Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Уголовное право".

Содержание

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, метод и способы регулирования.
2. Место уголовно-исполнительного права в системе права. Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права и международным правом.
3. Регламентация исполнения наказаний периода Российской империи.
4. Законодательство об исполнении наказаний Советского государства.
5. Общая характеристика действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ и его структура. Отражение в УИК РФ положений Конституции РФ.
6. Наука уголовно-исполнительного права.
7. Источники национального уголовно-исполнительного права и международные правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний.
8. Система российского уголовно-исполнительного законодательства, его структура, цели задачи и общие требования к построению.
9. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
10. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и значение.
11. Принципы уголовно-исполнительного права.
12. Механизм уголовно-исполнительного регулирования.
13. Понятие и основания исполнения наказаний.
14. Понятие исправления осужденных и его основные средства.
15. Режим отбывания наказания и его функции.
16. Воспитательная работа с осужденными и ее основные формы. Участие общественных объединений в исправлении осужденных.
17. Общественно-полезный труд осужденных и его функции.
18. Юридическая природа труда осужденных и его международно-правовые условия.
19. Понятие правового положения осужденных и его значение. Виды правоограничений осужденных.
20. Политические права и свободы осужденных.
21. Личные права и свободы осужденных.
22. Экономические, социальные и культурные права осужденных.
23. Основные обязанности осужденных.
24. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
25. Понятие и организационная структура уголовно-исполнительной системы.
26. Организация деятельности органов, исполняющих наказания.
27. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его категоризация и правовой статус. Основные требования, предъявляемые к персоналу.
28. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
29. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
30. Понятие наказания в виде обязательных работ и порядок его исполнения.
31. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, и ответственность осужденных к обязательным работам.
32. Понятие наказания в виде штрафа и порядок его исполнения.
33. Понятие наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и порядок его исполнения.
34. Понятие наказания в виде исправительных работ и порядок его исполнения.
35. Понятие наказания в виде ограничения свободы и места его отбывания. Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания.
36. Порядок отбывания ограничения свободы и ответственность за его нарушение.
37. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и порядок его исполнения.
38. Понятие наказания в виде ареста и его исполнение.
39. Понятие наказания в виде лишения свободы и места его отбывания.
40. Виды исправительных учреждений.
41. Правовое положение колоний и общие требования к их оборудованию.
42. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы.
43. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их прием в исправительное учреждение.
44. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда.
45. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме.
46. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы.
47. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
48. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы и их изменение.
49. Изменение вида исправительного учреждения. Перевод в колонию-поселение и в тюрьму.
50. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы.
51. Охрана осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.
52. Соблюдение осужденными к лишению свободы распорядка дня, требований к форме одежды и запрета на определенные вещи и предметы.
53. Личная безопасность осужденных и порядок ее реализации.
54. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
55. Меры безопасности и основания их применения.
56. Получение и отправление осужденными к лишению свободы денежных переводов, посылок, передач и бандеролей, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
57. Формы контактов осужденных к лишению свободы с внешним миром и их значение.
58. Переписка, телефонные разговоры и свидания осужденных к лишению свободы.
59. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов, видеофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей.
60. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений.
61. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения.
62. Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных женщин.
63. Медико-санитарное обеспечение осужд

Работа содержит 1 файл

Уголовно-исполнительное право. Ответы на экзаменационные вопросы.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

 

2.       Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 года) – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции, и если такое противоречие есть, оно должно быть устранено, то есть правовые акты должны быть приведены в точное соответствие Конституции РФ. Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой степени, в какой это необходимо для защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Целый ряд конституционных норм имеет самое непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд. Это положении Конституции имеет прямое отношение к организации труда осужденных в местах лишения свободы. Такое же отношение к исполнению уголовных наказаний имеет положение Конституции РФ о праве на образование, гарантированности, общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего специального образования, об обязательности общего основного образования. Право на отдых, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, на возмещение вреда, гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, закрепленные в Конституции Российской Федерации, также имеют прямое отношение к исполнению уголовных наказаний, к правовому положению осужденных, особенно осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно. Согласно Конституции уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний являются исключительной компетенцией Федерального собрания Российской Федерации.

 

3.       Федеральные конституционные законы

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"  раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со статьей 7 УИК РФ исполняется наказание.

4.       Федеральные законы

Уголовно-Исполнительный кодекс - является в настоящее время основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний. Данный акт кодифицированного права занимает  на уровне федеральных законов место первого среди равных - другие нормативные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения.

   Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

 

5.       Указы Президента

“О реформировании уголовно-исполнительной системы” от 13.10.2004 г. “Вопросы федеральной службы судебных приставов” и “Вопросы федеральной службы исполнения наказаний”.

 

6.       Постановления Правительства

“Положение об уголовно-исполнительных инспекциях”

 

7.       Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Правила отбывания наказания военнослужащими, утвержденные Министерством обороны в 1997 г, Положение об отряде осужденных, утвержденное Министерством Юстиции.

 

8.       Постановления высших судов

Эти акты не являются нормативными актами и направлены исключительно, на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм. Вместе с тем суды при разрешении конкретных дел обязаны применять соответствующие норм лишь в истолковании, содержащемся в соответствующем постановлении. Единственное исключение из изложенного правила это случаи, когда постановление Конституционного Суда та или иная норма признается не соответствующей конституции, в таких случаях можно говорить, что имеет место негативное нормотворчество.

 

9.       Су­дебная практика

Так же не является источником уголовно-исполнительного права. Под судебной практикой понимается многократное единооб­разное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рас­сматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. В то же время судебная практи­ка имеет огромное значение для выработки единообразного пони­мания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопо­рядок в обществе.

 

 

8. Система российского уголовно-исполнительного законодательства, его структура, цели задачи и общие требования к построению.

 

В науке уголовно - исполнительное законодательство рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле - это собственно законы: конституционные федеральные и федеральные, принятые Государственной Думой РФ, так как, согласно Конституции РФ, издание законодательства в данной сфере является исключительной прерогативой Российской Федерации. Уголовно - исполнительное законодательство, понимаемое в широком смысле, включает, кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации, и относящиеся к вопросам исполнения уголовных наказаний иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и иные предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них. По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

В соответствии со статьей 2-4 УИК РФ уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов, а так же нормативно-правовых актов принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Таким образом, подводя итог надо указать, что существует, по крайней мере, три условия которым должно отвечать уголовно-исполнительное законодательство:

1) оно должно быть подчиненным международному праву[1] (ст. 3 УИК),

2) оно должно быть многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты

3) оно должно быть в соответствии с Конституцией   исключительно федеральным.

 

Что качается целей и задач  уголовно - исполнительного законодательства, то под ними понимается  установление:

общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно - правового характера, предусмотренных УК РФ;

порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;

порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

 

 

9. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

Действие в пространстве.

Согласно ч. 1  статьи 6 УИК РФ уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта Российской Федерации не предусматривается, в том числе для тех, на территории которых исповедуется ислам и культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не могут иметь юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия законодательства уголовно - исполнительного профиля принадлежит Российской Федерации.

      Наказание исполняется по месту вынесения приговора. В том случае если преступление совершено иностранцем в чужой стране возможна передача для исполнения наказания в отечественное государство (институт передачи осужденных) при условии:

- передача осуществляется на основе переговоров-соглашений и принципа взаимности

-передача осуществляется на основе ходатайства осужденного или его представителей или просьбе одного из государств а лице Министерства Юстиции или Генеральной Прокуратуры

- передача должна основываться на взаимном уважении суверенитета,

- она может иметь место только, если осужденный является гражданином государства исполнения приговора (это тоже отличает данный институт от выдачи преступников, так, как выдан, может быть, преступник с любой гражданской принадлежностью),

- передаются только осужденные, не отбывшие наказание,

- должен остаться отбыть не менее 6 мес.,

- осужденный или его законный представитель должен выразить согласие (это также отличие от выдачи преступников).

– деяние должно быть  преступным по законодательству обеих сторон, что подтверждается письменным предоставлением закона.

       Государство вынесения приговора д. представить государству исполнения следующие документы: копию приговора и документ по вступлению его в силу, текст статьи закона на основании, которого лицо осуждено, документ об отбытой части наказания, документ о согласии на передачу, документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено, документ, подтверждающий гражданство, материалы, касающиеся гражданского иска, и м.г. другие. Далее либо человек начинает отбывать тот срок, который определен в приговоре, за исключением уже отбытой части наказания, либо сначала производят преобразование наказания (например, если в стране назначения наказания назначили 5 лет, а в стране исполнения максимальное наказание за данное преступление – 4 года. Может быть несовпадение преступление, например, в России нет телесных наказаний, тогда применяется наиболее похожее наказание. То же самое относится и к дополнительному наказанию. Если у нас такого дополнительного наказания нет, то оно не исполняется). Но некоторые страны исполняют наказания в полном объеме без преобразования. При прекращении исполнения приговора для переданного наступают те же условия, что и для остальных граждан – сроки судимости, условно-досрочное освобождение, возможность помилования и амнистия (причем, он подлежит акту амнистии как в стране назначения приговора, так и в стране отбывания наказания).

 

      Действие во времени

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (а не день подписания его Президентом РФ, как полагают некоторые). Согласно ст. 6 данного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Как известно, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г. В отличие от уголовного законодательства УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и помощь освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.

 

         Действие по кругу лиц.

Правила отбывания наказания осужденными военнослужащими – процесс отбывания наказания совмещен с дальнейшим прохождением военной службы. Если военнослужащий осужден наказанию в виде лишения свободы, то он увольняется с работы и отбывает наказание на общих основаниях. Если военнослужащий лишен воинского звания, то он автоматически лишается этого наказания и увольняется с военной службы, а основное наказание исполняется на общих основаниях. Штраф и другие наказания исполняются на общих основаниях.

 

 

10. Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и значение.
 

        В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации,  согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"