Система и виды наказаний в уголовном законодательстве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее рассмотрение системы и основных видов наказания в России.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:
1. всесторонне изучить развитие системы наказания в России.
2. определить понятие системы наказания.
3. выделить классификацию видов наказания.
4. рассмотреть основные виды наказания.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Понятие системы наказаний
1. История и эволюция системы наказаний в советский период . . . . . . . . . . 6
2. Современное состояние системы наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Современная система наказания в уголовном законодательстве России
1. Система наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2. Классификация видов наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
3. Основные виды наказаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Работа содержит 1 файл

Система и виды наказаний.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Карательное воздействие штрафа направлено на существенное ущемление имущественного, материального положения осужденного. Поэтому, как правило, штраф и как основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях Особенной части УК РФ за совершение корыстных преступлений.

По общему правилу штраф в качестве основного наказания применяется в случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, однако в качестве дополнительного он может применяться и при совершении тяжких преступлений. Например, ч. 2 ст. 161 УК РФ предусматривает ответственность в виде лишения свободы со штрафом в соответствующем размере.

Всего около 150 составов действующего УК РФ предусматривают применение штрафа в качестве основного или дополнительного наказания. Это значительно больше, чем в законодательстве 1960 года, когда таковых составов насчитывалось около 70. Кроме того, штраф, в соответствии со статьей 80 УК РФ, может заменить не отбытую часть наказания, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести. Все это делает штраф значительно более гибким видом наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 УК РФ, штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Как видно, размеры штрафа сильно изменились по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, где они по общему правилу составляли от одной второй до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. Однако такой штраф не мог служить в достаточной мере серьезным уголовным наказанием - относительно низкий размер приближал его к видам административной ответственности, поэтому в исключительных случаях законодатель шел на серьезное увеличение суммы штрафа. Например, ч. 2 ст. 162 УК РСФСР устанавливала ответственность от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда следит за правильностью назначения размера штрафа и указывает нижестоящим судам на ошибки в назначении наказания[15].

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3. ст. 46 УК РФ).

Для несовершеннолетних штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.[16]

Уголовно – исполнительное законодательство устанавливает порядок уплаты штрафа - он должен быть уплачен осужденным в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу (ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), либо в течение 3 лет, если уплата штрафа была отсрочена судом. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46 УК РФ). Кроме этого, в случае неуплаты штрафа, если суд не заменит осужденному меру уголовного воздействия, сумма штрафа взыскивается судебным исполнителем в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество, принадлежащего осужденному.

Вероятно, что усиление роли штрафа законодатель связывает с новой экономической реальностью и с тем фактом, что рецидив среди лиц, подвергшихся штрафу, очень невысокий. Это означает, что штраф может способствовать исправлению осужденного без применения мер, ограничивающих его свободу, и сделать невыгодным совершение преступлений, имеющих в своей основе материальную выгоду.

Лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью.

 

Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали, начиная с 1919 года[17], когда были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу. Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его рецидива.

Согласно современному российскому уголовному законодательству (ст. 47 УК РФ), данное наказание может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного. При этом п. 3 ст. 47 УК РФ предусматривает возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью даже в тех случаях, когда оно отсутствует в соответствующей норме Особенной части УК РФ.

Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР) существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ, и это стало причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью[18].

Разница между понятиями "занимать определенные должности" и "заниматься определенной деятельностью" состоит в том, что первое состоит в запрещение занятия должностей на государственной или муниципальной службе, а второе - в запрещении осуществлять определенные функции в коммерческой или иной организации.

В теории уголовного права нет единой точки зрения на природу данного наказания. Некоторые авторы утверждает, что данный вид наказания является специальным, поскольку основания их применения определяются как характером совершенного деяния, так и "тем, что лицо выступает в качестве специального субъекта"[19]. Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 года "О практике назначения судами дополнительных наказаний" четко говорится: то обстоятельство, что к моменту постановления приговора подсудимый не занимал должности или не занимался деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является препятствием для применения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного[20]. Таким образом, говорить о наличии специального субъекта преступления можно далеко не всегда, хотя некоторую специфичность данного наказания необходимо все-таки признать.

Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в зависимости от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, то истечение срока начинается с момента вступления приговора суда в законную силу. Если же оно назначается в качестве дополнительного наказания, при этом основное наказание связано с лишением или ограничением свободы, начало течения сроков дополнительного наказания начинается с момента освобождения осужденного из мест лишения свободы. Это вполне логично, поскольку в случае длительных сроков лишения свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание просто потеряло смысл, если бы существовало иное положение. Следовательно, можно сказать, что действие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как бы сохраняется для периода нахождения на свободе.

Учет осужденных к данному виду наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции, при этом необходимо отметить, что рассматриваемое  наказание вовсе не запрещает работу в той или иной отрасли. При этом администрация предприятия не вправе привлекать осужденного к тем работам, выполнение которых связано с деятельностью, которая запрещена данному лицу приговором суда. Поэтому суд должен четко назвать должности (они должны быть обозначены нормативно или обладать идентификационными признаками), которые запрещено занимать виновному, с целью недопущения расширительного толкования наказания.

Предупредительная сила данных наказаний несомненна: лицо лишается доступа к той должности или деятельности, которая была использована для совершения преступных деяний. Конечно, говорить об исправлении асоциальных наклонностей личности с помощью только одного этого наказания вряд ли приходится, но суды нередко применяют его в качестве дополнительного, а в качестве основного используют штраф или исправительные работы, способствуя тем самым исправлению лица без применения мер лишения или ограничения свободы.

Лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград.

 

Этот вид наказания представляет собой разновидность морального воздействия на осужденного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление (статья 48 УК РФ).

История этого наказания очень древняя. Еще до революции широко использовались его предки - лишение прав, варьирующиеся от выдачи головой (превращения в холопа) до опалы, лишения права заседать в боярской Думе или приказе, как это было, например, по Соборному Уложению 1649. Применялись эти наказания, разумеется, только к привилегированным сословиям и напоминали частичное объявление вне закона. В последнем Уголовном Кодексе советского периода (1961 год) это наказание также существовало и было предусмотрено статьей 29 УК РСФСР.

Это наказание применяется только в виде дополнительного, причем оно не предусмотрено ни в одной статье Особенной части УК РФ, поэтому суд назначает его самостоятельно. Единственное ограничение состоит в том, что основное максимально возможное наказание определяется согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ (то есть, преступление должно быть тяжкими или особо тяжким).

Необходимо также иметь в виду, что ученые степени (доктора, кандидаты наук и т.п.), спортивные звания, профессиональные  не относятся к почетными званиям и суд не может их лишить на основании статьи 48 УК РФ[21].

Воспитательное воздействие этого наказания на осужденного не очень велико, поскольку в большинстве случаев позорящее воздействие наказания (особенно, лишение воинского звания), направленное на психологическую сторону личности осужденного, не достигнет своей цели. Более того, оно может привести к озлоблению осужденного, усилению его асоциальных наклонностей, способствовать его отчуждению от общества. В то же время, данное наказание подчеркивает осуждение преступного поведения виновного судебными органами и государством в целом[22].

Обязательные работы

 

Этот вид наказания является новеллой по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, хотя его подобие существовало еще в царской России (общественные работы назначались волостными судами).

По замыслу законодателя, обязательные работы, открывая перечень видов наказания, так или иначе ограничивающих свободу, должны выступать как наиболее щадящий способ непосредственного воздействия на личность, связанные с ограничением свободы. Этот наказание применяется только как основное.

Содержанием этого вида наказания по ч. 1 ст. 49 УК РФ является выполнение осужденным бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Статья 26 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ. Так, осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Законодатель устанавливает в ч. 3 ст. 49 УК РФ возможность и порядок замены этого вида наказания в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ лишением свободы.

Информация о работе Система и виды наказаний в уголовном законодательстве России