Российский суд присяжных

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Суд присяжных в России — форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта (то есть вопросы о том, имело место или нет само преступление, совершал ли подсудимый данное преступление, виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения) решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-не юристов, сформированная методом случайной выборки.

Содержание

1.Введение.
2.Образование суда присяжных в дореволюционной России.
3. Возрождение суда в новой России.
4.Суд присяжных новой России.
5.Список литературы.
Раскрытие курсовой темы на 15-16 страниц.

Работа содержит 1 файл

Российский суд присяжных.docx

— 37.18 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По  теме «Российский  суд присяжных»

Факультет «Уголовного права»

Группа  «ЮЮШЗ-1»

Тарасов И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

Суд присяжных в России — форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта (то есть вопросы о том, имело место или нет само преступление, совершал ли подсудимый данное преступление, виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения) решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-не юристов, сформированная методом случайной выборки.

    Под судом присяжных понимается такое судебное установление, в котором 12 присяжных заседателей. Судья (председательствующий) руководит ходом судебного заседания и на основании вердикта присяжных оправдывает подсудимого либо выносит обвинительный приговор, квалифицирует деяние по соответствующей статье УК и назначает уголовное наказание.

2. Образование суда  присяжных в дореволюционной  России.

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено Екатерине II русским учёным-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году. В программных документах декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля) он также предусматривался.

Суд присяжных был  введён в систему российского  судопроизводства в ходе судебной реформы 1864 года. Официальный старт реформы был дан 20 ноября 1864 года принятием судебных уставов. Окончательно процесс реформирования суда был завершён к 1896 году. Детальную разработку статей законодательства о суде присяжных вели видные в то время юристы Д. А. Ровинский, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский.

На окраинах России уставы вводились со значительными  изменениями; окончательно процесс  был завершён лишь к 1896 году. 

     Суд присяжных обеспечивал реальное и непосредственное участие населения  в осуществлении правосудия и  уже поэтому представлял собой наиболее демократическую форму отправления правосудия. Помимо народного представительства в виде суда присяжных судебная реформа ввела гласный, состязательный процесс, право обвиняемого на защиту обеспечивалось созданием института адвокатуры, устанавливался принцип презумпции невиновности, производилась свободная оценка доказательств, законодательно закреплялся принцип несменяемости судей. Все постоянные, или коронные судьи (члены окружного суда и судебной палаты) назначались императором по представлению министра юстиции. Без слепого подражания, но все же ближе всего российский суд присяжных держался английского образца.

     Вообще  же присяжными заседателями могли быть только мужчины в возрасте от 25 до 70 лет, русские подданные. Для них  были установлены ценз оседлости  – два года и имущественный  ценз. Не могли быть присяжными заседателями лица, состоявшие под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, объявленные  несостоятельными должниками, впавшие  в крайнюю бедность, домашняя прислуга. Кроме того, не подлежали включению  в списки присяжных священнослужители  и монашествующие, лица, занимавшие генеральские должности (первые четыре класса по табели о рангах), работники  суда и прокуратуры, чиновники полиции, военнослужащие, учителя и некоторые  другие.

     Из  лиц, обладающих необходимым цензом, составлялся общий список присяжных  заседателей, который у противников  суда назывался не иначе, как суд  толпы, суд улицы. Общий список был  основой для составления очередных списков, по которым лица вызывались в суд в течение будущего года. Очередные списки публиковались в газетах.

     Присяжные в зале судебного заседания размещались  отдельно от коронных судей.

     Вердикт присяжных являлся основанием для  вынесения коронными судьями  обвинительного или оправдательного  приговора.

     Присяжным не представлялось право и возможность изучать материалы предварительного следствия, благодаря чему у них не формировалось, как у профессиональных судей, предубеждения в виновности подсудимого. Практика назначения мер наказания судом с участием присяжных отличалась большей мягкостью, чем по обвинительным приговорам судебных палат, что вызывало повышенное доверие народа к суду. В таком виде суд присяжных просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 г.  

3. Возрождение суда  в новой России.

Возрождение суда присяжных  в России (Советском Союзе) стало  активно обсуждаться с конца 80-х  годов XX в.

9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных:

Съезд поручает Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы к середине будущего года, чтобы создать действительно  независимую и авторитетную судебную систему, рассмотрев возможность использования  такой демократической формы  судопроизводства, какой является суд  присяжных. Судебные системы союзных  республик должны строиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия.

13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье  11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей).

Законом СССР от 10 апреля 1990 года № 1423-1 вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, согласно которым «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные категории дел, подсудных суду присяжных (расширенной коллегии народных заседателей)».

В октябре 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции России право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне.

          Первый процесс с участием присяжных в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде. Перед судом тогда предстали два брата-цыгана М., обвиняемые в умышленном убийстве трёх человек, совершённом из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершённом группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, и они отделались небольшими сроками заключения. 

4.Суд  присяжных новой  России.

      В суде присяжных последовательно реализуется принцип состязательности. В этом суде, в отличие от других судов, во всех случаях обязательно участие в рассмотрении дела прокурора в качестве государственного обвинителя, защитника, а также самого подсудимого. Суд присяжных рассматривает дела, отнесенные, согласно ст. 30 УПК, к подсудности областных, краевых и приравненных к ним судов. В их числе дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде смертной казни.

      В настоящее время действует ФЗ от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в ред. от 31 марта 2005 г.).

       В Законе содержатся положения о порядке составления общих и запасных списков присяжных заседателей и направления их в суд и о сроке, на который гражданин призывается к исполнению обязанностей присяжного заседателя, гарантиях независимости и неприкосновенности присяжного заседателя, оплаты его труда, ответственности лиц, препятствующих присяжному заседателю в исполнении его обязанностей. Установлено, в частности, что граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела. В Закон включено положение о распространении на присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, гарантий неприкосновенности судьи.

       Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Федерации. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 указанного ФЗ.

       На предварительном слушании дела, проводимом с участием сторон, судья, убедившись, что обвиняемый согласен на рассмотрение дела судом присяжных, рассматривает ходатайства сторон, исключает из разбирательства ходатайства, полученные с нарушением закона, определяет день предстоящего судебного заседания, дает аппарату указание обеспечить путем случайной выборки явку в суд не менее чем 20 присяжных заседателей.

    Процессуальные  нормы, регламентирующие производство в суде присяжных, содержатся в гл. 42 разд. XII УПК. Эта глава начинается со ст. 324, устанавливающей, что производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

       В названной главе, состоящей из 30 статей, рассматриваются особенности проведения предварительного слушания, составление предварительного списка присяжных заседателей, подготовительная часть судебного заседания, формирование коллегии присяжных заседателей, замена присяжного заседателя запасным, роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду тенденциозности состава, старшина присяжных заседателей, принятие присяжными заседателями присяги, права присяжных заседателей, особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей, прения сторон, реплики сторон и последнее слово подсудимого, постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, содержание вопросов присяжным заседателям, напутственное слово председательствующего, тайна совещания присяжных заседателей, порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате, вынесение вердикта и др.

      Требование обязательного предоставления обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей установлено статьей 20 Конституции (см. комм. к этой статье, а также Постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1999 г. N 3-П).

          Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное  дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи  о рассмотрении уголовного дела с  участием присяжных заседателей  является окончательным. Последующий  отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных  дел с участием присяжных заседателей  федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах  городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

     В списки присяжных заседателей включаются граждане России, достигшие 25 лет. Основой  для составления списков присяжных  заседателей являются списки избирателей  или участников референдума.

     Закон предусматривает ряд условий, при  которых граждане могут быть исключены  из списка присяжных заседателей.

     Условия исключения присяжных заседателей  из списка можно подразделить для  удобства их рассмотрения и запоминания  на 4 группы.

     Первую  группу составляют условия, когда лица:

  1. не внесены в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
  2. не достигли 25 летнего возраста;
  3. лица, имеющие не погашенную или не снятую судимость;
  4. лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

     Учтено, что на выполнение полномочий перечисленной  группой лиц могут влиять указанные  обстоятельства. Исключение этой группы лиц производится без учета волеизъявления.

     Вторую  группу составляют условия, при которых  гражданин должен свое волеизъявление изложить письменно о невозможности  быть присяжным заседателем. Эти  заявления являются основанием для  исключения лиц из списков присяжных  заседателей:

Информация о работе Российский суд присяжных