Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:33, реферат
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", от 9 декабря 1998 года "О хозяйственных судах в Республике Беларусь", от 26 ноября 1996 года "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Судебная система состоит из 3 основных групп:
1.1 Суды общей юрисдикции в Беларуси
В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.
В систему судов общей юрисдикции входит:
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:
Верховный
Суд рассматривает дела в кассационном
порядке, в порядке надзора и
по вновь открывшимся
Пленум
Верховного Суда Республики Беларусь
рассматривает материалы
Президиум
Верховного Суда Республики Беларусь
образуется в составе Председателя
Верховного Суда Республики Беларусь,
первого заместителя, заместителей
Председателя Верховного Суда Республики
Беларусь и судей этого суда. Президиум
Верховного Суда рассматривает судебные
дела в порядке надзора и по
вновь открывшимся
Судебные
коллегии Верховного Суда Республики
Беларусь комплектуются из числа
судей Верховного Суда Республики Беларусь
и утверждаются Пленумом Верховного
Суда Республики Беларусь. Судьи судебной
коллегии единолично рассматривают
в пределах своих полномочий дела
в качестве суда первой инстанции
и коллегиально - в кассационном
порядке, в порядке надзора и
по вновь открывшимся
Общим
судам подведомственны
Межгарнизонные
военные суды, Белорусский военный суд
рассматривают гражданские дела по искам,
возникающим из отношений военной службы,
уголовные дела о всех преступлениях,
совершенных лицами, на которых распространяется
статус военнослужащего.
1.2
Экономические суды
в Беларуси
Система экономических судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.
В систему экономических судов Беларуси входит:
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя и действует в составе:
Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия.
Хозяйственные
суды осуществляют правосудие в области
хозяйственных (экономических) отношений.
К подведомственности хозяйственных
судов относятся дела по спорам между
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями; между Республикой
Беларусь и административно-
1.3
Конституционный суд
Республики Беларусь
Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия законодательных актов статьям Конституции.
Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:
Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть выбираются Советом Республики.
Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.
Срок
полномочий судьи Конституционного
суда – 11 лет.
1.4
Порядок назначения
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.
Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.
Судьи
по административным делам и исполнительным
производствам назначаются
Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Судьи
не могут быть членами политических
партий, других общественных объединений,
преследующих политические цели, осуществлять
предпринимательскую