Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 06:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование преступлении, соучастия в преступлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить определение соучастия;
уяснить виды соучастия
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ……………………………………………………….....5
1.1. Понятие и признаки соучастия…………………………………...…..5
1.2. Виды соучастия………………………………………………………..9
ГЛАВА II. ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ……......……15
2.1. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору………………..………………………..…….15
2.2. Совершение преступления организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)………………...16
ГЛАВА III. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ………...….24
3.1. Организатор и исполнитель…………………………….……………24
3.2. Подстрекатель и пособник…………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………..35
Так
называемое посредственное участие, т.е.
подстрекательство к
Исполнитель должен всегда отдавать себе отчет, что мысль о совершении преступлении пришла к нему от подстрекателя, а не явилась порождением его собственного решения, независимо от того, что мысль, подсказанная подстрекателем, соответствовала и его собственным желаниям. Это не касается тех случаев, если подстрекатель (пособник) использовал заблуждение исполнителя.
Итак, соучастие возможно там, где у соучастников имеются:
взаимное сознание о преступной деятельности друг друга;
единое намерение совершать одно и то же преступление, хотя, разумеется, цели и мотивы у них могут быть и разными.
С интеллектуальной стороны умысел соучастников отличается от умысла лица, действующего в одиночку. Требуется, чтобы соучастники сознавали обстоятельства, относящиеся к деятельности других соучастников. Для интеллектуального момента умысла соучастников характерно:
1) сознание общественно опасного характера своей деятельности;
2)
предвидение ее общественно
Объем предвидения во всех его деталях может быть безграничным и у каждого соучастника различным. Разумеется, не требуется знание преступного деяния во всех его деталях. Необходимо лишь представление об основных элементах состава совершаемого преступления.
В тех случаях, когда закон конструирует состав преступления, предъявляя особые требования к субъективной его стороне, это требование распространяется и на других соучастников. Соучастники убийства из корыстных побуждений (п. «3» ч. 2 ст. 105 УК РФ) должны знать о наличии корыстного мотива у исполнителя. Верховный Суд СССР и России всегда в своих решениях и постановлениях подчеркивал: «Соучастие в преступлении предполагает осведомленность каждого из соучастников о преступных целях лиц, участвующих в преступлении». Если же закон не указывает на специальные цели и мотивы преступления, то знание их, если они имелись у исполнителя, соучастниками не требуется. В этом случае требуется лишь знание того, что преступление совершается исполнителем умышленно, без знания деталей умысла.
Лица могут нести ответственность за соучастие в более тяжком преступлении лишь в случае, если они знали о его квалифицирующих признаках. Если исполнитель преступления признан невменяемым или несовершеннолетним, а соучастники не знали об этом, то речь должна идти о покушении на преступление с негодными средствами. Если подстрекатель склоняет исполнителя к умышленному преступлению, а он действует неосторожно, то также нет соучастия – есть покушение на умышленное преступление, исполнитель же отвечает за совершенное неосторожное преступление. Знание или незнание сугубо личных обстоятельств, характеризующих исполнителя, если они не относятся к основным элементам состава преступления, не может влиять на ответственность соучастников.
Особенности волевого момента умысла соучастников заключаются в том, что во всех случаях умысел является прямым. Нельзя говорить о соучастии в преступлении, если участники (подстрекатель и пособник) действовали с косвенным умыслом. Соучастник, сознавая, что его действия способствуют совершению преступления, не может сознательно допускать, что в нем участвует. Если он содействует преступлению или подстрекает к нему, то он желает этого.
Вместе с тем общность намерения всех соучастников совершить преступление не означает общности целей и мотивов у них. Наличие у подстрекателя и пособника иных мотивов, чем у исполнителя (исполнитель совершает корыстное преступление, а соучастники действуют из мести), не влияет на квалификацию их действий (участие в корыстном преступлении). Таким образом юридическая судьба соучастников зависит от исполнителя. Суть акцессорности соучастия в том и заключается, что не личные побуждения, цели, мотивы и действия определяют в конечном счете характер их ответственности, а лишь те, которые они внушили исполнителю и которыми он руководствовался, совершая преступление. Судебная практика России всегда придерживалась такой позиции.
В
связи с этим в судебной практике
иногда возникает проблема юридической
оценки действий агента-провокатора, т.е.
лица, которое подстрекает
ГЛАВА
II. ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ В
ПРЕСТУПЛЕНИИ.
2.1.
Совершение преступления
группой лиц, группой
лиц по предварительному
сговору.
Лицо может выступать в роли организатора группы лиц, соединившихся для совершения одного преступления либо для постоянного занятия преступной деятельностью. Статья 35 УК РФ содержит определение различных преступных групп, отличающихся по степени их организованности.
В ч. 1 ст. 35 УК РФ говорится о самой примитивной форме совместной преступной деятельности. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Здесь организатором может выступать лишь один из соисполнителей, хотя выявить его в такой группе бывает достаточно сложно.
Частью 2 ст. 35 УК РФ предусматривает простую преступную группу, организованную по предварительному сговору. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном его совершении. В данном случае закон говорит о наиболее простой форме организации, которая создается на основе предварительного сговора двух или более лиц о совместном совершении преступления в качестве исполнителей. Это классический пример совиновничества (соисполнительства). В данном случае организатором может выступать человек, по чьей инициативе создана эта группа, кто ее возглавлял и сам непосредственно участвовал в преступлении в качестве соисполнителя.
Часть
3 ст. 35 УК РФ предусматривает третью
ступень преступности. Преступление
признается совершенным организованной
группой лиц, заранее объединившихся
для совершения одного или нескольких
преступлений. Эта форма соучастия отличается:
1) организованностью и 2) устойчивостью.
Организованность, по мнению законодателя,
выражается прежде всего в устойчивости
и в прочности структурных элементов данного
вида преступного образования до совершения
первого преступления. Устойчивость предполагает
довольно высокий уровень организованности,
который выражается в том, что ее преступная
деятельность рассчитана на более или
менее длительное существование. Для подобных
групп характерны существенные элементы
преступной организации – целенаправленность,
организованное руководство, дисциплина
среди участников и другие элементы организованности.
Иногда организованные группы создаются
в рамках осуществления отдельных преступлений.
2.2.
Совершение преступления
организованной группой
или преступным
сообществом (преступной
организацией).
Наибольшую опасность для общества и государства представляет собой организованное преступное сообщество, которое предусмотрено ч. 4 ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях. В российском уголовном законодательстве данное определение появилось впервые за все существование советского и постсоветского государства.
Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступное сообщество – это организованная группа (банда, шайка), для которой характерны три признака:
устойчивость;
сплоченность;
совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Устойчивость означает, что преступное
сообщество создается для
Чаще
всего такие преступные группы избирают
себе основное преступное ремесло: кражи,
хищения, торговлю наркотиками, рэкет,
бандитизм, принудительную охрану и
т. п.
ГЛАВА
III. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
3.1
Организатор и исполнитель.
Уголовный кодекс РФ называет четыре вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Все они отличаются друг от друга формами и характером участия в преступлении. Относительно критериев, положенных в основу различия между ними, следует сделать несколько предварительных замечаний.
Существует две основных теории разграничения соучастников – субъективная и объективная. Суть первой состоит в том, что проводить различие между ними следует, учитывая заинтересованность в преступном результате независимо от их объективного вклада в достижение этого результата. Согласно этой теории тот, кто считает деяние своим собственным, должен признаваться главным виновником (в частности исполнителем), все же остальные – соучастниками. Много лет назад один германский суд, где рассматривалось дело двух сестер, признал исполнителем преступления мать новорожденного ребенка, хотя его собственноручно задушила ее сестра, а мать только помогла ей в этом. Учитывая, что убийство было совершено в интересах матери, она и была признана исполнителем, а тетка ребенка, своими руками задушившая его, - пособником. Однако против такого решения единодушно восстали большинство теоретиков уголовного права и представителей практики. С тех пор данная теория не пользуется успехом среди представителей догмы уголовного права и почти единодушно отвергается судебной практикой. В СССР и России всегда в основу различения соучастников выдвигались объективные критерии. Согласно ст. 34 УК РФ этими критериями являются степень и характер участия в преступлении. Поскольку закон не предусматривает обязательного смягчения уголовной ответственности по формальным основаниям, то главным в определении вины соучастников является степень, а не характер их участия, хотя не следует забывать и того, что в большинстве случаев степень участия напрямую зависит от характера деятельности соучастника.
Степень участия представляет собой всестороннюю оценку деятельности субъекта с точки зрения установления его фактической роли в совершении преступления. Характер же участия представляет собой критерий разграничения исполнителей, подстрекателей и пособников между собой. Однако указанный критерий в отношении организатора преступлений должен быть дополнен и некоторыми другими деталями. Основным моментом, характеризующим организатора преступления, является степень его участия в преступлении, которая всегда оказывается наивысшей.
Итак, характер участия в преступлении определяет разграничение исполнителей, подстрекателей и пособников. Наивысшая степень участия характерна для организатора преступления, хотя формально его роль в преступлении может выглядеть как исполнение, подстрекательство или даже пособничество деянию.