Субьект преступлении его признаки, субьект преступления и личность преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Субъектом преступления может быть только физическое лицо. Следует отметить, что в уголовном законодательстве ряда зарубежных стран предусматривается возможность привлечения к уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц. В советской и российской юридической литературе также неоднократно предлагалось закрепить институт уголовной ответственности юридических лиц . Однако это положение не разделяется действующим российским уголовным законодательством.

Работа содержит 1 файл

курсовая по уголовному праву.docx

— 47.76 Кб (Скачать)

    Лицо  считается достигшим  возраста уголовной  ответственности  с ноля часов следующих  за днем рождения суток. Если отсутствуют данные о дате рождения несовершеннолетнего,то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы, а днем рождения подсудимого считается последний день года, который назван экспертами. При определении возраста максимальным и минимальным числом лет суд исходит из предполагаемого экспертизой минимального возраста несовершеннолетнего.

    На  основании изложенного можно  сделать вывод, что возраст в  уголовно-правовом смысле - это не просто определенное количество прожитых лет, а еще и объективная характеристика способности лица осознавать значение своих действий и руководить ими.14

    В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими ему правильно оценивать свое поведение, он не подлежит уголовной  ответственности. Эта норма позволяет  органам предварительного следствия  и суда учитывать явно выраженное отставание интеллектуального и  волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом, не вменяется в  ответственность деяние, совершенное  лицом по достижении возраста, указанного в ч. ч. 1 и 2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.

    Определяя возраст несовершеннолетнего, суд  обязан точно установить число, месяц и год рождения, прибегая в необходимых случаях к помощи судебно-медицинской экспертизы. При этом подросток считается достигшим установленного возраста, исходя из предлагаемого экспертизой минимального возраста, а если дата рождения известна точно – на другой день после дня рождения. Если экспертами будет назван только год рождения, то днём рождения следует считать последний день названного года.15

    В науке уголовного права несоответствие психического развития подростка его  фактическому возрасту именуется "возрастной невменяемостью".

    Необходимо  отметить, что развитие психических  функций ребенка происходит в  определенные возрастные периоды, и  если он не получает в это время  необходимой информации, то его созревание замедляется. Проявления отставания в  психическом развитии достаточно разнообразны: кроме интеллектуальной недостаточности  и незрелости психики встречаются  также нарушения поведения и  воли, эмоциональной сферы. У таких  лиц не сформированы критические  способности и способности адекватно  прогнозировать последствия своих действий. Задержка психофизического развития на уровне детского или подросткового возраста именуется инфантилизмом. В психиатрии приводятся различные виды инфантилизма. По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, эндокринный, социокультурный. Однако все виды инфантилизма, кроме последнего, относятся к формам психической патологии и не могут являться признаком "возрастной невменяемости". Соответственно, для рассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленный социальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан с психическим расстройством. "Этому условию в полной мере отвечают только социально-культурные формы инфантилизма" . Социальный инфантилизм наблюдается при нормальном физическом и психологическом развитии. Социальному инфантилизму свойственны не соответствующие возрасту черты детскости в поведении, в суждениях, а также повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость. Возникновение указанного выше состояния формируется под воздействием следующих факторов:

    1) педагогическая запущенность. Для  нормального развития подростка  большое значение имеют условия  его воспитания. Дети, выросшие в  детских домах, малокультурных  семьях, где никто не занимается  их воспитанием и развитием,  часто отстают в интеллектуальном  отношении от своих сверстников.  Подобное наблюдается и при  недостатке внимания, любви и  заботы. Также временная психическая  задержка развития может появиться  из-за длительной разлуки с  родителями и близкими, если подросток  длительное время находится в  больницах и санаториях ("госпитализм").

    Отсутствие  или недостаточность правильного  педагогического воздействия выступает  одной из главных причин отставания в психическом развитии подростков с полноценной психикой. Психические  функции человека развиваются в  процессе обучения и воспитания, а  не являются следствием созревания в  определенное время тех или иных мозговых структур. Соответственно, без  надлежащего обучения и воспитания у подростков со здоровой психикой возникает недоразвитие отдельных  функций психики;

    2) неправильное воспитание. В этом  случае родители чрезмерно опекают  ребенка, не позволяют ему самому  вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Такие дети являются эгоцентричными, капризными, невыносимыми, беспомощными, они стремятся к сочувствию  и признанию, при этом проявляют  неоправданные амбиции и претензии.  Несмотря на то что для их возраста у них нормальный интеллект, подростки плохо приспособлены к реальной жизни. Это состояние в судебной психиатрии именуется "синдром единственного ребенка";

    3) "сенсорная депривация" (слепота,  глухота, глухонемота). Сами по  себе указанные дефекты не  являются психическими расстройствами  и не обязательно приводят к отставанию в психическом развитии. Это происходит, если сенсорная депривация не была своевременно выявлена, в результате чего ребенок был лишен специального обучения и воспитания. При слепоте инфантилизм связан с дефектом зрения. Задержка психического развития при глухоте связана с непониманием речи других людей,что ведет к ограниченности информации. Если снижение слуха происходит в раннем детском возрасте, то велика вероятность, что оно отразится на психическом развитии подростка. Соматические заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве, также могут отразиться на психическом развитии ребенка, если они протекали в длительной или тяжелой форме. При этом может наблюдаться не только отставание в психическом развитии, но и олигофрения.

    Таким образом, перечисленные причины  образуют понятие "отставания в психическом  развитии", если они: 1) носят временный  характер, т.е. при правильном воспитании и обучении (при социальном инфантилизме) и лечении (при соматических заболеваниях) задержка развития является обратимой; 2) не связаны с психическими расстройствами.

    Необходимо  отметить, что социальный инфантилизм  или соматические заболевания будут  обязательными признаками возрастной невменяемости только в случае, если они окажут влияние на способность  подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Следовательно, "возрастная невменяемость" характеризуется  еще и юридическим критерием, который предполагает ослабление указанной  способности из-за того, что она  не получила должного развития. При "возрастной невменяемости" лицо из-за психического недоразвития лишено возможности в  полной мере сознательно регулировать свое поведение. Способность регулировать свое поведение складывается постепенно в результате воспитания, обучения и наблюдения. Родители и педагоги с детства разъясняют подростку  опасность некоторых поступков. К определенному возрасту у несовершеннолетних формируется жизненный опыт, который  позволяет им соотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми нормами. Если же несовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания, то ему значительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни. Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевого процесса происходит из-за того, что психическое развитие таких подростков отстает от их фактического возраста.

    Кроме того, необходимо установить, что именно во время совершения общественно  опасного действия (бездействия) отставание в психическом развитии, не связанном  с психическим расстройством, оказывало  влияние на интеллектуально-волевую  сферу психической деятельности подростка.

    Возрастная  невменяемость характеризуется  следующими признаками (критериями): 1) медицинским - наличие отставания в  психическом развитии, не связанным  с психическим расстройством; 2) юридическим, который означает, что лицо не могло  в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими; 3) временным (темпоральным), указывающим на то, что именно в момент совершения общественно опасного деяния два других признака "возрастной невменяемости" влияли на поведение подростка.

    Таким образом, "возрастная невменяемость" - это правовое понятие, которое означает, что лицо, достигшее возраста уголовной  ответственности, в момент совершения общественно опасного деяния вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им.

    Значение "возрастной невменяемости" заключается  в том, что несовершеннолетний, достигший  возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом  развитии, не связанном с психическим  расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и  общественную опасность своего поведения  либо руководить им, не подлежит уголовной  ответственности. К таким лицам  медицинские меры принудительного характера не могут применяться, так как отставание в психическом развитии не носит болезненного характера. К ним нельзя применить и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК). Таким образом, УК не предусматривает никаких мер уголовно-правового характера для данной категории лиц. Следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" подростки, не подлежащие уголовной ответственности вследствие "возрастной невменяемости", могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако эта мера не носит уголовно-правового характера.

    Невменяемость.

    В соответствии с ч. 1 ст. 21 УК не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно  опасного деяния находилось в состоянии  невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия  либо иного болезненного состояния  психики. Таким образом, понятие "невменяемость" предполагает совокупность юридического и медицинского критериев,наличие которых на момент совершения общественно опасного деяния исключает уголовную ответственность лица.16

    Медицинский (биологический) критерий можно определить как болезненные нарушения психики, указанные в ч. 1 ст. 21 УК.

    Хроническое психическое расстройство - понятие, объединяющее "длительно протекающие  психические заболевания, имеющие  тенденцию к прогрессированию, то есть к постепенному нарастанию и  усложнению психических расстройств" . К наиболее типичным видам хронических расстройств относятся: шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, предстарческие и старческие психозы, маниакально-депрессивный психоз и т.д.

    Под временным психическим расстройством  понимаются заболевания различной  длительности, которые в итоге  заканчиваются выздоровлением. У  этих болезней различная продолжительность: от нескольких минут до нескольких лет (при реактивных состояниях). Основным признаком временного заболевания  является его обратимость. К таким  психическим расстройствам относятся: патологическое опьянение, патологический аффект, сумеречные расстройства сознания, а также реактивные состояния  и т.д.

    Слабоумие - это все психические расстройства, которые нарушают интеллектуальные функции. Оно может быть врожденного (олигофрения) или приобретенного характера  в результате таких заболеваний, как энцефалит, менингит и др.

    Под иным болезненным состояниям психики  понимаются болезни, которые хотя и  не относятся к психическим расстройствам, но сопровождаются нарушениями психики. Например, при брюшном тифе, не являющимся душевным расстройством, часто наблюдается  помрачение сознания, галлюцинации, во время которых у лица может  быть снижена или даже нарушена способность  к умственной и волевой деятельности. То же самое может наблюдаться  и при опухолях и травмах мозга  и других, в принципе, не психических  заболеваниях.

    Само  по себе наличие перечисленных заболеваний  у лица, совершившего общественно  опасное деяние, не является основанием для признания его невменяемым.

    Медицинский (биологический) критерий означает наличие  болезненного расстройства психики, которое  диагностируется комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизой. Установление рассматриваемого критерия необходимо для обоснования возможности  лица осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

    Медицинский критерий не свидетельствует о невменяемости  лица. Для того чтобы психическое  расстройство стало юридически значимым, обязательно установление юридического (психологического) критерия, который  указывает на такую степень нарушения  психической деятельности лица, при  которой регуляция им собственного поведения становится невозможной.

    Юридический критерий состоит из двух элементов: интеллектуального (невозможность  осознания фактического характера  и общественной опасности своего деяния) и волевого (невозможность  руководить своим действием (бездействием)). Наличие интеллектуального элемента означает, что лицо не понимает опасности  своего поведения для общества. Волевой  признак психологического критерия невменяемости свидетельствует  о неспособности лица руководить своими действиями. Для юридического критерия достаточно наличия одного из указанных элементов. Например, у  наркоманов в состоянии абстиненции  при относительной способности  осознавать общественную опасность  своего деяния наблюдается расстройство волевой сферы. Так, лицо осознает, что  проникает в аптеку для завладения лекарством, содержащим наркотические  вещества, но не может воздержаться от совершения этих действий. В таких  случаях на основании волевого признака можно судить о наличии психологического критерия невменяемости. Также необходимо отметить, что при различных психических  отклонениях встречаются различные  сочетания волевого и интеллектуального  признаков невменяемости.

Информация о работе Субьект преступлении его признаки, субьект преступления и личность преступника