Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:49, шпаргалка
Предметом прокурорского надзора в РК являются правовые нормы, определяющие функции, принципы, задачи, систему, структуру, основные направления деятельности, полномочия органов прокуратуры.
Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
-
об устранении нарушений
-
об устранении причин и
-
по вопросам лишения
Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок. Прокурор вправе участвовать при его рассмотрении. О результатах его рассмотрения извещается прокурор.
При наличии
достаточных оснований
Уголовное
преследование осуществляется прокурором
как на стадии предварительного расследования,
так и в судебном разбирательстве в форме
поддержания государственного обвинения.
Осуществляя государственное обвинение,
прокурор выступает главным гарантом
соблюдения прав и законных интересов
граждан, вовлеченных в сферу уголовного
судопроизводства, а также, руководствуясь
УПК, принимает меры к обеспечению раскрытия
преступления, установлению лиц, его совершивших,
выяснению и исследованию всех обстоятельств
по уголовному делу.
Сущность и задачи прокурорского надзора в данной отрасли.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Средства прокурорского реагирования на незаконные или необоснованные задержания.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в местах предварительного заключения.
Надзор прокурора в местах лишения свободы.
Надзор за применением судебных решений о применении принудительных мер медицинского характера.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за порядком исполнения судебных решений по гражданским делам.
Исполнение приговоров - это завершающая стадия уголовного процесса, в которой происходит реализация вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения. Когда вступивший в законную силу приговор будет обращен к исполнению и исполнен, судопроизводство по делу считается оконченным. В стадии исполнения приговора претворяется в жизнь решение, вынесенное судом по уголовному делу. Именно в этой стадии осуществляется одна из главных задач уголовного судопроизводства - не только карать, но исправлять и перевоспитывать осужденного, а также предупредить совершение преступлений, как с его, так и со стороны других неустойчивых лиц.
В борьбе с преступностью важно, чтобы приговор был своевременно и правильно обращен к исполнению и исполнен, ибо только при этом условии будет обеспечена реальность неотвратимости наказания за совершенное преступление. Своевременное и надлежащее исполнение приговора является одним из непременных условий
эффективности уголовного наказания. И наоборот, несвоевременное и ненадлежащее исполнение приговора не только снижает эффективность судебного приговора, но и отрицательно сказывается на предупреждении правонарушений.
Вступившие в законную, силу: приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Казахстана. Прокурорский надзор за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров является одним из тех процессуальных средств, которые обеспечивают реальное проведение этого закона в жизнь за тем, чтобы вступившие в силу приговоры приводились в исполнение, а не оставались лишь провозглашенными, и само исполнение производилось в полном соответствии с требованиями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
В
соответствии с требованиями
Закона " О прокуратуре" (ст.
43) прокурор осуществляет надзор
в стадии исполнения
1) законностью
нахождения лиц в местах
2) соблюдением
установленного законодательством
порядка и условий
3) законностью
исполнения наказания, не
4) законностью исполнения судебных решений по гражданским, хозяйственным и иным делам.
Прокурорский надзор за законностью исполнения приговоров является деятельностью строго процессуальной и представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Эта отрасль надзора существенно отличается от других отраслей, как по методам его осуществления, так и по полномочиям прокурора. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью исполнительного производства
В соответствии с требованиями ст. 44 Закона « О прокуратуре», осуществляя надзор за законностью исполнительного производства, прокурор в пределах своей компетенции вправе:
1) требовать
точного и единообразного
применения Конституции, законов
и международных договоров
Республики Казахстан о
правах человека, гуманном обращении
с арестованными и осужденными;
2) истребовать и проверять исполнительные производства по делам и защите прав и интересов гражданина, государства, а также по искам и заявлениям прокурора;
3) посещать
с целью проверки в
любое время места лишения
свободы и другие учреждения,
4) опрашивать
задержанных, арестованных, осужденных
и лиц, подвергнутых мерам
5) истребовать
документы, на основании
6) немедленно
освобождать своим
7) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа или карцера;
8) в установленных законом случаях санкционировать акты административных учреждений, исполняющих наказания.
Из приведенного перечня полномочий видно, что в деятельности пенитенциарных учреждений нет ни одного участка, который бы оставался вне сферы прокурорского надзора.
При этом
необходимо подчеркнуть, что в этой
сфере надзора прокуратура
Постановления
и требования прокурора
относительно исполнения установленных
законом порядка и условий
содержания осужденных к
Производство по делам несовершеннолетних, так же как и осуществление прокурорского надзора, регламентируется общими правилами, закрепленными в Законе о прокуратуре, и также в гл. 52 УПК РК, посвященной специфике производства по этим делам.
К особенностям методического характера, которые должны учитываться прокурорами при осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве, относятся:
1) обеспечение требований закона ( ст. 191 УПК) об обязательном производстве предварительного следствия по всем без исключения делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
2) прокурор следит за тем, чтобы в случае совершения малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления при явной очевидности правонарушения к несовершеннолетнему могли быть применены меры общественного воздействия;
3) прокурор обязан проверить законность и обоснованность возбуждения уголовного дела против несовершеннолетнего. Если уголовное дело возбуждено в отношении подростка, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности или носящее характер детского озорства, прокурор выносит постановление о прекращении производства по уголовному делу;
4) при
производстве расследования
5) задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления и данными о личности обвиняемого (ст. 491 УПК). При избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей, прокурор обязан допросить несовершеннолетнего обвиняемого. Прокурор следит за тем, чтобы мера пресечения в отношении несовершеннолетнего избиралась только после предъявления ему обвинения;
6) прокурору
подлежит реализовать право
несовершеннолетнего на обеспечение
защитником. Участие защитника
по делам о преступлениях
несовершеннолетних
7) особое внимание прокуроры обязаны уделять обоснованности предания обвиняемого суду;
8) участвуя
в судебном разбирательстве
уголовного дела, прокурор наряду
с установлением
9) если
приговор в отношении