Содержание оперативно-розыскных мероприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Содержание

Введение
I. Оперативно-розыскные мероприятия
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий
II. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Опрос
2.2 Наведение справок
2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования
2.4 Проверочная закупка
2.5 Исследование предметов и документов
2.6 Наблюдение
2.7 Отождествление личности
2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.10 Прослушивание телефонных переговоров
2.11 Снятие информации с технических каналов связи
2.12 Оперативное внедрение
2.13 Контролируемая поставка
2.14 Оперативный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ОРД.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Федеральным Законом об ОРД (ст.8 ч.3 и ч.4) предусмотрен исключительный порядок осуществления прослушивания телефонных переговоров, в соответствии с которым возможно получить в течение 48 часов после начала проведения этого мероприятия судебное решение.

Кроме того, проведение этого мероприятия допускается и без судебного решения, если имеется заявление или письменное согласие лица при возникновении угрозы его жизни, здоровью или собственности. Однако в этой ситуации обязательно вынесение мотивированного постановления соответствующим руководителем МВД или ФСБ и о предпринятых действиях в течение 48 часов уведомляется судья.

Прослушивание телефонных переговоров возможно не только при использовании заподозренными лицами проводных линий связи, но и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.

Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания:

когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками - членами преступной группы;

когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения;

когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в справке оперативно - технического подразделения, а также на магнитных носителях, которые в определенных случаях (например, при фиксации факта вымогательства, угроз и т.п.) на основании постановления оперативного сотрудника могут быть переданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либо предварительного исследования, либо судебной экспертизы. В последнем случае результаты прослушивания могут быть признаны доказательством по уголовному делу.

Следует отметить, что в качестве доказательств могут быть использованы лишь те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонных переговоров, оформленных в установленном порядке. Кстати, уголовно-процессуальный кодекс Германии сведения, полученные в результате осуществления неправомерного контроля, также не допускает к использованию в качестве доказательств и поэтому они не могут быть использованы при вынесении приговоров.

2.11 Снятие информации с технических каналов связи

Свои тактические особенности имеет снятие информации с технических каналов связи. Как правило, - это негласное мероприятие, проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан, целью которого является получение информации, передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.п.).

При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолеть действующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, не в состоянии.

2.12 Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это ОРМ, основанное на конспиративном вводе штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты, добывании сведений о лицах, фактах и об обстоятельствах, предоставляющих оперативный интерес, в воздействии на лиц и ином конспиративном участии в решении или способствовании решению задач ОРД.

Оперативное внедрение - вершина оперативно-розыскной деятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуют упреждающих мероприятий оперативного характера для получения информации о преступных действиях и замыслах организованных групп. Поэтому для добычи сведений в ходе контактов с представителями криминальной среды так, чтобы они не знали, что в отношении них проводится оперативно-розыскное мероприятие, применяется проникновение в указанную сферу и общение офицеров особого назначения с лицами, входящими в сферу и инфраструктуру социально-аномальной среды, под легендой, в том числе с имитацией противоправной деятельности, а также с реальным участием в противоправной деятельности и иных проявлениях социальной патологии, ей свойственных. Однако последнее возможно, если законодатель предоставляет указанной категории сотрудников оперативных подразделений дискреционные полномочия. В этом случае соответствующие лица и их сообщества, оказавшиеся в орбите оперативно-розыскной деятельности, хотя и подозревают о том, что они потенциальные объекты оперативно-розыскных мероприятий, однако не находят подтверждения своим предположениям, сомнениям относительно того, попали ли они в поле зрения оперативно-розыскной деятельности или нет и продолжают свою противоправную деятельность, полагая, что о ней никому, и прежде всего органам, осуществляющим ОРД, не известно.

Предпосылки применения подобного способа добывания информации создают оперативно-розыскные законы большинства стран. Однако законодатель по-разному в той или иной стране отвечает на вопрос о том, разрешено ли оперативному работнику (офицеру особого назначения) совершать, хотя бы и формально, противоправные деяния, обусловленные пребыванием его в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды.

Но практика показывает, что без внедрения в такие группы соответствующих источников информации разоблачить преступную группу зачастую невозможно. Именно в оперативном внедрении проявляется творчество руководителей и артистизм исполнителей, сочетающиеся, увы, с немалым риском: идущие на этот шаг рискуют жизнью и это оправдывает себя лишь в следующих ситуациях:

когда доказательства о преступной деятельности не могут быть получены в ходе процессуальных действий;

в условиях дефицита времени, когда процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела, его регистрации, создание оперативно-следственной группы, распределения функций между ее членами и т.п. не позволяет предотвратить готовящееся преступление или участники криминального формирования могут скрыться от правосудия.

Оперативное внедрение осуществляется, как правило, оперативными работниками, действующими под легендой, с лицами, заподозренными в совершении преступления. Внедренные лица могут имитировать преступную деятельность, совершать малозначительные преступления, причинять вред законным интересам других лиц при условии правомерного исполнения служебного долга. Достаточно детальных критериев противоправной деятельности внедренного сотрудника пока не разработано. Представляется, что данный сотрудник не имеет права совершать тяжкие преступления, лишать жизни граждан и т.п. В своей деятельности, по нашему мнению, он должен руководствоваться требованиями как ст.16 Федерального Закона об ОРД, так и нормами Морально-этического кодекса оперативного сотрудника, предложенного настоящей работе.

При осуществлении внедрения оперативные сотрудник имеют право пользоваться документами, зашифровывающими его принадлежность к правоохранительным органам, в том числе сведений о работе, об используемом транспортном средстве и т.п.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременные длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Права лиц, внедряемых в состав преступных группировок дополнительно защищены. Сведения о них составляют государственную тайну и могут подлежать опубликованию или преданы гласности только с их письменного согласия.

2.13 Контролируемая поставка

Контролируемая поставка - сложное, многоэтапное оперативно - розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителем ОВД. При проведении контролируемой поставки на территории других стран она разрабатываете на основании существующих межгосударственных договоров, соглашений.

Целью этого мероприятия является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен. К таким объектам относятся перечисленные в ряде статей Уголовного кодекса РФ. В их числе биологическое оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества и многие другие.

Различают следующие виды контролируемой поставки:

объект поставки полностью или частично тайно подменяется идентичным (как правило, это используется при раскрытии фактов незаконного оборота наркотиков);

объект поставки не подвергается подмене или изъятию.

Органы, осуществляющие контрольную поставку, обязаны предпринять все меры в пути следования и в месте доставки по сохранности груза, его пребывания в нетронутом состоянии. Действия правоохранительных органов должны быть организованы таким образом, чтобы не дешифровать сущность проводимой операции.

2.14 Оперативный эксперимент

Оперативный эксперимент - это воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий в целях пресечения преступных действий, выявления лиц их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности.

Проводится эксперимент на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, перечень которых определен в ст.15 УК РФ.

Целью оперативного эксперимента является получение информации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершено интересующее оперативного сотрудника событие. Как правило, к его производству привлекаются те же лица, или транспортные средства, воссоздается соответствующая обстановка.

Нередко целью данного эксперимента является получение об исключительных свойствах личности. Так, при расследовании деятельности организованной преступной группы только: оперативного (а затем и следственного) эксперимента возможно выявить и впоследствии доказать факт создания и руководства группой конкретным субъектом, поскольку остальные группы преступного сообщества не располагают такими личными качествами, позволяющими выполнить все действия, например по аналогу хозяйственной деятельности предприятий определенной отрасли в данном регионе; по организации производственной деятельности вновь созданного на криминальные средства предприятия, начиная с закупки сырья и заканчивая " отмыванием " доходов и т.п.

Оперативный эксперимент не должен провоцировать лицо к совершению противоправных действий; не должен унижать достоинство участвующих в нем лиц; подвергать опасности здоровье окружающих; воспроизводить, повторять все обстоятельства расследуемого преступления и т.п.

Оперативный эксперимент, в отличие от следственного, может быть произведен в отношении неизвестных лиц с целью выявления намерений продолжить совершение серийных преступлений (нередко тайных и открытых похищений) путем применения различных "ловушек" или "приманок". При этом если в ходе эксперимента проверяемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.

Результаты следственного эксперимента оформляются актом и могут служить основанием как для выдвижения версий по делу, так и для принятия решения о возбуждении уголовного дела и о задержании подозреваемого в соответствии со ст.91 УПК РФ.

Заключение

Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.


Список используемой литературы:

 

1.                   Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20,
от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,
Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, № 6-ФКЗ от 14 октября 2005, № 2-ФКЗ от 12 июля 2006,
№ 6-ФКЗ от 30 декабря 2006, № 5-ФКЗ от 21 июля 2007,
Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008.

2. "Об оперативно-розыскной деятельности". ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. (по состоянию на 13.01.2009, в ред. фз от 22.08.2004г. №122-ФЗ; №150-ФЗ от 02.12.2005; №211-ФЗ от 24.07.2007; №214-ФЗ от 24.07.2007; №272-ФЗ от22.12.2008; №280-ФЗ от 25.12.2008; №293-ФЗ от 26.12.2008).

Информация о работе Содержание оперативно-розыскных мероприятий