Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение признаков специального субъекта преступления, а также взаимосвязь между уголовным законом и конкретным человеком, совершившим преступление, посредством выявления помимо обязательных признаков субъекта преступления, также и факультативных что будет являться справедливым по назначении наказания, которое должно неси виновное лицо.
Определим задачи:
- изучить специальный субъект его признаки, их уголовно-правовое значение,
- раскрыть признаки специального субъекта, включенные в основной состав преступления,
- определить признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающими обстоятельствами,
- рассмотреть субъект преступления и личность преступника.

Содержание

Введение 3
1. Специальный субъект его признаки, их уголовно-правовое значение 5
2. Признаки специального субъекта, включенные в основной состав преступления 11
3. Признаки специального субъекта, включенные в состав с отягчающими обстоятельствами. 21
4. Субъект преступления и личность преступника. 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение--Замалиев.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

В трактовке К.А. Панько специальным  субъектом является лицо, обладающее, кроме необходимых обязательных признаков (возраст, вменяемость), особыми  дополнительными признаками, относящимися как к позитивной, так и к негативной деятельности субъекта, и ограничивающими возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления5.

Недостаток этого понятия заключается, прежде всего, в том, что не совсем ясно, какая негативная и позитивная деятельность определяет признаки специального субъекта. Автор же ни в самом определении, ни в работе, где оно предложено, не конкретизирует эти виды деятельности. Далее, К.А. Панько допускает явную ошибку, считая, что признаки специального субъекта ограничивает возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления. В действительности же, напротив, наличие признаков специального субъекта к диспозиции статьи УК ограничивает возможность привлечения к ответственности не самого специального субъекта, а иных лиц, не обладающих такими свойствами. И, наконец, в определении К.А. Панько упущено указание на то, что признаки специальных субъектов предусмотрены в законе или вытекают из него.

Признаки специального субъекта в  теории уголовного права получили название факультативных признаков в общем понятии состава преступления, поскольку они не являются обязательными для всех конкретных составов преступлений. Признаки специального субъекта указываются хотя и в значительной части составов, но не во всех.

Значение выделение признаков  специального субъекта в конкретных составах преступления заключается, по мнению А.И. Рарога, в правильной квалификации преступления. Исходной позицией в  правильном решении вопроса правильной квалификации преступления является положение о том, что общественно опасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в нем установлены все признаки состава преступления (ст.8 УК). Следовательно, установление признаков специального субъекта является столь же необходимыми, как и определение признаков общего субъекта. 6

С учетом изложенного можно констатировать, что специальный субъект преступления – это лицо, обладающее наряду с  вменяемостью и возрастом уголовной  ответственности и иным(-и) дополнительным(-и) юридическим(-и) признаком(-ами), предусмотренным(-и) в уголовном законе или прямо вытекающим(-и) из него, ограничивающим(-и) круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Некоторые авторы все множество  признаков специального субъекта объединяют в определенные группы. Так, например, в трудах Л.А. Прохорова и М.Л. Прохорова существует следующая классификации признаков специального субъекта, в зависимости оттого, что лежит в основании классификации:

а) гражданство - как уже отмечалось выше, субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ (ст.275 УК), субъектом шпионажа (ст.276 УК) - только иностранный гражданин или лицо без гражданства;

б) возраст - субъектом вовлечения несовершеннолетнего в преступление (ст.150 УК) или в совершение антиобщественных действий (ст.151 УК) является совершеннолетнее лицо;

в) пол - непосредственным исполнителем изнасилования может быть только мужчина (ст.131 УК), при убийстве матерью  новорожденного ребенка (ст.106 УК) субъектом  является женщина - мать новорожденного;

г) должностное положение - субъектом  принуждения к даче показаний (ст.302 УК) является следователь или дознаватель;

д) исполнение воинской обязанности - субъектами преступлений против военной  службы являются военнослужащие. 7

В качестве основы следующей классификации, предложенной Н.С. Лейкиной и Н.П. Грабовской, выделяются следующие признаки специальных субъектов, характеризующие:

1) государственно-правовое положение  лица (иностранец либо лицо без  гражданства);

2) профессиональное положение;

3) должностное положение, особые  качества выполняемой работы (ст. УК и др.);

4) демографические признаки –  пол, возраст, родственные отношения. 8

При всей ее ценности для уголовно-правовой теории данная классификация не лишена недостатков. Прежде всего, представляется неоправданным выделение в качестве самостоятельных таких признаков, которые характеризуют государственно-правовое, профессиональное и должностное положение лица, особые качества выполняемой им работы. Все они определяют правовое положение субъекта, вследствие чего их целесообразно объединить в одну группу именно по признаку правового положения субъекта.

Также хотелось бы привести классификацию  признаков специального субъекта, предложенную доктором юридических наук, профессором Л.В. Иногамовой-Хегай и В.С. Комисаровой. Так согласно этой классификации признаки присущие специальному субъекту делятся на:

Признаки, характеризующие социальную роль и правовое положение субъекта. Это гражданство, должностное положение  лица, профессия род деятельности, характер выполняемой работы, отношение к военной службе, участие в судебном процессе и т.п.

Признаки, характеризующие физические свойства субъекта. Это возраст, пол, состояние здоровья и трудоспособность и т.п.

Признаки, характеризующие взаимоотношение субъекта с потерпевшим. Это родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами (родители, мать, дети, другие родственники) т.п. 9

В учебной литературе можно встретить  и более детальное группирование  признаков специального субъекта. Они, являясь факультативными признаками состава преступления, выполняют троякую роль в уголовном законодательстве: во-первых, выступают конструктивными (обязательными) признаками основного состава; во-вторых, входят в состав с отягчающими обстоятельствами; в-третьих, когда не предусмотрены в законе ни в основном составе, ни в составе с отягчающими обстоятельствами, при этом эти особенности специального субъекта относятся к характеристики личности преступника. Именно такая классификация признаков специального субъекта лежит в основе последующих глав данной работы.

2. Признаки специального субъекта, включенные в основной состав  преступления

 

При конструктивных признаках специального субъекта, т.е. включенных в основной состав преступления. Лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, указанные в конкретной уголовно-правовой норме, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье как исполнители преступления, хотя и совершили действия, предусмотренные диспозицией данной нормы. Статья 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление по службе только должностных лиц, которые используют свои служебные полномочия вопреки интересам службы в корыстных или иных личных интересах, если эти деяния повлекли существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. Как указано в учебнике по уголовному праву, особенность признаков субъекта преступления данной статьи в том, что они могут совершаться лицом с использованием обязанностей по службе и только благодаря его служебному положению10 Примечание 1 к ст.285 УК, раскрывая признаки должностного лица, в частности, указывает, что таковыми являются представители власти или лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и в муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Так в некоторых научных работах  указывается на то, что основанием выполнения конкретным лицом управленческих функций должен быть юридический факт, наделяющий это лицо властными полномочиями и порождающий возникновение управленческих отношений между данным субъектом и лицами, поведение которых выступает управляемым объектом11. Поскольку в УК РФ упоминается "специальное" полномочие, логично предположить существование неких "общих" полномочий, т.е. обычных, типичных оснований выполнения управленческих функций.

Далее приводятся примеры в отраслях права. Так в административном праве известны следующие способы замещения должностей:

1) зачисление;

2) назначение на должность; 

3) выборы;

4) конкурс12.

В теории уголовного права в качестве оснований выполнения управленческих функций называются акт о назначении на должность, акт выборов13, доверенность, трудовой договор (контракт) 14. В работах по проблемам гражданского права к этим основаниям отнесены такие, как: решение о назначении или избрании (в качестве руководителя); особый (сочетающий признаки трудового и гражданско-правового) договор с руководителем или иным субъектом, выполняющим функции органа юридического лица15.

Не вызывает сомнений, что перечисленные  основания являются "общими", т.е. обычными основаниями выполнения управленческих функций. Но для объяснения управленческих функций по специальному полномочию, следует привести разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ. В абз.2 п.1 постановлена Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10.02. 2000 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" записано: "Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)"16

Одним из самых сложных вопросов по рассматриваемой категории преступлений является вопрос о понятии должностного лица. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ еще раз обращает внимание на критерии определения должностного лица, закрепленные в примечании к  ст.285 УК.

В связи с этим толкуя это разъяснение, говорится о том, что выполнение функций должностного лица по специальному полномочию соотнесено с возложением  на лицо таких функций нормативно-правовым актом или управомоченным органом  или должностным лицом. Эти полномочия могут быть временными, одноразовыми, совмещаемыми с основной рабой. Отсутствие таких полномочий, представление их неправомочным субъектом и т.д. исключают наличие должностного лица. 17

В правовой литературе содержится определение  понятия специального полномочия, в соответствии с которым оно представляет собой "официально предоставленные (путем издания нормативного или индивидуального акта) представителю общественности права на осуществление административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций, а также функций представителя власти"18. Содержание данного понятия у нас вызывает возражения. Во-первых, наделение специальным полномочием на основании нормативного акта общего действия. Во-вторых, ограничение круга лиц, выполняющих управленческие функции по специальному полномочию, только представителями общественности.

Уголовный кодекс РФ содержит две  группы преступлений, связанных с  выполнением управленческих функций: преступления против государственной  власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст.285-287, 290, ч.2 ст.237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204 УК РФ) 19. Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции20.

Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных  обязанностей приводится в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. 21

Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями является, согласно закону, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества и государства. При этом слово "нарушение" по уточнению Виктора Боркова, определяет те неблагоприятные изменения, которые происходят в объекте преступления. Оно более правильно отражает природу общественной опасности должностного злоупотребления, вытекающую из злонамеренного использования виновным предоставленных ему полномочий. 22

Далее указывается на неразрывную  связь деяния с последствиями  данного состава преступления. Последствия  выражаются в виде существенного  нарушения прав и законных интересов  граждан или организаций либо охраняемым законом государственных  или общественных интересов. 23Сущность деяния заключается в противоречии интересам службы использования должностных полномочий или невыполнения обязанностей. При этом злоупотребление не "влечет за собой", а выражается в нарушении интересов, которые перечислены в диспозиции соответствующей нормы.

Использование полномочий при злоупотреблении  выступает формой нарушения интересов  личности, общества и государства. При  этом ключевым, по-мнению, В. Боркова, является такое свойство субъекта, как способность  изменять правоотношения для третьих лиц. То есть нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемы интересов общества или государства происходит во время принятия должностным лицом вредоносного властного, организационно-распорядительного, административно-хозяйственного решения, что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.03. 1990 № 4 “О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. В свою очередь термин "существенное" характеризует именно злоупотребление, потому что "неблагоприятные последствия" неминуемы, жестко привязаны к употреблению полномочий. Использование конкретных полномочий всегда влечет такие же конкретные последствия. Так показательны виды "существенных нарушений", которые приводятся в приведенном выше постановлении. Все они описываются посредством указания на действия или бездействие виновного. Так существенный вред может выражаться: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений, создание помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. 24

Информация о работе Специальный субъект преступления и его уголовно-правовое значение