Сущность помилования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения,1 реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступным элементом.
Амнистия и помилование имеют глубокие исторические корни и в том или ином виде существуют в любом цивилизованном государстве.

Содержание

Введение…………………...…………………………………………...……. 3
Глава 1. Сущность амнистии………………………...………………... 7
§1. Амнистия: понятие и юридическая природа………...……............... 7
§2. Особенности амнистии как вида освобождения
по уголовному праву…………………………….……………………… 11
§3. Характеристика акта об амнистии 2005-2006г…………………… 13
Глава 2. Сущность помилования………………………….………… 17
§1. Помилование: понятие и юридическая природа………………..… 17
§2. Отличие помилования от амнистии…………………………..……. 22
Заключение……………......................................................................…..… 24
Список использованной литературы……………………………..…..... 25
Приложение…………………………………………………………..….… 28

Работа содержит 1 файл

по уголовному праву тамара.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Помилование не имеет нормативного характера, так как оно является актом применения права в конкретном случае и применяется к конкретному лицу или конкретным лицам и распространяется только на осужденных. Помилование осуществляется Указом Президента РФ. Указ Президента РФ о помиловании непосредственно служит юридическим основанием для освобождения, осужденного от отбываемого им наказания, замены это наказания другим, более мягким, и т.д. Помилование не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказание, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве.

     Количество  и динамика случаев помилования  на сегодняшний день в России выглядит следующим образом:

2002 год

(20 мая  – 30 ноября)

183
2003 год

(10 января  – 25 декабря)

187
2004 год

(8 января  – 31 декабря)

72
2005 год

(2 января  – 30 мая)

42
2006 год

(10 апреля  – 28 декабря)

9
 
 

     Таким образом, число помилованных в последнее несколько лет значительно сократилось. Вероятно, это связано не только тем, что к этому вопросу власти стали относиться более взвешенно, но, и видимо и тем, что общее число заключенных в России (включая не только следственно-арестованных и подсудимых, но и уже осужденных) значительно сократилось.

     Помилование в Российской Федерации применяется  к лицам:

     - осужденным судами Российской  Федерации и отбывающим наказание  на территории России;

     - осужденным судами иностранных  государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации;

     - отбывшим назначенное судом наказание  и имеющим не снятую и не  погашенную судимость.9

     В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»10, помилование принимается по ходатайству. С ходатайством о помиловании вправе обращаться, как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, в отношении тех осужденных, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твердо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания, как правило, половину назначенного им срока.

     Осужденный  обращается с ходатайством о помиловании  к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регулируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органом исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»11, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).

     Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматриваемая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

     В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится подконтрольной общественному мнению.

     Высшее  должностное лицо субъекта федерации  направляет ходатайство о помиловании  в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления  Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются Управлением Президента РФ, которое проверяют правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.

     Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.

     Повторное обращение осужденного к Президенту РФ, возможно, не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. Помилование реализуется во внесудебном порядке.

Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например тяжелая болезнь осужденного или его родителей и т.д.

     Ряд рекомендаций, которыми надлежит руководствоваться  комиссиям при поддержании ходатайства  осужденного о помилование:

     - характер и степень общественной  опасности совершившего преступление;

     - поведение осужденного во время  отбытия или исполнения наказания;

     - совершение осужденным преступлений  в период назначенного судом  испытательного срока условного  осуждения;

     - применение ранее в отношении осужденного акта амнистии или помиловании или условно-досрочного освобождения от наказания;

     - возмещение материального ущерба  причиненного преступлением.

     - данные о личности осужденного  (состояние здоровья, число судимостей, семейное положение, возраст и т.д.);

     - другие обстоятельства, если комиссия  найдет их существенными, имеющими  значение для решения вопроса  о помиловании.12

     Комиссия  не поддерживает ходатайство о помиловании  в отношении следующих категорий  осужденных;

     - совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном суждении;

     - злостно нарушающих режим исполнения  наказания;

     - ранее овобождавшхся от отбывания  наказания условно-досрочно (в течение  испытательного срока);

     - ранее освободившихся от наказания актами амнистии и помилования (если была сохранена судимость – в ее течение);

     - которым суд ранее заменял  наказание более мягким (в течение  срока отбывания замененного  наказания и судимость).

     Таким образом, на наш взгляд верным является вывод о том, что помилование относится к государственному праву, так как помилование не имеет нормативного характера, а является актом применения права в конкретном случае. Тем самым помилование представляет собой смягчение участи осужденного.13 

§2. Отличие помилования от амнистии

     Помилование имеет много общего с амнистией: а) оба эти института применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления; б) и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

     Однако, несмотря на очевидное сходство, помилование и амнистия различаются между собой. Мы сформулировали отличия, которые состоят в следующем:

     1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, а амнистия распространяется на неограниченное количество индивидуально неопределенных лиц.

     2.  Помилование носит личный, а амнистия объективный характер: помилование основывается на индивидуальных особенностях данного случая, а амнистия – на общественном значении инкриминированных деяний.

     3.    Помилование осуществляется Указом, а амнистия правовым актом.

     4. Помилование осуществляется Президентом РФ, а амнистия                                   принимается Государственной Думой.

     5. В отличие от амнистии, помилование не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива.

     6. Помилование применимо к лицам,  совершившим особо тяжкие преступления  или совершившим преступления  при особо опасном рецидиве, амнистирование таких лиц невозможно.

     7. Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия – вне зависимости от волеизъявления лица, совершившего преступление.

     Следовательно амнистию и помилование следует  рассматривать как две разные категории освобождения от уголовного наказания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Изучив  теоретические аспекты данной проблемы, можно сказать, что освобождение от уголовной ответственности означает выраженное в официальном акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия, в то время как, освобождение от уголовного наказания заключается в том, что по основаниям предусмотренным уголовным законодательством, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено судом от назначения наказания за совершенное преступление, от реального отбывания наказания, назначенного по приговору суда, от дальнейшего отбывания частично отбытого наказания, назначенного судом. Следует заметить что, амнистия и помилование, подробно рассмотренные в данной работе, являются смешанными видами освобождения от уголовной ответственности и освобождения от уголовного наказания.

     Амнистия - это внесудебный акт, с помощью  которого возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса. Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Амнистируется не конкретное лицо, а определенная категория лиц (несовершеннолетние, женщины и т.д.).

Информация о работе Сущность помилования