Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:49, шпаргалка

Описание работы

Предметом прокурорского надзора в РК являются правовые нормы, определяющие функции, принципы, задачи, систему, структуру, основные направления деятельности, полномочия органов прокуратуры.

Работа содержит 1 файл

Предмет и система прокурорского надзора в РК.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
  1. Предмет и система прокурорского  надзора в РК
 

Предметом прокурорского надзора в РК являются правовые нормы, определяющие функции, принципы, задачи, систему, структуру, основные направления деятельности, полномочия органов прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора состоит из двух частей: общей и особенной. В общую часть включены темы, содержание которых освещает назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции; место и значение прокуратуры в структуре государственных органов; исторические предпосылки образования и основные этапы его развития; дальнейшие перспективы, принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции, направления в работе прокуратуры, устройство прокуратуры и управление. Часть особенная состоит из следующих тем: прокурорский надзор в социально-экономической сфере; прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; прокурорский надзор за исполнением законов органами УИС, участие прокурора в уголовном, гражданском и ином судопроизводстве; координация прокурорской Деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; организация и деятельность прокуратуры в зарубежных странах.

Предмет прокурорского надзора в РК тесно  связан с рядом других юридических  дисциплин. В теории государства  и права прокура-typa рассматривается  в связи с ее ролью в обеспечении  законнос-Ти и правопорядка, а прокурорский надзор - в качестве одного из 5идов государственной деятельности. Конституционное право РК Предусматривает изучение норм, определяющих основные положе-*ия организаций прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора и других прокуроров; место прокуратуры в системе госу-^аРственных органов и взаимосвязь между ними. Предмет «Право-охранительные органы в РК» рассматривает задачи, принципы, правовые основы деятельности, основные направления деятельности системы органов прокуратуры. Курсы уголовного, гражданского процессов освещают полномочия прокурора при участии в том или ином процессе. Административное право затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а также полномочий прокурора при осуществлении надзора за административным производством. 
 

  1. Основные  понятия прокурорского  надзора в РК
 

Прокурорский  надзор во всех без исключения разделах использует основные понятия, при этом не раскрывая их содержания. Поэтому  необходимо рассмотреть некоторые  из них. Понятие «прокурор» в законах  используется в различных значениях. Во-первых, как должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру, т.е. начиная от Генерального прокурора РК до прокурора района и приравненных прокуратур. Во-вторых, это понятие может охватывать и других должностных лиц органов прокуратуры, в функциональные обязанности которых входит выполнение прокурорских функций. Уголовно-процессуальный кодекс в некоторых случаях использует понятие «государственный обвинитель» вместо понятия «прокурор». Государственным обвинителем могут быть и заместитель прокурора, и помощник, и прокурор отдела, управления и т.д. Согласно Закону о прокуратуре в РК под «прокурорским работником» понимается работник органа или учреждения прокуратуры, имеющий классный чин или воинское звание, которые относятся к научным и педагогическим работникам научных учреждений. «Прокурорский надзор» используется как основная функция прокуратуры и как наименование учебной дисциплины. «Предмет прокурорского надзора» - понятие, призванное разграничивать основные направления, отрасли прокурорского надзора в зависимости от правонарушений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет- исполнение законов определенными юридическими и должностными лицами.

Полномочия  прокурора означают совокупность его  прав и обязанностей, установленных законом с учетом должностного положения и сферы деятельности. Объект прокурорского надзора - научная категория, не получившая до сих пор однозначного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предусмотренные государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов. Под средствами прокурорского надзора принято понимать предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров. Они классифицируются на ориентированные на выявление нарушений законов, т.е. требование от контролирующих органов информации, выделение специалистов для проверки, вызов должностных лиц для дачи объяснений, истребование от органов дознания и следствия для проверки уголовного дела и т.д.; направленные на устранение выявленных нарушений законов, т.е. протесты на незаконные действия и акты субъектов правоотношений, внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, способствовавших нарушениям; требования об отмене незаконных и необоснованных постановлений органов дознания, следователей и т.д.; предусматривающие предупреждение нарушений закона, т.е. санкционирование действий должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; участие в производстве некоторых следственных действий; разъяснение действующего законодательства и т.д.; направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законности, т.е. возбуждение уголовного дела, возбуждение административного производства; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания; обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушением закона, т.е. предъявление и поддержание иска в суде; дачу указаний органам следствия и дознания о принятии мер обеспечения иска, и т.д. Акты прокурорского надзора -документы, являющиеся формой реагирования прокурора на выявленные нарушения закона (протест, постановление, представление, разъяснение норм законов). Методика прокурорского надзора представляет собой совокупность основанных на законе приемов и способов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений законов. 
 
 

  1. Принципы  организации и  деятельности прокуратуры  в РК
 

Системообразующими  элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие на территории РК, со-ставляют единую систему. Создание каких-либо прокуратур, не входящих в эту систему, не допускается. Каждый прокурор в соответствующей местности или сфере действует от имени РК в целом Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Для устранения различных нарушений на территории РК используются одни и те же правовые средства реагирования, например, протест, представление, постановление и т.д.

Иными словами, единство прокуратуры заключается в том, что

а)              прокуратура является единым государственным  органом, общие и специализированные органы которой подчиняются Генеральной  прокуратуре и Генеральному прокурору;

б)              принципы организации и деятельности всех органов прокуратуры едины, так же как цели, задачи, формы и методы прокурорского надзора за законностью осуществляются на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства;

в)                      все органы прокуратуры связаны структурным единством, общей функцией осуществления высшего надзора;

г)               каждый прокурор выступает как представитель  единой прокурорской власти и действует  от имени этой системы, при этом вышестоящий  прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Централизация системы органов прокуратуры  и единоначалие проявляется в  том, что нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РК. Из этого принципа вытекают следующие положения: контроль вышестоящих прокуроров за нижестоящими; подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим; ответственность вышестоящих прокуроров за надлежащую организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами; централизованный порядок назначения на прокурорские должности во всех звеньях прокуратуры сверху донизу.

Независимость прокуратуры от государственных  органов и должностных лиц, политических партий и общественных объединений  заключается в том, что каждый прокурор при осуществлении своих обязанностей руководствуется только законами и указаниями Генерального прокурора. Законом предусмотрена следующая система гарантий обеспечения такой независимости:

-             запрет под угрозой применения  предусмотренной законом ответственности воздействия на прокуроров, в какой бы то ни было форме, при осуществлении ими своих служебных обязанностей;

-             установленный законом особый  порядок назначения на должности  прокуроров, их подотчетность и  ответственность;

-                       осуществление финансирования органов  прокуратуры из средств республиканского  бюджета;

-                   предоставление прокурорам за  счет государства материального  содержания и социального обеспечения;

-                   прокуроры и члены их семей находятся под особой защитой государств;

-              неприкосновенность прокуроров.

Однако  независимость прокуроров не означает их бесконтрольности. Генеральный прокурор РК не реже одного раза в квартал  обязан отчитаться перед Президентом страны о состоянии законности в государстве, а также действия прокурора возможно обжаловать вышестоящему прокурору или в суд.

Запрет  вмешательства в деятельность органов  прокуратуры при осуществлении  ими своих обязанностей обеспечивается системой гарантий (воздействие на прокурора с целью воспрепятствовать осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения влечет ответственность).

Обязательность  актов прокурорского надзора  означает безусловность их исполнения всеми органами государства, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и гражданскими лицами. Данный принцип является основополагающим для проведения в жизнь предписаний и решений прокурора. Неисполнение актов прокурорского реагирования также влечет ответственность. Данное положение вытекает из того, что прокурор наделен законом властными полномочиями и выступает от имени государства.

Гласность в деятельности прокуратуры заключается  в том, что органы прокуратуры  могут опубликовать в СМИ акты прокурорского надзора на незаконные действия органов государства и должностных лиц, нарушивших законность, информировать органы государственной власти и население о состоянии преступности. Гласности не подвергаются случаи, где затронуты государственные секреты, тайна частной личной жизни, тайна коммерции.

Принцип политической независимости (внепартийное) прокурорских работников сформулирован  в Законе о прокуратуре в РК. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политических цели, и принимать участие в их деятельности, не допускается создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организация в органах и учреждениях прокуратуры. Прокуроры могут заниматься только преподавательской, научной и творческой деятельностью.

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов  правоприменения. Данный принцип означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и  иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Принцип законности проявляется в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом, означает обеспечение ее требований в деятельности самих органов прокуратуры.

Зональный принцип означает такую организацию  работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

Предметный  принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных  подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед  органами прокуратуры в целом.

В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения». 
 
 

  1. Функции и направления  деятельности органов  прокуратуры
 

Правильное  установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяются точным установлением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, является ее функция.

Функция прокуратуры - это такой вид деятельности, который определяется предназначением  прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется предметом ведения; требует присущих ему полномочий и правовых средств.

Главная функция органов прокуратуры - надзор за исполнением законов, который  подразделяется на следующие виды:

-              надзор в социально-экономической  сфере;

-            надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-               надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД, дознание  и предварительное следствие;

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор в РК"