Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:48, реферат
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.
Введение
I. Оперативно-розыскные мероприятия
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий
II. Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Опрос
2.2 Наведение справок
2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования
2.4 Проверочная закупка
2.5 Исследование предметов и документов
2.6 Наблюдение
2.7 Отождествление личности
2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.10 Прослушивание телефонных переговоров
2.11 Снятие информации с технических каналов связи
2.12 Оперативное внедрение
2.13 Контролируемая поставка
2.14 Оперативный эксперимент
Заключение
Список используемой литературы
Комплексное наблюдение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие.
Поскольку наблюдение - мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища.
Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справках, с приложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ч.3 ст.11 Федерального Закона об ОРД могут передаваться органам предварительного следствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность и достоверность технических источников информации могут быть проверены в ходе отдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника в качестве свидетеля по делу, проведению между ним и заподозренным очной ставки) или в ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную запись телефонных переговоров наблюдаемого лица, вымогающего деньги, с его жертвой, как правило, проводят фоноскопическую экспертизу. При этом специалист нередко в состоянии сделать категоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, но и определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся разговор, о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных трасс и т.п.). Все это, в своей совокупности, нередко позволяет убедить суд в объективности и достоверности представленной информации.
Отождествление личности - сложное оперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в непроцессуальной форме идентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакам внешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).
Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто - необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению, дабы сравнить с каким-то "аналогом".
Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредовано. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим данное лицо. Одно из основных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого) лица.
Отождествление проводится как в естественных условиях (например, при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего места предполагаемого преступника), так и в искусственных (нередко проверяемое лицо вызывается в ОВД, якобы в паспортное отделение).
Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника, при необходимости - с приложением фототаблиц, видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания.
В некоторых случаях результаты оперативного опознания оформить как выполненное в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ. Для этого необходимо неукоснительно соблюдать несколько условий:
опознание должно производиться после возбуждения уголовного дела;
в опознании должно участвовать не менее двух незаинтересованных лиц, чье участие, возможно, оформить как участие понятых;
опознаваемый должен находиться в естественных условиях, среди не менее двух субъектов, имеющих с ним внешнее сходство;
опознающий должен указать на одно из предъявленных ему лиц и объяснить, по каким признакам он узнал данное лицо.
Так, протоколом опознания был оформлен факт оперативного опознания потерпевшей одного из насильников. Женщина была изнасилована ночью. Группа из трех человек длительное время куражилась над ней, в результате чего она довольно детально запомнила личности насильников. Днем в оперативной машине, с участием двух представителей общественности эта женщина объезжала злачные места данного населенного пункта и около магазина в группе молодых людей твердо узнала одного из насильников. Вся группа была приглашена в милицию, где был составлен протокол этого оперативно-следственного мероприятия, где в качестве статистов были зафиксированы все молодые люди, находившиеся около магазина, а в качестве понятых - двое представителей общественности. Впоследствии, на судебном заседании, результаты этого действия, оформленного в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ, были признаны доказательством по делу.
При осуществлении этого мероприятия запрещается:
оказывать воздействие на участников и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка в отождествлении личности;
допускать действия, исключающие процессуальное опознание и сбор доказательств или ставящие их под сомнение; привлекать в качестве опознающих лиц, страдающих психическими заболеваниями или болезненными расстройствами (например, сильная близорукость, глухота), не позволяющими активно оценить качества предъявляемого для опознания лица.
Наиболее типичная ошибка оперативных сотрудников - предъявление для опознания лица в группе субъектов, содержащихся в изоляторе временного содержания несколько суток. При этом "статисты", как правило, небриты, неряшливы, их одежда отдает специфическим запахом, в связи с чем предъявляемое для опознания лицо резко отличается от остальных. Опознающее лицо, осмотрев предъявленных ей лиц, заявляет, что среди них она (он), не задумываясь, узнает лицо не из группы субъектов, содержащихся в изоляторе временного содержания, и указывает на подозреваемого. Впоследствии, на судебном заседании, адвокат подсудимого добивается исключения из доказательств результатов этого опознания как проведенного с нарушением требований уголовного процесса. В результате этого преступник (если нет других доказательств) освобождается в зале суда и выпускается на свободу, хотя явно видно, что он является виновным, но в содеянном не сознается.
Свои тактические особенности имеет опознание с использованием служебно-розыскной собаки, процедура которого детально описана в соответствующих ведомственных и криминалистических рекомендациях. Опознанию могут быть подвержены как предметы, имеющие отношение к подозреваемому лицу (шапка, перчатки, обувь и т.п.), так и сам субъект. Результаты проведенного опознания оформляются актом применения служебно-розыскной собаки в присутствии понятых и подшиваются к уголовному делу. Однако существующая судебная практика чрезвычайно редко признает данные акты в качестве доказательства по делу.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом).
Существуют три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное.
Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих one-работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.
При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительной организации). В ходе этого вида обследования используются возможности скрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.
Негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Поэтому этот вид обследования в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального Закона об ОРД проводится только на основании судебного решения.
О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утвержденное руководителем оперативного аппарата УВД области (края).
Негласное обследование проводят специальные оперативно - технические подразделения органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия.
Во время этого вида обследования обстановка не нарушается и соответствующим образом фиксируется (составляются планы схемы, производится фотографирование, видеосъемка, документа копируются). При необходимости создаются условия для следообразования (расставляются химические ловушки, объекты, притягивающие микрочастицы или реагирующие на появление в зон: их действия человека, и пр.).
К участию во всех видах обследования целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-, видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются в справках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указанием технических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксации информации.
Результаты негласного обследования оформляются актом сотрудника оперативно-поискового подразделения, его осуществлявшего, с приложением соответствующих планов - схем и изъятых предметов. Эти акты к материалам уголовного дела не приобщаются, а хранятся в материалах оперативно-розыскного производства.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и состоящее в негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммной корреспонденции в целях получения информации, предоставляющей интерес для решения задач ОРД, в учреждении (предприятии) отправления и приема корреспонденции.
Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 Конституции Российской Федерации), его проведение возможно только на основании судебного решения (ст.185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа внутренних дел.
Контролю может подвергаться почтовая корреспонденция как конкретному лицу, так и исходящая от него. В необходимых случаях перлюстрации подвергается также корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.
Контроль почтовых отправлений может носить разовый характер и длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев.
Разрешение на разовый контроль оформляется при получении сотрудником информации об отправлении по почте послания требующего безотлагательного изучения и исследования. Разовый контроль осуществляется с помощью сотрудников предприятий связи.
Длящийся контроль почтовых отправлений, как правило, проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовый контроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника). При необходимости к актам прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии, образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). При этом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистические лаборатории, например для определения, относится ли изъятое вещество к наркотическим.
В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия оперативный работник обязан:
обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
обеспечить сохранность почтового отправления;
сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.
Свои тактические особенности имеет контроль почтовых отправлении лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
Прослушивание телефонных переговоров осуществляется только на основании решения суда (ст.186 УПК РФ) и представляет собой негласное получение информации, передаваемой лицами, заподозренными в совершении преступления, по линиям телефонной связи. Как правило, прослушивание телефонных переговоров проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями МВД России или ФСБ России. Срок прослушивания не превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов выносит дополнительное решение.
Информация о работе Содержание оперативно-розыскных мероприятий