Система и структура государственных органов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:51, реферат

Описание работы

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Работа содержит 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 32.62 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     Государственное образовательное учреждение

     высшего  профессионального образования 

     «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

     Институт  экономики и управления

     Кафедра антикризисного управления 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     По  специальности: «Конституционное право»

     Вариант 6 
 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург 

     2010г.

  1. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     Каждый  орган государственной власти имеет  свою особую структуру и объем  полномочий, которые отличают его  от других органов государственной  власти, но все они вместе выступают  как единое целое, как единая государственная  власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной  власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная  часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

     Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной  власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми  и материально-финансовыми средствами.

     Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества  других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной  власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается  в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка  образования органа государственной  власти, он не может быть создан и  функционировать. Конституция РФ прямо  гарантирует этот принцип, определяя  в ст. 3 (ч. 4), что никто не может  присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

     Конституция определяет способ и порядок образования  органов государственной власти. На федеральном уровне государственную  власть в РФ осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или  преобразованы без изменения  самой Конституции РФ. Вместе с  тем, Конституция устанавливает, что  образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в  Конституции невозможно предусмотреть  все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной  власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     В целях формирования эффективной  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти, в  соответствии со статьей 112 Конституции  Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

  • Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
  • Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.

     Для целей настоящего Указа:

     а) под функциями по принятию нормативных  правовых актов понимается издание  на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

     в) под правоприменительными функциями  понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение  реестров, регистров и кадастров;

     д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

     Установить, что федеральное министерство:

     а) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

     б) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации;

     в) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

     г) осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

  • вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
  • принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
  • назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

     Порядок взаимоотношений федеральных министерств  и находящихся в их ведении  федеральных служб и федеральных  агентств, полномочия федеральных органов  исполнительной власти, а также порядок  осуществления ими своих функций  устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

     Руководители  федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, и их заместители  назначаются на должность и освобождаются  от должности Президентом Российской Федерации.

     Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

     Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, утверждаются Президентом  Российской Федерации.

     Руководители  федеральных служб, федеральных  агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются  на должность и освобождаются  от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных  министров, осуществляющих координацию  и контроль деятельности федеральных  служб, федеральных агентств.

     Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением  заместителей руководителей федеральных  служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются  на должность и освобождаются  от должности соответствующим федеральным  министром по представлению руководителей  федеральных служб, федеральных  агентств.

     Порядок назначения на должность руководителей  и членов коллегиальных органов  управления федеральных служб и  федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным  законом.

     Председатель  Правительства Российской Федерации  имеет одного заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

     Органы  судебной власти: По Конституции РФ третьей отраслью власти является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона.

     Судебная  власть независимо от законодательной  и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства – конституционным, гражданским административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл.7 «Судебная власть»), федеральным конституционным законом «О судебной  системе в Российской Федерации» 1996 г. И другими федеральными законами. В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя:

    • Конституционный Суд РФ;
    • Верховный Суд РФ;
    • Высший Арбитражный Суд РФ,
    • Одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, а так же районные суды, мировые суды и военные суды.

     Руководство Аппаратом Правительства Российской Федерации осуществляется Руководителем  Аппарата Правительства Российской Федерации - Министром Российской Федерации. 

  1. ЗАДАЧА

     Группа  депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный  Суд РФ с заявлением о не конституционности Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». По их мнению, закон, предусматривает вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ).

     Оцените ситуацию.

     Согласно  Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст.10).

Информация о работе Система и структура государственных органов в Российской Федерации