Субъект преступления и личность преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Состав преступления – это, в первую очередь, совокуп¬ность объективных и субъективных элементов, позволяю¬щих соответствующее общественно опасное деяние рас¬сматривать в качестве преступления. Приведенный тезис позволяет заключить, что все элементы состава преступле¬ния условно, с точки зрения их познания, можно разделить на две группы: группу объективных и группу субъективных элементов, каждая из которых распадается на виды этих элементов.

Содержание

Введение 3
Субъект преступления 5
Понятие субъекта преступления 5
Возраст как признак субъекта преступления 6
Вменяемость и невменяемость 9
Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости 12
Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения 14
Специальный субъект (исполнитель) преступления 15
Личность преступника 17
Понятие личности преступника 17
Основные черты криминологической характеристики личности преступника 24
Классификация и типология преступников 26
Заключение. 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы преступного поведения. Во всяком случае большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.

С учетом сказанного могут  быть выделены отдельные типы личности преступника, например по мотивам личного  обогащения. Однако стремление к повышению материального достатка не является противоправным и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Такой тип личности традиционно называется корыстным, но это скорее всего моральная оценка; понятие корысти обозначает здесь общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа приемлемо лишь с такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Чаще всего - это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

Следует отметить, что  среди виновных в корыстных (прежде всего в хищениях государственной  собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь, должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. Это часто сопровождается неправильным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в качестве дополнительного мотива. Следовательно, названных преступников можно объединить в престижный тип.

Однако по престижным мотивам совершаются не только хищения  и должностные преступления. Давно  установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые  другие преступления совершаются для  того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе представляется ценным. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. Стало быть, и такого рода преступников целесообразно относить к престижному типу.

Сложнее определить тип  личности преступников, совершающих  так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса  необходимо исходить из того, какие мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того, чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Стало быть, такие преступления могут совершаться из некорыстных побуждений.

Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений - к сексуальному.

Таким образом, среди основной массы преступников по мотивационным критериям можно выделить: корыстный, престижный, насильственный и сексуальный типы. Такое выделение носит условный характер. Разумеется могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу.

Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии преступников. Их типологические группы могут быть построены и по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. В связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны:

-негативно-пренебрежительное  отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев хулиганства;

-корыстно-частнособственнические  тенденции, связанные с игнорированием  права на все виды собственности.  Это характерно для совершения  хищений, краж, мошенничества, взяточничества  и иных корыстных преступлений;

-индивидуалистическое  отношение к различным социальным  установлениям и предписаниям, к  своим общегражданским, служебным,  семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты  определяют совершение ряда хозяйственных  преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

-легкомысленно-безответственное  отношение к установленным социальным  ценностям и своим обязанностям  по отношению к ним, проявляющееся  в различных неосторожных преступлениях.

Возможно выделение  типов преступников и по степени  их общественной опасности, криминогенной  зараженности, ее выраженности и активности:

-особо опасные преступники  (активные антисоциальные) - многократно  судимые рецидивисты, устойчивая  преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; общеуголовных преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников (для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию) и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами.

-десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, “выпавшие” из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы “плывут по течению”. Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся. Как и особо опасные преступники, представители этого типа устойчивы в своих установках и противоправном поведении;

-неустойчивые преступники  - лица, совершающие преступления (порой  неоднократно) не в силу стойких  антиобщественных установок и  представлений, а в связи с  включенностью в жизнедеятельность  некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;

- ситуативные преступники  - лица, общественная опасность личности  которых выражена в поведении  незначительно, но тем не менее  имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей, из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.

Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может  быть без колебаний отнесен к  какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.

Определение основных направлений  изучения личности преступника в  практических целях, равно как и  объема и пределов ее анализа, зависит  от конкретных задач.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для  данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными  словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

В заключении этого вопроса, мне бы хотелось еще выделить особое место в собирании криминологической  информации о личности правонарушителя - беседе с ними, теми, кто представляет оперативный интерес. Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее продумана и построена по определенному плану.

Поскольку речь идет об изучении личности, в процессе его нужно  акцентировать внимание на выяснении  жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности - психиатра.

Заключение.

В своей работе я рассмотрела  наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении личности правонарушителя.

Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов государства, представители общественных объединений и религиозных организаций

Ученые, при разработке этой проблемы пользуются всем комплексом криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или изучение отдельного преступника). “Лозунгом” ученых до середины ХХ века было выражение Листа: “Не преступление, а преступник, не понятие, а человек”. И хотя с тех пор прошло много лет, вопрос о том, кто является преступником остался. И что лукавить, чем “дальше” и “глубже” исследования, тем этот вопрос больше...

Ваше представление  о преступнике? Закройте глаза, представьте  его образ и опишите его... Конечно  могут быть несколько противоположных образов, но у большинства из Вас обязательно это будет мужчина, 20-40 лет, со специфическими чертами лица и фигурой, короткой стрижкой, наколками, своеобразным поведением, жаргоном, одеждой, с общественным статусом “одинокого загнанного волка” и т.д. А теперь ответьте себе, почему: не женщина; не образ заботливого “мужа-отца”; не в костюме с белой рубашкой и галстуком...

Да и наверное не безразлично, можем ли мы одним и тем же словом “преступник” называть: совершившего измену Родине или превысившему пределы необходимой обороны пограничнику при задержании вооруженного нарушителя границы; совершившего впервые хулиганство или особо опасного рецидивиста...

Очень сложно назвать  какую-либо часть моей работы и сказать, что она бесспорна и решена. Единого мнения нет и его не будет никогда, однако основное положение, согласно которому преступники отличаются от не преступников свойствами личности, несмотря на критику, является наиболее устойчивым.

Информация о работе Субъект преступления и личность преступника