадлежит утвердившейся в той
или иной стране избирательной системе.
В подавляющем большинстве стран свободные,
“честные” (без фальсификации) и регулярные
выборы рассматриваются как один из важнейших
признаков демократии. Прямая демократия
позволяет осуществлять власть самим
народом без политических посредников.
Отсюда и ее название - непосредственная,
т.е. та, которая проводится в жизнь через
следующие институты прямого народовластия:
выборы на основе всеобщего избирательного
права, референдумы, сходы и собрания граждан,
петиции граждан, митинги и демонстрации,
всенародные обсуждения. К положительным
моментам прямой демократии можно отнести
то, что она: дает больше возможностей
(по сравнению с представительными институтами)
для выражения интересов граждан и их
участия в политическом процессе; в большей
мере обеспечивает полную легитимизацию
власти; обеспечивает контроль за политической
элитой и т.п. Недостатки прямой демократии
- это отсутствие стойкого желания у большинства
населения заниматься данной управленческой
деятельностью, сложность и дороговизна
проводимых демократических мероприятий,
низкая эффективность принимаемых решений
вследствие непрофессионализма большинства
"правителей" и т.д. Выборы в Российской
Федерации осуществляются в соответствии
с определенными принципами.
Традиционно в советский
период к принципам избирательного
права относили: всеобщность выборов;
равноправие избирателей на выборах; непосредственность
избрания депутатов и тайну голосования,
обеспечивающую свободу волеизъявления
избирателей на выборах. Всеобщим признается
такое избирательное право, при котором
все взрослые граждане мужского и женского
пола имеют право принимать участие в
выборах. Равное избирательное право трактуется
в Федеральном законе как участие граждан
на выборах «на равных основаниях», то
есть когда все избиратели имеют равные
права и обязанности. Прямое избирательное
право означает, что избиратели голосуют
на выборах за или против кандидатов непосредственно.
Тайное голосование - обязательный атрибут
демократической системы выборов, абсолютная
привилегия избирателей. Избиратель проявляет
свою волю без всякого контроля за ним,
давления или запугивания, а также с сохранением
своего гарантированного права никому
и никогда не сообщать о своем выборе того
или иного кандидата.
3 Конституционное регулирование
основных институтов непосредственной
демократии в РФ
Движение к демократической
избирательной системе в Российской
Федерации проходит в острой борьбе
различных точек зрения, позиций
и лежащих в их основе корпоративных
интересов. Для исторической ситуации
в современной России возможность
политических выборов выходит за
рамки обычной и рутинной задачи
и процедуры, которые характерны
для стран с давно сложившимися
традициями демократии. Она становится
одновременно проблемой смены базовых
ценностей и ориентацией сознания
и поведения, понимания и восприятия
публичной власти как гражданской
политической собственности и достояния.
И более того, само восприятие государственных
институтов как правовых явлений, становится
для нас проблемой цивилизационного
выбора. Политические выборы проводятся
или не проводятся не в зависимости
от опросов общественного мнения,
а потому, что так установлено
действующим конституционным правом
- политическим соглашением между
гражданским обществом и государством,
выраженным на языке взаимных прав,
обязанностей и ответственности, не
зависящих от ситуативного и произвольного
желания сторон следовать им или
не следовать. Правила организации
и проведения выборов потому и
называются правовыми, юридически сформулированными
и оформленными, что они применяются
безотносительно к тому, нравятся
они или не нравятся высшим должностным
лицам государства и другим политикам,
правым и левым, консерваторам и
радикалам; устраивают они или не
устраивают по тем или иным соображениям
отдельные социальные, политические
и корпоративные группы. Такова действительная,
а не мнимая цена реального перехода
к системе электоральной демократии,
основанной на волеизъявлении граждан
- их объективном праве быть субъектами
политического права. Избирательное
право является базовой юридической
структурой, внутри и в рамках которой
через избирательные правила
и процедуры, стандарты и ограничения
осуществляется становление, формирование
и преобразование демократической государственности,
ее конституирование в качестве публично-правовой
формы организации народовластия. Именно
избирательное право резюмирует два важнейших
признака политической демократии - рассеянный
плюралистический характер политической
власти и ее сменяемость (ротацию) только
по итогам периодически проводимых выборов.
Важно юридически и институционально
определить место избирательных процедур
в механизме формирования и функционирования
переходной к системе политической демократии
структуры. А это делает необходимым выяснение
политико-правовой природы избирательной
демократии и входящих в нее административно-правовых
институтов, которые отвечают ее внутреннему
смыслу - обеспечению полной и безусловной
реализации права граждан избирать и быть
избранными.