Советский период развития уголовно-исполнительной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной поли¬тики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет ком¬плекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политиче¬ское и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику пре¬ступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, разви¬тие фундаментальных общественных наук.
Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказы¬вает экономическое состояние общества. Благополучное в экономиче¬ском отноше¬нии государство может ставить более высокие цели, делать страте¬гию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно соз¬дать материаль¬ную базу для успешного выполнения стоящих перед ней це¬лей.
Политика в сфере исполнения наказания во многом зависит от нравствен¬ного состояния общества, от уровня его правового сознания. Государство мо¬жет провозглашать, законодательно закреплять высокие моральные и право¬вые принципы, но они не всегда адекватно воспринимаются и усваиваются всеми слоями общества. У разных социальных групп могут быть значитель¬ные отклоне¬ния от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и право¬вых ценностей. Степень такого отклонения зависит от самого общества. Отношение к осужденным в таких условиях становится более терпи¬мым, гуман¬ным, что неизбежно влияет через государственные властные и обще-ственные структуры на формирование политики в сфере исполнения уголов¬ного наказания, форм и методов ее реализации.

Содержание

1. Введение. ……………………………………………………………………….3
2. Советский период развития уголовно-исполнительной системы……..……4
3. Исправительно-трудовое право в период развития советского
Государства……………………………………………………………………….6
4. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. ……………………………………………………………...8
5. Заключение…………………………………………………………………….18
6. Список литературы……………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

контрольнаяd (2).docx

— 38.92 Кб (Скачать)

Оглавление.

1. Введение. ……………………………………………………………………….3

2. Советский период развития уголовно-исполнительной системы……..……4

3. Исправительно-трудовое право в период развития советского

Государства……………………………………………………………………….6

4. Исправительно-трудовое законодательство и право России

в советский  период. ……………………………………………………………...8

5. Заключение…………………………………………………………………….18

6. Список литературы……………………………………………………………19 
 
 
 
 

 

Введение.

       Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

      Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества. Благополучное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов и конъюнктуры. Оно способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ней целей.

      Политика в сфере исполнения наказания во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. Государство может провозглашать, законодательно закреплять высокие моральные и правовые принципы, но они не всегда адекватно воспринимаются и усваиваются всеми слоями общества. У разных социальных групп могут быть значительные отклонения от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. Степень такого отклонения зависит от самого общества. Отношение к осужденным в таких условиях становится более терпимым, гуманным, что неизбежно влияет через государственные властные и общественные структуры на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания, форм и методов ее реализации. 
 
 
 

Советский период развития уголовно-исполнительной системы.

     Опыт свидетельствует, что система права, как и система правоохранительных органов, в том числе и пенитенциарная, по своей сути являются довольно консервативными, слабо подверженными радикальным изменениям. В то же время они зависимы и отражают состояние и противоречия того или иного общественно-политического строя. Как правило, в первые годы революционных преобразований сохраняются почти без изменения и пенитенциарная система и законодательство, а уж затем новые власти перестраивают, приспосабливают их к защите своих интересов.

      Основными положениями (исходя из которых в дальнейшем начались трансформация и изменения пенитенциарной политики, законодательства и права в политику исправительно-трудовую) были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно эти идеи легли в основу новых институтов: «исправительно-трудовое законодательство» и «исправительно-трудовое право». 1

     В специальной литературе периодизации советского исправительно-трудового права, законодательства и системы исполнения наказаний выделяются определенные этапы.

    Многие исследователи в качестве таких этапов выделяют «главные этапы развития Советского государства», разработанные в партийной литературе; другие за основу берут принятие основополагающих законодательных актов.

     Первые шаги Советской власти в области пенитенциарной политики и практики были неоднозначными. Их содержание во многом определялось экономической разрухой и ожесточенной классовой борьбой.

      Пришедшие к власти большевики спешили прежде всего определить политическую линию по отношению к различным категориям лиц, оказывающим сопротивление новой власти.

В период с октября 1917 г. по март 1918 г. практически  ничего не было изменено в старой системе исполнения уголовных наказаний. Все изменения свелись лишь к введению в тюрьмах должности комиссаров.

     Из нормативных актов этого периода можно отметить постановление Наркомата юстиции, в ведении которого находилось Главное управление местами заключения, от 24 января 1918г. «О тюремных рабочих командах»2, предусматривавшее применение общественно полезного труда как средства исправления заключенных.

     Первым крупным нормативным актом, направленным на изменение системы исполнения наказаний, была Временная инструкция о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания таковой от 23 июля 1918г. Она отменила ранее действовавшие нормативные акты и определила новую систему мест лишения свободы. В нее вошли: 1) общие места лишения свободы (тюрьмы); 2) реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные в особенности для молодых преступников; 3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения; 4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами; 5) тюремные больницы.

 

 

Исправительно-трудовое право в период развития советского

  государства.

Первый  главный этап развития советского государства:

а) возникновение  и становление исправительно-трудового права (1917-1924 гг.);

б) исправительно-трудовое право в период действия ИТК союзных республик (1925—1934 гг.);

Второй  главный этап:

в) исправительно-трудовое право в период развития системы исправительно-трудовых лагерей и нарушений законности (1935-1956 гг.);

г) восстановление исправительно-трудового права на основе мер по укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений (1956—1962 гг.);

д) исправительно-трудовое право в период подготовки кодификации  исправительно-трудового законодательства и принятия мер по улучшению деятельности ИТУ (1962—1971 гг.);

е) принятие Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик  в 1969 г. и исправительно-трудовых кодексов союзных республик в 1970—1972 гг.;

ж) период действия и дальнейшего совершенствования  общесоюзного и республиканского исправительно-трудового законодательства и системы исполнения уголовных наказаний (1972-1985 гг.);

Третий  главный этап:

з) трансформация  исправительно-трудового права в  уголовно-исполнительное право, подготовка проекта общесоюзного уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительного законодательства союзных республик (1986-1991 гг.);

Четвертый главный этап:

и) распад Союза ССР, появление Российской Федерации как самостоятельного государства (1991 г. - настоящее время);

к) проект уголовно-исполнительного законодательства (Уголовно-исполнительного кодекса) Российской Федерации» .3

     Предложенная периодизация не только пролонгирует деятельность системы ИТУ во времени практически до наших дней, но и наполнена новым качественным содержанием. С распадом СССР и появлением на мировой арене нового государства - России (Российской Федерации) - исчезли и понятия «советская исправительно-трудовая политика», «советская система исправительно-трудовых учреждений». Теперь мы можем говорить лишь об их ретроспективном анализе. Безусловно, термины «уголовно-исполнительная политика», «уголовно-исполнительное право» более отражают политическую сущность и значение происшедших перемен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исправительно-трудовое законодательство и  право России в  советский период.

     Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую 'были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования "исправительно-трудовое право". Постановлением Народного комиссариата юстиции 24 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах" в тюрьмах "вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.

   Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого", утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.

     Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) "исправительные меры", "воспитательно-трудовые методы" свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц.4

    Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3) техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8) конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.

   При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы.

    Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери; административному и судебному произволу, репрессии не за конкретное преступление, а за "опасное состояние личности".5 Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 1515.

    В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. "О лагерях принудительных работ".

Согласно  постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст.25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время  гражданской войны, где надлежало  изолировать наиболее опасных противников советской власти.

Информация о работе Советский период развития уголовно-исполнительной системы