Советский период развития уголовно-исполнительной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной поли¬тики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет ком¬плекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политиче¬ское и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику пре¬ступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, разви¬тие фундаментальных общественных наук.
Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказы¬вает экономическое состояние общества. Благополучное в экономиче¬ском отноше¬нии государство может ставить более высокие цели, делать страте¬гию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно соз¬дать материаль¬ную базу для успешного выполнения стоящих перед ней це¬лей.
Политика в сфере исполнения наказания во многом зависит от нравствен¬ного состояния общества, от уровня его правового сознания. Государство мо¬жет провозглашать, законодательно закреплять высокие моральные и право¬вые принципы, но они не всегда адекватно воспринимаются и усваиваются всеми слоями общества. У разных социальных групп могут быть значитель¬ные отклоне¬ния от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и право¬вых ценностей. Степень такого отклонения зависит от самого общества. Отношение к осужденным в таких условиях становится более терпи¬мым, гуман¬ным, что неизбежно влияет через государственные властные и обще-ственные структуры на формирование политики в сфере исполнения уголов¬ного наказания, форм и методов ее реализации.

Содержание

1. Введение. ……………………………………………………………………….3
2. Советский период развития уголовно-исполнительной системы……..……4
3. Исправительно-трудовое право в период развития советского
Государства……………………………………………………………………….6
4. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. ……………………………………………………………...8
5. Заключение…………………………………………………………………….18
6. Список литературы……………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

контрольнаяd (2).docx

— 38.92 Кб (Скачать)

Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.

Режим в лагерях принудительных работ  по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием "вплоть до применения высшей меры" (расстрела).

Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции  от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения.

Окончание гражданской войны и интервенции  позволило советской власти перейти  к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.

В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового  кодекса.

Проект  Исправительно-трудового кодекса  прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов.

16 октября  1924 г. первый в истории России  Исправительно-трудовой кодекс был  принят.

Задачей Кодекса провозглашалось осуществление  уголовной политики путем соответствующей  организации исполнения лишения  свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер Исправительно-трудового воздействия.

Места заключения подразделялись (ст. 46) на три  группы:

А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1) дома заключения; 2)исправительно-трудовые дома; 3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; 4) изоляторы специального назначения; 5) переходные исправительно-трудовые дома.

Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; 2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

В. Учреждения для применения мер социальной зашиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

В Кодексе  отмечалось (ст. 4, 5), что исправительно-трудовое воздействие обязано проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места заточения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, предусматривающая изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатов Исправительно-трудового воздействия (ст. 100-107 и др.).

При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия (в составе начальника места заключения, районного народного судьи и представителя бюро профсоюзов), контролировавшая ход исполнения лишения свободы.

   Исполнение принудительных работ без содержания под стражей осуществляли соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, на которые возлагался учет этой категории осужденных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания наказания и т.д. (ст. 23-43). При губернских инспекциях создавались распределительные комиссии в составе губернского инспектора мест заключения, члена губернского суда, представителя губернской рабоче-крестьянской инспекции, члена губернского совета профсоюзов, члена комитета помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них. Комиссии обладали обширными полномочиями в распределении и перераспределении заключенных по местам исполнения наказания, применению прогрессивной системы отбывания лишения свободы, досрочному освобождению осужденных и т.д. Работали они на демократических началах с широким привлечением специалистов пенитенциарного дела и общественности. На практике некоторые положения Кодекса, оказались нежизненными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых социально-экономических предпосылок не была реализована прогрессивная система отбывания лишения свободы. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям).6

Вместе  с тем получила дальнейшее развитие сеть исправительно-трудовых колоний, как основного вида мест лишения  свободы.

    30 октября 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые оказали существенное влияние на уголовное и исправительно-трудовое законодательство союзных республик, в том числе РСФСР.

     В Основных началах отмечалось, что целями применения мер социальной защиты (ст. 4) являются: а) предупреждение преступления; б) лишение общественно опасных элементов возможности совершить новые преступления; в) исправительно-трудовое воздействие на осужденных. К мерам социальной защиты судебно-исправительного характера были отнесены: а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из пределов СССР навсегда; б) лишение свободы со строгой изоляцией; в) лишение свободы без строгой изоляции; г) принудительные работы без лишения свободы; д) поражение прав; е) удаление из пределов СССР на срок; ж) удаление из пределов союзной республики или отдельной местности с запрещением проживать в тех или иных местностях или без такового (ссылка и высылка); з) увольнение от должности; и) запрещение занятия определенной должности или деятельностью либо промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н) предостережение. Изложенные цели и система наказаний свидетельствовали о довольно жесткой позиции союзного законодателя.

    22 ноября 1926 г. на базе Основных начал принимается новый Уголовный кодекс РСФСР, который воспринял и развил положения союзного закона.

    29 марта 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О карательной политике и состоянии мест заключения", которое подвело определенные итоги в проведении советской карательной (уголовной) и исправительно-трудовой политики. В постановлении отмечалась необходимость развития дифференцированного подхода к преступникам, исправительного начала в деятельности мест лишения свободы, намечался ряд мер по устранению имеющихся недостатков.

     Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется Положение об исправительно-трудовых лагерях, которое ставило перед ними задачу охраны общества от особо социально опасных правонарушителей путем их изоляции (ст. 1), соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособление их к условиям социалистического общежития. Лагеря водились в ведении Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ). Все поступавшие заключенные подразделялись на три категории: 1) из трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет не за контрреволюционные преступления; 2) те же, но осужденные на срок свыше 5 лет; 3) нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления (имелись в виду в основном представители бывших имущих классов). Заключенные третьей категории не обладали правом занимать административно-хозяйственные должности в лагере (ст. 16), а также подлежали иной дискриминации. Это было заимствование худших черт царской пенитенциарной системы. Разница состояла лишь в том, что при царе дискриминации подвергались заключенные из неимущих классов, а при советской власти - выходцы из бывших имущих слоев.

    Постановлением ВЦИК и СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

    Задачей уголовной политики Кодекс провозглашал (ст. 1) защиту диктатуры пролетариата от посягательств классово-враждебных элементов и нарушений как со стороны деклассированных, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся. Исходя из этого, целями исправительно-трудовой политики (ст. 2) были: 1) ставить осужденных в условия, преграждающие им возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству; 2) перевоспитывать и приспособлять к условиям трудового общежития путем направления их труда на общеполезные цели. Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы - трудовая колония.

     Помимо исполнения лишения свободы на срок до трех лет, Кодекс регламентировал исполнение исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенное с исправительно-трудовыми

работами. Вместе с тем исполнение лишения  свободы на срок от 3 до 10 лет продолжало регламентироваться Положением об исправительно-трудовых лагерях.

     В 30-х годах начинает набирать силу тенденция к усилению строгости уголовных наказаний и отступлению от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, Заключение в исправительно-трудовой лагерь. В исправительно-трудовой политике и практике наступает период застоя и регресса. С 1954 г. начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Задачей деятельности лагерей и колоний провозглашалось исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.7

    25 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и поручил привести уголовное законодательство союзных республик в соответствие с ними.

     27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР.

В качестве целей наказания Кодексом назывались (ст. 20): исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. В систему наказаний (ст. 21) вошли: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) возложение обязанности загладить причиненный вред; 9) общественное порицание10) конфискация имущества; 11) лишение воинского или специального звания; 12) направление военнослужащих в дисциплинарный батальон.

Предстояло  обеспечить правовое регулирование  исполнения этой демократической и гуманной системы наказаний новым исправительно-трудовым законом. 29 августа 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено республиканское Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах как временный (до принятия соответствующего законодательства) документ.

      11 июля 1969 г. Законом СССР были введены в действие Основы Исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. С принятием кодекса завершилась направленная на восстановление законодательной базы регламентация исполнения наказаний, связанной с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались фактически две отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Встал вопрос о создании единой отрасли законодательства, объединенного общей теоретической базой, уголовно-исполнительного. Началась интенсивная работа по созданию соответствующих законопроектов.

     После распада Союза ССР Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля и 6 июля 1993 г. были отменены наказания (и соответственно их исполнение) в виде ссылки, высылки, условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии усиленного режима. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции России советский период ее истории завершился. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В науке  выделяется несколько этапов становления  и развития уголовно-исполнительного права: тюрьмоведение (дореволюционный период); исправительно-трудовое право (социалистический период); уголовно-исполнительное право (90-е годы прошлого века и по настоящее время). Из них, пожалуй, самым противоречивым был период социалистического исправительно-трудового права, когда в предмет отрасли включались только наказания связанные с трудовым воздействием в процессе их исполнения (лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы).

Информация о работе Советский период развития уголовно-исполнительной системы