Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа
Целью работы является всестороннее рассмотрение системы и основных видов наказания в России.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1. всесторонне изучить развитие системы наказания в России.
2. определить понятие системы наказания.
3. выделить классификацию видов наказания.
4. рассмотреть основные виды наказания.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие системы наказаний
1. История и эволюция системы наказаний в советский период . . . . . . . . . . 6
2. Современное состояние системы наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Современная система наказания в уголовном законодательстве России
1. Система наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Классификация видов наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Основные виды наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Обобщение судебной практики показывает, что суды в целом дифференцированно подходят к назначению наказания в виде лишения свободы, осуществляя на практике принцип индивидуализации наказания. Наиболее часто к лишению свободы приговариваются осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, таким образом, наблюдается увеличение среднего срока наказания, что уже нашло свое закрепление в уголовном законодательстве. Между тем, количество приговоров, отмененных высшими судебными инстанциями, остается достаточно высоким. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ неоднократно обращался к теме назначения наказания в виде лишения свободы, обобщал судебную практику, давал рекомендации нижестоящим судам, особенно в части должной оценки всех обстоятельств дела, могущих повлечь изменения квалификации содеянного, и, следовательно, изменить вид и меру наказания.
Лишение свободы может заменить ограничение свободы и исправительные работы в случаях злостного от них уклонения.
В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний, причем не только в России и бывших республиках Советского Союза, но и в мире также[26]. Такой вид наказания, ввиду его тяжести, должен назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества или исправление которых представляется невозможным без применения мер лишения свободы. Кроме лишения свободы на определенный судом срок, применяется также еще одно, очень суровое наказание – пожизненное лишение свободы.
Пожизненное лишение свободы
Назначение пожизненного лишения свободы является относительно новым для нашего законодательства и было введено в 1992 году Верховным Советом РСФСР в порядке помилования при замене смертной казни. Отдельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 года.
Согласно ст. 57 УК РФ, пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.
По кругу лиц, сохранены те же ограничения, что и для смертной казни - невозможно применять пожизненное лишение свободы к женщинам, лицам, которым на момент совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
Смертная казнь
Исключительная мера наказания, применяемая только за особо тяжкие преступления против жизни (п. 2 ст. 20 Конституции РФ, ч. 1 ст. 59 УК РФ). Наверно, именно это наказание вызывает сейчас больше всего споров. Его происхождение восходит к наиболее древним временам человеческой истории и кровной мести за оскорбление или убийство кого-либо из рода. В русском уголовном праве смертная казнь присутствовала во всех дореволюционных законодательных сборниках, начиная с "Русской Правды", где она применялась, впрочем, не слишком широко. Пик был достигнут после принятия Соборного Уложения, согласно которому более 60 составов преступлений наказывались смертью и артикулов Петра Первого, когда выделялось уже 123 состава, предусматривающих смертную казнь[27]. Разумеется, это не намного больше, чем в Уголовном Кодексе РСФСР 1960 года, но ведь и составов преступлений во второй половине двадцатого века было известно несколько больше.
Сразу после революции 1917 года (26 октября - 8 ноября по новому стилю) смертная казнь была отменена. Но уже менее чем через год, в связи с началом гражданской войны и объявлением "красного террора" она была восстановлена в виде расстрела 21 февраля 1918 года (до революции применялось также повешение). Специальным декретом ВЦИК и СНК от 17 января 1920 года смертная казнь была вновь отменена, что свидетельствовало о затухании гражданской войны, но наступление генерала Врангеля и война с Польшей 1920 года вновь вызвали необходимость восстановить применение расстрела как меры, применяемой к дезертирам и изменникам. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года поместил расстрел в перечне мер наказания, указав на его временный характер и возможность применения вплоть до полной отмены смертной казни.
В 1943 году была введения новая форма осуществления смертной казни, более жестокая, мучительная и позорящая - повешение, применяемая к наиболее злостным изменникам Родине. 26 мая 1947 года смертная казнь, Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни" вновь была отменена, но уже только в мирное время, а за преступления, наказуемые смертной казнью, в мирное время предполагалось применять лишение свободы сроком на двадцать пять лет. Однако уже через три года тот же орган разрешил применение расстрела к изменникам Родины, подрывникам, диверсантам и шпионам, а в 1954 году этот список был дополнен лицами, совершившими умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Последовавшее за этим принятие Основ уголовного законодательства 1958 года и Уголовного Кодекса РСФСР 1960 года подтвердили существование смертной казни через расстрел как высшую, исключительную меру наказания без указания ее временного характера. С нашей точки зрения это свидетельствовало об окончательном признании Советским государством смертной казни, даже несмотря на завершение сталинского периода репрессий и чисток.
Конституция Российской Федерации, как уже отмечалось разрешила ограниченное использование смертной казни, а новый Уголовный Кодекс 1996 года детализировал возможности ее применения. В настоящее время этот вид юридической ответственности предусмотрен в УК РФ за пять составов преступлений: убийство (ч. 2. ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); геноцид (ст. 357). Легко заметить, что все эти преступления связаны с большей общественной опасностью, поэтому законодатель, несмотря на протесты Совета Европы, который выступает за полную отмену смертной казни в государствах-членах[28], счел необходимым в качестве высшей меры указать возможность смертной казни.
В настоящее время смертная казнь в России не применяется. С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р установлено, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
Те осужденные, которые были приговорены к смертной казни в установленном порядке с участием присяжных заседателей, также подолгу ожидают исполнения приговора. Кто-то из них пишет просьбы о помиловании в соответствующую комиссию при Президенте Российской Федерации, кто-то, напротив, умоляет сократить ему срок ожидания. Лица, приговоренные к смертной казни, испытывают значительные моральные страдания, поскольку не знают, когда именно приговор в отношении них будет приведен в исполнение[29].
Одним из несомненных плюсов смертной казни является полное отсутствие рецидивов. Моральное облегчение, испытываемое обществом, когда преступник несет заслуженное, с точки зрения социума, наказание также трудно переоценить. Среди недостатков обычно называют уподобление государства преступнику, упуская из виду необходимость государственного принуждения и обеспечения общественного порядка, невозможность исправления осужденного и ожесточение общества. Однако общество в данных случаях не заинтересовано в исправлении осужденного, а стремится лишь сохранить общественный порядок от особо тяжких на него посягательств, а лучше всего это сделать, физически уничтожив преступника. Опросы общественного мнения показывают, что население поддерживает эту высшую меру наказания. Более того, уже после запрещения вынесения смертных приговоров Конституционным Судом РФ, в новом опросе за приведение уже вынесенных приговоров в исполнение высказалось почти 70 процентов россиян[30].
Именно поэтому, в современных условиях, учитывая российские правовые традиции, ставить вопрос о полной отмене смертной казни, нецелесообразно.
Заключение
Таким образом, выше были рассмотрены все современные виды наказания, перечисленные в действующем уголовном законодательстве и система наказаний, в которую они входят. Разумеется, практически каждый из видов заслуживает отдельного исследования, поскольку из-за ограниченности объема настоящей работы за рамками остались некоторые аспекты применения наказания, замены одних наказаний другими, изучение судебной практики по вопросам назначения наказания.
Однако, в целом тема представляется раскрытой. В работе был проведен сравнительно-правовой анализ различных видов наказания, приведена краткая история уголовно-правового принуждения, начиная с "Русской Правды" и дореволюционного права и заканчивая законодательством советского периода. Каждый вид наказания, предусмотренный действующим уголовным законом был рассмотрен в отдельном небольшом исследовании, дано его определение, указаны те нормы, которые образуют институт правовых норм, связанных с его регламентацией.
Была дана оценка современному состоянию системы наказания, ее истории в советский период, необходимости, положительных и негативных сторон различных видов наказаний, особенностей их применения.
Был проведен сравнительный анализ системы наказаний современного Уголовного Кодекса РФ (вступил в действие в 1997 году) и системы наказаний, предусмотренной законодательством бывшей РСФСР, выделены новеллы в уголовном праве, отмечены наказания, которые были исключены из системы наказаний, перечислены те наиболее существенные изменения, которые были внесены законодателем в текст уголовного закона.
В работе выделена позиция, которую разделяют большинство практиков и теоретиков-правоведов - наказание должно быть индивидуализировано. Это следует понимать, прежде всего, таким образом, что если возможно исправление личности осужденного без применения мер, связанных с лишением свободы, то необходимо использовать более гуманные виды наказания - российские пенитенциарные учреждения оставляют не так уж много шансов на исправление асоциальных наклонностей личности и передача их в ведение Министерства юстиции не сможет быстро решить проблему. Тем более, что современные уголовно-правовые санкции предоставляют судебным органам широкие возможности по применению таких видов наказания как штраф, исправительные работы и обязательные работы за преступления небольшой и средней тяжести. Анализ судебной практики показывает относительно небольшой уровень рецидивов среди тех, кто подвергся таким наказаниям, особенно по сравнению с уровнем рецидивов среди тех, кто был осужден к лишению.
Однако, если отсутствует реальная возможность исправления осужденного, он постоянно представляет особую опасность для общества, стоит подумать о применении высшей меры наказания - смертной казни, - поскольку содержать осужденного к пожизненному лишению свободы за счет налогоплательщиков негуманно по отношению к последним. Впрочем, применение смертной казни возможно лишь после завершения судебной реформы, а именно, введения судов присяжных.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. - 13.07.1997. - №2.
4. Федеральный Закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 / Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25.
5. Уголовный Кодекс РСФСР 1960г. по состоянию на 30 июля 1996 года.
II. Книги (монографии, учебники, учебные пособия).
6. Багрий-Шахматов, Л.В., Гуськова, В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. – Воронеж, 1997
7. Босхолов, С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ИНФРА-М, 2003
8. Гордеев, В. О преступности и судимости в СССР // Вестник Верховного Суда СССР. - 1991. - №3. .
9. История государства и права СССР. Под ред. Ю.П. Титова. – М.: ИНФРА-М, 2001
10. Калачов, Н.В. Об уголовном праве. – М.: Юридическая литература, 2004
11. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ/Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. Изд. 2-е. - М.: Юрист, 2003.
12. Кузнецова, Н. Мнение ученых о реформе УК//Уголовное право. 2004. №1
13. Лебедев, В.М. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания. – БВС РФ. 1999. № 9.
14. Малько, А.В. Смертная казнь как правовое ограничение // Государство и право. - 2001. - №1.
15. Марцев, А. Специальное предупреждение преступлений. - Омск, 1977.
16. Наумов, А. Российское уголовное право. Общая часть. – М.: БЕК, 2005.
17. Российское законодательство X - XX веков в девяти томах. - М.: Юридическая литература, 1997.
18. Российское уголовное право. В 2-ух томах. Том 1. Общая часть./Под ред. проф. А.И. Рарога. – М.: Профобразование, 2004.
19. Свердлов, М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. - М.: Юридическая литература, 1991.
Информация о работе Система и виды наказаний в уголовном законодательстве России