Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:32, курсовая работа
Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Однако преувеличивать роль уголовного закона в борьбе с преступностью, даже при самой активной деятельности правоохранительных органов, не следует. Как известно, в течение многих лет господства командно-административной системы, а затем в период ломки всех ранее существовавших устоев, в труднейших условиях перестройки общества и государства, создания рыночной экономики, когда старые структуры либо перестали существовать, либо утратили свои позиции, а новые еще не окрепли, преступность получила самое широкое распространение. Это обусловлено комплексом негативных причин и факторов, таких как разрушение хозяйственных связей, спад производства, экономический кризис, которые повлекли резкое снижение жизненного уровня общества, безработицу, убыстряющуюся поляризацию членов. Преступность, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количест-венному росту и качественным изменениям.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ……………………………....6
2. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ
2.1. Понятие, сущность и признаки наказания……………………………………..9
2.2. Цели наказа-ния…………………………………………………………………10
2.3. Перечень видов наказаний……………………………………………………..12
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАКАЗАНИЙ
3.1. Основные виды наказа-ния……………………………………………………..15
3.2. Дополнительные виды наказания……………………………………………..29
3.3. Отдельные виды наказания……………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….38
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В ГОРОДЕ УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)
Кафедра права
Специальность 030501 Юриспруденция
КУРСОВАЯ Работа
ПО уголовному ПРАВу
СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Руководитель
Преподаватель Ю.И. Плахотнюк
Исполнитель
Студент гр. ЮПГ-09 Т.А. Харитонова
Усть-Илимск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ……………………………....6
2. СИстема наказаний
2.1. Понятие, сущность и признаки наказания……………………………………..9
2.2. Цели наказания………………………………………………………
2.3. Перечень видов наказаний…………………………………………………….
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАКАЗАНИЙ
3.1. Основные виды наказания…………………………………………………….
3.2. Дополнительные виды наказания……………………………………………..29
3.3. Отдельные виды наказания……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Однако преувеличивать роль уголовного закона в борьбе с преступностью, даже при самой активной деятельности правоохранительных органов, не следует. Как известно, в течение многих лет господства командно-административной системы, а затем в период ломки всех ранее существовавших устоев, в труднейших условиях перестройки общества и государства, создания рыночной экономики, когда старые структуры либо перестали существовать, либо утратили свои позиции, а новые еще не окрепли, преступность получила самое широкое распространение. Это обусловлено комплексом негативных причин и факторов, таких как разрушение хозяйственных связей, спад производства, экономический кризис, которые повлекли резкое снижение жизненного уровня общества, безработицу, убыстряющуюся поляризацию членов. Преступность, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количественному росту и качественным изменениям.
Актуальность темы исследования. Потребность в исследовании системы наказаний, которая вызвана необходимостью нового подхода к концептуальным основам уголовного законодательства и формирования новой, реально действующей на практике системы наказаний. Закрепленные в УК РФ виды наказаний лишь формально отражают структурные элементы системы и лишают закрепленный в нем перечень главных необходимых свойств: взаимосвязи, взаимообусловленности, организационного единства и других компонентов, присущих системному образованию. Система уголовных наказаний, указанная в ст.44 УК РФ, содержит наказания, изначально предполагающие расположение от менее строгого к более строгому, что на данный момент не соответствует действительности. Поэтому реформирование должно быть направлено на создание дифференцированного перечня наказаний. То есть реально действующей системы наказаний, в которой виды наказаний могли бы дополнять и заменять друг друга и реально применяться на практике, а не формально существовать на бумаге и более десяти лет ожидать введения в действие, что на данный момент происходит с наказаниями в виде ограничения свободы и ареста. Наказание призвано обеспечивать достижение установленных уголовным законом целей. Для этого в законе должны содержаться разнообразные по своему характеру меры государственного принуждения в виде различных видов наказания.
Наказание в уголовном праве - явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом.
Объектом исследования является правовой институт системы уголовных наказаний в различных аспектах: законодательном и правоприменительном. Объектом также выступают регулируемые нормами уголовного права общественные отношения, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности судов по отдельным видам наказаний и всей системе наказаний в целом по российскому законодательству.
Предмет исследования составляют: нормы уголовного закона, регламентирующие применение системы наказаний и её отдельных видов; современные теоретические исследования проблем совершенствования системы наказаний.
Цель данной работы является рассмотреть систему и виды наказания. Исходя из цели, попытаться выполнить следующие задачи:
Методологическую основу курсовой составляет общенаучные методы познания, как анализ уголовного законодательства на протяжении развития и формирования, системный подход дал возможность рассмотреть в качестве системных образований нормы права, функциональный подход дает возможность познать функции уголовной ответственности. Из частнонаучных методов были использованы такие методы, как формально-юридический метод, который позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, провести классификацию; сравнительно-правовой метод, который позволяет сопоставить различные правовые системы и их элементы – нормы, в целях выявления их общих и особенных свойств.
В ходе написания курсовой работы мною собран богатый теоретический материал, позволивший всесторонне осветить тему курсовой работы. Работа
А.Н. Игнатова дала наиболее развернутый список признаков наказания и их виды, А. И. Рарог дал точное понятие наказания, В.В. Коряковцев выделил цели и растолковал их, также дал классификацию видов наказания. И.Я. Козаченко рассматривал ограничение по военной службе, штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и т.д., а В.Н. Кудрявцев подробно рассмотрел лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Нормативно-теоретической базой исследования являются законодательные и иные правовые акты: Свод законов уголовных 1832 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г., Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г., УК РСФСР 1922 г., УК РСФСР 1926 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства СССР и республик 1991 г., Закон РФ от 18.02.1999 г. № 45101-1, ФЗ от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ « О статусе военнослужащих», УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Конституция РФ.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
В первых кодифицированных уголовно-правовых актах России определение наказания отсутствовало, однако закрепляемая ими система наказаний была весьма обширной и сложной. Первым законодательным актом, в котором наказания излагались в виде перечня и располагались в определённой иерархии, является Свод законов уголовных 1832 года. По мнению Фойницкого, характерной чертой Свода законов уголовных было «стремление развить каждую из мер наказания в особую систему с самостоятельной для каждой меры градацией, что привело к тому, что Свод знал фактически несколько карательных систем».
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривало несколько степеней наказания. Наиболее тяжкими, из которых были лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Наказания делились на уголовные и исправительные; перечисленные ранее в этом абзаце наказания относились к категории уголовных, исправительными же считались такие наказания как отдача на время в исправительные арестантские отделение, временное заключение в тюрьме, временное заключение в крепости. Представители высших сословий (дворянство, духовенство, купцы) имели привилегии, связанные с наказанием: они не могли подвергаться телесным наказаниям, а арест мог исполняться на дому или по месту работы.
Уголовное уложение 1903 года делило наказания на главные, дополнительные. Главными наказаниями были смертная казнь (повешение, непублично), каторга без срока и на срок от 4 до 15 лет, ссылка на поселение. Дополнительными считались различные правоограничивающие наказания: отобрание имущества, денежное взыскание, опубликование приговора, удаление от должности, заключение в работном доме, ограничение права избирать и переменять место жительства [11, с. 1].
Впервые годы советской власти применялось большое количество разнообразных видов наказания, созданных на волне революционного правотворчества: от предупреждения, общественного порицания - до расстрела. Первое в истории российского права определение уголовного наказания было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года. Наказание определялось в ст.7 Руководящих начал как «мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего». Предусматривалось 15 видов наказаний, среди которых были внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение свободы (на определённый или неопределённый срок), смертная казнь (расстрел).
Последующие акты законодательства восприняли другую теорию наказания: уголовно-правовое воздействие на преступников стало рассматриваться как «мера социальной защиты» (УК РСФСР 1922 года) или «мера социальной защиты судебно-исправительного характера» (УК РСФСР 1926 года). Данные меры применялись не только к преступникам: основанием для их применения могла служить и «деятельность, свидетельствующая о серьёзной угрозе общественному правопорядку», уголовной репрессии могли быть подвергнуты не только преступники, но и «социально опасные» лица, в том числе оправданные в совершении преступления [8, с. 124 .].
По УК РСФСР 1922 года к мерам социальной защиты относились: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества полная и частичная; штраф; поражение прав; увольнение от должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред; помещение в учреждения для умственно отсталых или морально дефективных; принудительное лечение; запрещение занимать ту или иную должность или заниматься определенной деятельностью либо промыслом; удаление из определенной местности; расстрел.
В УК РСФСР 1926 года
эта система перешла
Термин «наказание» вновь появился в уголовном законодательстве в 1934 году. Система наказаний по мере укрепления советской власти и развития советского уголовного права несколько упростилась, в ней стало меньше видов наказания, из неё были исключены меры, имеющие классовую направленность.
В УК РСФСР 1960 года говорится, что наказание является карой за совершённое преступление. Первоначальная редакция УК РСФСР 1960 года предусматривала 12 видов наказаний: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания, направление в дисциплинарный батальон. Законом РФ от 18.02.1993 года № 4510-1 наказания в виде ссылки и высылки были отменены как утратившие реальное общественное значение.
В Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года наказание определяется как «мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного»..
Уголовный кодекс
РФ внёс довольно значительные изменения
в систему наказаний: были исключены
такие наказания как
Можно сделать вывод, что система наказаний прошла большой путь изменений, прежде чем стала такой. Мы встали на путь гуманизма, отбросив меры устрашения и репрессий. Но система наказаний до сих пор имеет место для пробелов, которые надо корректировать с целью предотвращения и предупреждения новых преступлений [12, с. 319-322].
2. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ
2.1. Понятие, сущность и признаки наказания
В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание может быть назначено лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица, оно выражает отрицательную социальную оценку лица и его деяния. [3, с. 339]. Наказание – это одна из мер государственного принуждения, которая обеспечивается силой государственной власти. Меры принуждения, применяемые государством, являются наказанием, если они причиняют виновному страдание и выражают порицание его деяний и личности [10 ,ст. 340].
Социальная роль наказания состоит в том, что с его помощью восстанавливаются нарушенные права потерпевшего, обеспечиваются интересы общества и государства, пострадавших в результате совершения преступления. Кроме того, с помощью применения уголовных наказаний достигаются интересы борьбы с преступностью. Отличие наказание от иных мер государственного принуждения состоит в возможности его применения только в связи совершением лицом преступления, в отношении которого установлена его умышленная или неосторожная вина. В связи с этим наказание может быть назначено только приговором суда. Государственно-правовой характер наказания подчеркивается также обязательностью исполнения вступившего в законную силу приговора суда всеми субъектами правоприменения [8, с. 133]. Ст. 49 Конституции РФ устанавливает: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1, с. 15].