Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа
В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль. Уголовное законодательство - это своего рода тяжелая артиллерия, которая охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.
Введение 3
1. Система наказаний в уголовном праве РФ 4
1.1 Понятие системы наказаний в теории уголовного права 4
1.2. История и эволюция системы наказаний в советский период 4
1.3. Современное состояние системы наказаний 7
2. Виды наказаний 10
2.1. Штраф. 10
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 11
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 13
2.4. Обязательные работы. 14
2.5. Исправительные работы. 15
2.6. Ограничение по военной службе. 17
2.7. Ограничение свободы. 18
2.8. Арест. 18
2.9. Содержание в дисциплинарной воинской части. 19
2.10. Лишение свободы на определенный срок. 20
2.11. Пожизненное лишение свободы. 21
2.12. Смертная казнь. 21
Заключение 25
БИБЛИОГРАФИЯ 27
Штраф направлен на поражение частной
собственности осужденного и
оказывает воздействие
К несовершеннолетним штраф может быть применен только в том случае, когда известно, что виновный имеет самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание, при этом размер штрафа должен составлять от одной тысячи рублей до пятидесяти тысяч рублей или дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев2. Сделано это, как легко догадаться, для того, чтобы не причинить материального вреда родителям или опекунам несовершеннолетнего.
Таким образом, видно, что роль штрафа
как уголовного наказания значительно
повысилась в современном уголовном
законодательстве, по сравнению с
советским периодом. Вероятно, что
усиление роли штрафа законодатель связывает
с новой экономической
Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали, начиная с 1919 года, когда были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу. Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его рецидива.
Согласно современному российскому
уголовному законодательству (ст. 47 УК
РФ), данное наказание может назначаться
на срок от одного года до пяти лет в
качестве основного наказания и
на срок от шести месяцев до трех
лет в качестве дополнительного.
При этом ч.3 ст.47 УК РФ предусматривает
возможность назначения в качестве
дополнительного наказания
Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР) существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ3, и это стало причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью4.
Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в зависимости от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, то истечение срока начинается с момента вступления приговора суда в законную силу. Если же оно назначается в качестве дополнительного наказания, при этом основное наказание связано с лишением или ограничением свободы, начало течения сроков дополнительного наказания начинается с момента освобождения осужденного из мест лишения свободы. Это вполне логично, поскольку в случае длительных сроков лишения свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание просто потеряло смысл, если бы существовало иное положение.
Этот вид наказания представляет собой разновидность морального воздействия на осужденного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление (статья 48 УК РФ).
История этого наказания очень древняя. Еще до революции широко использовались его предки - лишение прав, варьирующиеся от выдачи головой (превращения в холопа) до опалы, лишения права заседать в боярской Думе или приказе, как это было, например, по Соборному Уложению 1649. Применялись эти наказания, разумеется, только к привилегированным сословиям и напоминали частичное объявление вне закона. В последнем Уголовном Кодексе советского периода это наказание также существовало, и было предусмотрено статьей 29 УК РСФСР.
Это наказание применяется только в виде дополнительного, причем оно не предусмотрено ни в одной статье Особенной части УК, поэтому суд назначает его самостоятельно. Единственное ограничение состоит в том, что основное максимально возможное наказание, согласно ч.4 ст. 15 УК РФ, должно быть свыше пяти лет лишения свободы (то есть, преступление должно быть тяжкими или особо тяжким).
Этот вид наказания является новеллой по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, хотя его подобие существовало еще в царской России (общественные работы назначались волостными судами). Пока еще статья 49 УК РФ, регулирующая назначение этого вида наказания, не введена в действие, поскольку согласно ст. 4 Федерального закона о введение в действие Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года, которая предусматривает, что обязательные работы (так же как и арест) будут применяться после создания необходимых для исполнения этого вида наказания условий, но не позднее 2001 года5.
По замыслу законодателя, обязательные работы, открывая перечень видов наказания, так или иначе ограничивающих свободу, должны выступать как наиболее щадящий способ непосредственного воздействия на личность, связанные с ограничением свободы. Этот наказание применяется только как основное.
Содержанием этого вида наказания по ч. 1 ст. 49 является бесплатный труд, от количества, характера и условий осуществления которого осужденный уклониться не вправе.
Статья 26 УИК РФ регламентирует исполнение и отбывание наказания в виде обязательных работ. Так, осужденные к обязательным работам должны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание в виде обязательных работ; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный для них судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
Законодатель устанавливает в
ч.3 ст.49 УК РФ возможность и порядок
замены этого вида наказания, в случае
злостного уклонения
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ по ст. 30 УИК РФ признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
В ч.4 ст. 49 УК РФ установлен перечень лиц, к которым наказание этого вида не применяется:
С нашей точки зрения, впоследствии может возникнуть потребность в расширительном толковании этой нормы, поскольку военнослужащий или работник правоохранительных органов по причинам их постоянного нахождения на службе такому наказанию подвергнуты быть не могут.
Наказание в виде обязательных
работ исполняют уголовно-
До 1933 года это наказание имело название "принудительные работы", а Исправительно-трудовом кодексе 1933 года - "исправительно-трудовые работы". До этого указания на исправительные работы встречается в первых актах советского периода по уголовному праву (Декрет "О суде", Инструкции революционным трибуналам и др.).
По сравнению с Уголовным
Кодексом 1961 года, были внесены некоторые
изменения в регламентацию
Сущность наказания состоит в том, что из заработка осужденного вычитается в доход государства определенная денежная сумма (от пяти до двадцати процентов), при этом за осужденным сохраняется постоянное место работы. Срок назначения может колебаться, согласно ч.1 ст. 50 УК РФ, от двух месяцев до двух лет.
В настоящее время исправительные работы - одно из наиболее часто встречающихся в тексте УК наказаний. Применяются они только как основной вид наказания, в случаях, определенных санкциями норм Особенно части УК.
Значение исправительных работ еще и в том, что они могут заменить штраф в случае злостного уклонения от его уплаты. Если же лицо уклоняется от исправительных работ, то их, в свою очередь, могут заменить более строгие наказания: арест, ограничение свободы, лишение свободы.
Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, воплощая в себе упрек государства, ограничивают право на перемену места работы (запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции) и, в некоторой степени, профессии (государственная служба, банковская сфера и т.п., как правило, недоступны для осужденных), порождают имущественные последствия, уменьшая реальный заработок осужденного. В то же время исправительные работы очень экономичны с точки зрения государственных расходов и не связаны с разрывом позитивных социальных связей осужденного.
С этой точки зрения, необходимо признать,
что исправительные работы являются
одним из тех видов наказания,
которые заслуживают более
Этот вид уголовного наказания может быть назначен только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Согласно ч.1 ст. 51 УК РФ, срок наказания составляет от трех месяцев до двух лет, во время которых лицо не может быть повышено в звании и которые не засчитываются в выслугу лет, необходимой для присвоения очередного звания.
Специфичность данного вида наказания очевидна - в Особенной части оно предусмотрено чуть более чем в десяти статьях УК РФ, расположенных в разделе XI "Преступления против военной службы". Данное наказание применяется только в виде основного за преступления, характеризующиеся наличием специального субъекта. При этом оно может быть назначено также вместо исправительных работ при совпадении особого статуса подсудимого, наличия санкции в статье Особенной части настоящего Кодекса в виде исправительных работ за совершенное преступление и желания суда назначить исправительные работы, которые он в таком случае заменяет на данный вид наказания, то есть, ограничение по военной службе.
Поскольку применение этого вида наказания как основного (ранее, исправительные работы военнослужащим заменялись содержанием на гауптвахте сроком до двух месяцев6), имеет небольшую историю, суды, прежде всего военные, пока не очень активно назначают эту меру государственного принуждения, даже при наличии к тому оснований. Так, дело лейтенанта А. было рассмотрено сперва военным судом Южно-Сахалинского гарнизона и за уклонение от военной службы согласно ч.3 ст.337, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год в колонии общего режима. Между тем, оснований для столь сурового приговора военный суд Дальневосточного военного округа не усмотрел и в кассационном порядке назначил А. наказание в виде ограничения по военной службе на два года, одновременно освободив его от наказания на основании ст.7 акта об амнистии от 24 декабря 1997 года7.
Заканчивая рассмотрение данного вида наказания необходимо отметить, что кроме воздействия на профессиональные стороны личности осужденного, ограничение по военной службе наносит материальный ущерб виновному, поскольку согласно ч.2 ст. 51 УК РФ, из денежного содержания осужденного производятся удержания в размере до двадцати процентов.
Это новое наказание, появившееся в Уголовном кодексе 1997 года и применяющееся как основное. Сущность его состоит в содержании осужденного в специальном учреждении, без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Необходимость такого наказания вызвана тем, что нередко исправления осужденного можно достигнуть, не направляя его в пенитенциарные учреждения, и не разрывая его положительных социальных связей. Согласно ч.2. ст. 53 УК РФ это наказание назначается за умышленные преступления на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы.
Информация о работе Система и виды наказаний в уголовном праве