Субъект преступления и личность преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Состав преступления – это, в первую очередь, совокуп¬ность объективных и субъективных элементов, позволяю¬щих соответствующее общественно опасное деяние рас¬сматривать в качестве преступления. Приведенный тезис позволяет заключить, что все элементы состава преступле¬ния условно, с точки зрения их познания, можно разделить на две группы: группу объективных и группу субъективных элементов, каждая из которых распадается на виды этих элементов.

Содержание

Введение 3
Субъект преступления 5
Понятие субъекта преступления 5
Возраст как признак субъекта преступления 6
Вменяемость и невменяемость 9
Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости 12
Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения 14
Специальный субъект (исполнитель) преступления 15
Личность преступника 17
Понятие личности преступника 17
Основные черты криминологической характеристики личности преступника 24
Классификация и типология преступников 26
Заключение. 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)


Министерство  Внутренних Дел РФ

Краснодарский юридический институт

Специальный факультет

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по предмету «Уголовное право»

 

на тему

«Субъект преступления и личность преступника»

 

 

 

 

 

 

Подготовила Соколова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

 

 

Содержание

 

 

Введение

Известно, что любое запрещенное деяние, причиняющее вред личности, обществу или государству и влекущее уголовную ответственность, принято называть преступным деянием, преступлением. При этом, называя содеянное «преступлением», важно не только (а, быть может, и не столько) определить социально-нравственную природу совершенного, сколько то, какие социально-правовые (уголовно-правовые) последствия оно порождает. Действительно, совершенное преступление – факт прошедшего времени, и было бы непозволительно тратить колоссальную человеческую энергию, чтобы дать профессионально верную оценку преступному событию только ради удовлетворения любознательности. Другое дело, если любознательность, вознагражденная найденной истиной, способствует ответу на очень важный вопрос: имеется ли основание для привлечения к уголовной ответственности того, кто это преступное деяние совершил?

Очевидно, что для решения  вопроса о наличии или отсутствии в содеянном признаков преступления требуется установить определенную совокупность обстоятельств, образующих фактическое и юридическое основание привлечения к уголовной ответственности лица, это деяние совершившего. В данном случае речь должна идти об обстоятельствах объективного и субъективного характера, которые отражены в соответствующей уголовно-правовой норме как необходимые и достаточные для привлечения виновного к уголовной ответственности.

Можно заключить, что  совокупность объективных и субъективных элементов, позволяющих определенное общественно опасное деяние признать соответствующим его описанию в статье уголовного закона, принято называть составом преступления.

Преступление признается таковым не само по себе, а лишь через  призму соответствующего состава; в  этом и кроется его уголовно-правовая природа.

Преступление  и состав преступления – не одно и то же. Если преступление есть конкретное действие, совершаемое в объективной действительности, то состав преступления – всего лишь логическая модель, нормативная категория, закрепляющая типичные признаки какого-либо деяния, отражая его преступную сущность.

Поскольку не любое опасное  в социальном плане деяние человека может служить основанием уголовной ответственности, постольку вполне обоснованно требование, чтобы это деяние содержало в себе «все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом».

Можно заключить, что  состав преступления выступает единственным юридическим основанием уголовной  ответственности. Фактически правовым основанием (причем единственным) уголовной ответственности вполне обоснованно и теория уголовного права, и законодатель, и правоприменитель признают деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

В противном случае уголовное  преследование не может быть начато, а начатое подлежит прекращению  на любой из стадий процесса этого преследования. Человека можно привлекать к уголовной ответственности не по желанию (даже сильному) кого-либо, а по основанию, о котором велась речь. Иначе говоря, о возникновении уголовной ответственности свидетельствует факт совершения общественно опасного деяния, а о наличии в этом деянии необходимых признаков соответствующего состава преступления – только вступивший в силу приговор суда. Совершив преступление, виновный как бы «замыкает» на себе результаты трех взаимодействующих явлений социально-правового характера: преступного деяния, состава преступления и уголовной ответственности, влекущей в свою очередь включение в действие сложного механизма уголовно-правового регулирования.

Только при наличии  состава преступления или, вернее, только на его основе может осуществляться процесс квалификации преступления, ибо он выступает тем необходимым уголовно-правовым образцом (эталоном), сверяя с которым, правоприменитель выбирает соответствующий уголовный закон, который наиболее точно и в полном объеме отражает содержание и свойства совершенного преступного деяния.

Состав  преступления, кроме того, служит необходимым  уголовно-правовым инструментарием для разграничения преступлений различных категорий, а также для отграничения преступных действий от непреступных.

С помощью состава, наконец, определяются пределы наказуемости преступления.

Состав преступления – это, в первую очередь, совокупность объективных и субъективных элементов, позволяющих соответствующее общественно опасное деяние рассматривать в качестве преступления. Приведенный тезис позволяет заключить, что все элементы состава преступления условно, с точки зрения их познания, можно разделить на две группы: группу объективных и группу субъективных элементов, каждая из которых распадается на виды этих элементов. Объективные элементы состоят из объекта и объективной стороны, субъективные – соответственно из субъекта и субъективной стороны. Отсутствие в содеянном хотя бы одного из элементов свидетельствует об отсутствии состава преступления в целом, а значит, и об отсутствии основания уголовной ответственности.

Одним из элементов состава преступления выступает субъект преступного  деяния. Лица, совершившие преступление, являются субъектами.

Субъект преступления

Понятие субъекта преступления

Одним из элементов состава  преступления выступает субъект  преступного деяния. Лица, совершившие  преступление, являются субъектами.

Не могут быть субъектами преступления животные, даже если их поведение причиняет  имущественный, социальный или иной вред. Иначе этот вопрос решался в уголовном праве древнего мира и средних веков. Истории известны случаи преследования животных, плативших жизнью за свою ярость. Современное законодательство ряда зарубежных стран также предусматривает возможность применения уголовных санкций к животным. Так, в 1990 г. в штате Техас был вынесен смертный приговор собаке по кличке Маркус за неоднократные нападения на людей. В российском законодательстве животные не признаются субъектами преступления. Они могут рассматриваться лишь в качестве орудий, если их используют в преступных целях.

Исходя из классического принципа уголовного права – принципа личной виновной ответственности, понести ее может только физическое лицо. Названный принцип был провозглашен в XVIII в. в ходе Великой Французской революции. В более поздние времена в странах, например, англоамериканского права, была введена ответственность юридических лиц. В 1973 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям встать на путь признания юридических лиц субъектами уголовной ответственности за экологические преступления. Данный вопрос широко обсуждался на страницах российской печати, и не только в отношении экологических, но и экономических, хозяйственных преступлений. Возможность уголовной ответственности юридических лиц была предусмотрена в некоторых проектах УК. Но законодатель абсолютно логично придерживается принципа их уголовной безответственности.

Для привлечения лица к уголовной  ответственности его правовой статус значения не имеет. Это может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или подданный, лицо без гражданства.

Не любое физическое лицо может  быть субъектом преступления. Уголовная ответственность связывается со способностью человека понимать фактическую сторону и общественную значимость совершаемых действий и руководить своими поступками. Подобной способностью могут обладать лишь вменяемые лица, достигшие определенного1 возраста.

Перечисленные признаки (физическое лицо, вменяемость и достижение возраста уголовной ответственности) являются обязательными юридическими признаками субъекта любого преступления. В ряде составов преступлений закон, помимо названных, предусматривает и иные признаки субъекта (пол, возраст, должность, профессию и т. д.). Эти признаки в доктринальной литературе именуются факультативными, а лицо, обладающее такими признаками, – специальным субъектом.

Субъект преступления не следует путать с личностью о преступника. Второе понятие значительно шире, многограннее. В понятие субъекта включаются лишь признаки, указанные в статьях уголовного закона. Личность преступника включает в себя все многообразие свойств человека (характер, склонности, темперамент, уровень образования и т.п.). Изучением личности преступника занимается такая дисциплина, как криминология. Но и в сфере уголовного права отдельные свойства, качества личности имеют существенное значение. Так, личность виновного учитывается при: избрании судом вида и размера назначаемого наказания; решении вопроса об освобождении от уголовного наказания или ответственности; применении условного осуждения; назначении наказания ниже, чем предусмотрено в санкции статьи. Эти данные могут быть непосредственно не связаны с преступлением, но характеризуют личность и его социально-психологические качества с отрицательной или положительной стороны, свидетельствуют о большей или меньшей степени общественной опасности. Некоторые из этих данных указаны законодателем в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание (беременность, наличие малолетних детей, неоднократное совершение преступлений и т.д.).

Итак, субъект состава преступления – лицо, совершившее преступление и наделенное определенными признаками, имеющими уголовно-правовое значение.

Возраст как признак субъекта преступления

Возраст – это четкие координаты жизни, количество прожитого времени (С.И. Ожегов). Различают следующие критерии возраста: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический (психический). Российский законодатель, устанавливая возраст, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности, руководствовался психологическим критерием.

Необходимость установления возраста уголовной ответственности связана со способностью лица понимать характер и социальную значимость своих действий, соотносить свои желания и побуждения с требованиями общественного запрета, с нормами поведения, установленными в обществе, и со способностью правильно воспринимать уголовное наказание.

Способность познавать явления окружающего мира, обнаруживать их внутреннюю связь, оценивать, делать выбор между различными побуждениями возникает у человека не с момента рождения, а значительно позднее, по мере биологического и социального его развития, когда у него появляется определенный уровень правового сознания. Следовательно, и уголовная ответственность может наступать лишь по достижении лицом этого возраста.

Доктрина и уголовное законодательство не всегда так однозначно и четко  решали вопрос о возрасте уголовной ответственности. Ни Русская Правда, ни законы Петра I не упоминали о минимальном возрасте ответственности за преступление. Лишь начиная с XVIII в. данный вопрос стал решаться законодательным путем. Предельный срок безусловной невменяемости по возрасту постоянно менялся. Если обратиться к истории советского государства, то увидим, что этот возраст был: в 1918 году – 17 лет, в 1920 – 14 лет, в 1929 – 16 лет, в 1935 – 12 лет, в 1941 – 14 лет.

По действующему законодательству уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. За наиболее тяжкие преступления, общественная опасность, вредоносность которых становится очевидна для всех граждан значительно ранее (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение и вымогательство оружия, наркотических и психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) уголовная ответственность наступает с 14 лет.2 За совершение отдельных преступлений устанавливается уголовная ответственность с 18 лет (например, воинские преступления, некоторые преступления против правосудия, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность и т.п.) или с еще большего возрастного предела (например, за вынесение неправосудного приговора ответственность может наступить лишь с 25 лет).

Установление в законе строго формализованной  минимальной возрастной границы требует точного определения возраста лица, совершившего преступление (число, месяц, год рождения). Этот вопрос решается на основании соответствующих документов (свидетельство о рождении, паспорт и т.п.). Возраст определяется не началом дня рождения, а его окончанием, т.е. лицо считается достигшим определенного в законе возраста на следующий день после дня рождения. При отсутствии документов, удостоверяющих дату рождения, возраст устанавливает судебно-медицинская экспертиза. В этом случае днем рождения субъекта надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального количества лет суду следует исходить из предполагаемого ими минимального возраста лица.

Жизненные условия и обстоятельства, в которых происходит развитие подростков и их формирование, весьма разнообразны – от самых благоприятных до таких, в которых ребенку приходится фактически выживать (социально запущенные семьи, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками и абсолютно не занимаются воспитанием детей, либо далеко не элитные дома ребенка, детские дома и т.п.). Не учитывать все перечисленные факторы при решении вопроса, достиг ли ребенок возраста, с которым закон связывает возможность уголовной ответственности, недопустимо. Подобная обстановка, в которой формировалось и развивалось мировосприятие несовершеннолетнего, может привести к тому, что он будет психически существенно отставать от своих сверстников. Если несовершеннолетний вследствие такого отставания не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им, он не подлежит уголовной ответственности. Установить подобное суд сможет с помощью психолого-психиатрической экспертизы.

Информация о работе Субъект преступления и личность преступника