Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:07, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения,1 реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступным элементом.
Амнистия и помилование имеют глубокие исторические корни и в том или ином виде существуют в любом цивилизованном государстве.
Введение…………………...…………………………………………...……. 3
Глава 1. Сущность амнистии………………………...………………... 7
§1. Амнистия: понятие и юридическая природа………...……............... 7
§2. Особенности амнистии как вида освобождения
по уголовному праву…………………………….……………………… 11
§3. Характеристика акта об амнистии 2005-2006г…………………… 13
Глава 2. Сущность помилования………………………….………… 17
§1. Помилование: понятие и юридическая природа………………..… 17
§2. Отличие помилования от амнистии…………………………..……. 22
Заключение……………......................................................................…..… 24
Список использованной литературы……………………………..…..... 25
Приложение…………………………………………………………..….… 28
Помилование не имеет нормативного характера, так как оно является актом применения права в конкретном случае и применяется к конкретному лицу или конкретным лицам и распространяется только на осужденных. Помилование осуществляется Указом Президента РФ. Указ Президента РФ о помиловании непосредственно служит юридическим основанием для освобождения, осужденного от отбываемого им наказания, замены это наказания другим, более мягким, и т.д. Помилование не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказание, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве.
Количество и динамика случаев помилования на сегодняшний день в России выглядит следующим образом:
|
Таким образом, число помилованных в последнее несколько лет значительно сократилось. Вероятно, это связано не только тем, что к этому вопросу власти стали относиться более взвешенно, но, и видимо и тем, что общее число заключенных в России (включая не только следственно-арестованных и подсудимых, но и уже осужденных) значительно сократилось.
Помилование в Российской Федерации применяется к лицам:
-
осужденным судами Российской
Федерации и отбывающим
- осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации;
-
отбывшим назначенное судом
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»10, помилование принимается по ходатайству. С ходатайством о помиловании вправе обращаться, как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а также администрация исправительных учреждений или иной орган, ведающий исполнением наказания, в отношении тех осужденных, которые своим примерным поведением, соблюдением требований режима отбывания наказания и честным отношением к труду и обучению доказали, что они твердо встали на путь исправления, и отбыли более или менее значительную часть назначенного им срока наказания, как правило, половину назначенного им срока.
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регулируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органом исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»11, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).
Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматриваемая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.
В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится подконтрольной общественному мнению.
Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайство о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются Управлением Президента РФ, которое проверяют правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.
Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.
Повторное обращение осужденного к Президенту РФ, возможно, не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. Помилование реализуется во внесудебном порядке.
Основанием для обращения с ходатайством о помиловании могут служить и другие обстоятельства, например тяжелая болезнь осужденного или его родителей и т.д.
Ряд
рекомендаций, которыми надлежит руководствоваться
комиссиям при поддержании
-
характер и степень
-
поведение осужденного во
-
совершение осужденным
- применение ранее в отношении осужденного акта амнистии или помиловании или условно-досрочного освобождения от наказания;
-
возмещение материального
- данные о личности осужденного (состояние здоровья, число судимостей, семейное положение, возраст и т.д.);
-
другие обстоятельства, если комиссия
найдет их существенными,
Комиссия
не поддерживает ходатайство о помиловании
в отношении следующих
- совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном суждении;
-
злостно нарушающих режим
-
ранее овобождавшхся от
-
ранее освободившихся от
- которым суд ранее заменял наказание более мягким (в течение срока отбывания замененного наказания и судимость).
Таким
образом, на наш взгляд верным является
вывод о том, что помилование относится
к государственному праву, так как помилование
не имеет нормативного характера, а является
актом применения права в конкретном случае.
Тем самым помилование представляет собой
смягчение участи осужденного.13
§2. Отличие помилования от амнистии
Помилование имеет много общего с амнистией: а) оба эти института применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления; б) и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.
Однако, несмотря на очевидное сходство, помилование и амнистия различаются между собой. Мы сформулировали отличия, которые состоят в следующем:
1. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, а амнистия распространяется на неограниченное количество индивидуально неопределенных лиц.
2. Помилование носит личный, а амнистия объективный характер: помилование основывается на индивидуальных особенностях данного случая, а амнистия – на общественном значении инкриминированных деяний.
3. Помилование осуществляется Указом, а амнистия правовым актом.
4.
Помилование осуществляется Президентом
РФ, а амнистия
5. В отличие от амнистии, помилование не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива.
6.
Помилование применимо к лицам,
7. Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия – вне зависимости от волеизъявления лица, совершившего преступление.
Следовательно
амнистию и помилование следует
рассматривать как две разные категории
освобождения от уголовного наказания.
Заключение
Изучив
теоретические аспекты данной проблемы,
можно сказать, что освобождение
от уголовной ответственности
Амнистия - это внесудебный акт, с помощью которого возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса. Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Амнистируется не конкретное лицо, а определенная категория лиц (несовершеннолетние, женщины и т.д.).