Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:41, реферат
Само слово "прокуратура" появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных - прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте я рассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа, которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратура Российской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура Российской Федерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данного института государственной власти.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки появления прокуратуры в России……………………………4
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи………....9
3. Прокуратура СССР…………………………………………………………...14
4. Прокуратура Российской Федерации…………………………………….….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………….…26
В отличие от
ранее действовавшего Положения
о прокурорском надзоре в СССР
Закон четко определял
И последним
важным, на мой взгляд, законодательным
актом стало постановление
Несмотря на кратковременность
существования советской прокуратуры
по сравнению со своей имперской предшественницей,
массив законодательства в отношении
ее был неизмеримо больше, вследствие
этого и ограниченного в объеме курсового
проекта я смог лишь осветить основные
правовые акты, регулирующие деятельность
прокуратуры, в ущерб остальной ее истории.
Далее речь пойдет о последнем изменении
общественно-политического строя в нашей
стране, а точнее, что эти изменения внесли
в прокуратуру, ее законодательство и
систему.
4. Прокуратура в Российской Федерации
Первым нормативным правовым актом российского этапа развития прокурорского надзора, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры, стал Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Данный Закон вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в «Российской газете»). В ст. 1 Закона указывалось, что прокуратура России «осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности». К числу «направлений прокурорской деятельности» относились: надзор, участие прокуроров в расследовании уголовных дел судами, а также осуществление предварительного расследования (ст. 2). Статьями 7, 8, 9 этого же Закона предусматривались иные направления деятельности прокуратуры: участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления, участие в правотворческой деятельности, рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Статьей 10 данного Закона определялась система органов прокуратуры.
В разделе III (главы 1-3) Закона определялись предмет надзора, полномочия прокурора по следующим трем видам прокурорского надзора: надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими правовые акты соответствовали законам; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
В связи с
обострением «политической
На этом можно
завершить обзор периода
Он начался 2
января 1991 г. и завершился 21 сентября
1993 г., когда был принят Указ Президента
РФ «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации».
В этот период продолжала действовать
Конституция РСФСР 1978 г., в которую
вносились изменения и
С момента принятия указа от 21 сентября 1993 г. начался второй период российского этапа развития прокурорского надзора (продолжающийся до ныне), условно назовем его «конституционным». В соответствии с выше упомянутым Указом Генеральный прокурор РФ назначался Президентом РФ и был ему подотчетен.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, в связи с чем была изменена редакция Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. 1, Прокуратура Российской Федерации представляла «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов». Было отмечено, что (помимо надзора) прокуратура России выполняет и иные функции. Законом впервые устанавливался «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций». После вступления России в Совет Европы Генеральному прокурору рекомендовалось «усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы». 24 мая 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации. Частью 2 ст. 294 УК РФ устанавливалась уголовная ответственность за вмешательство «в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела». Также в уголовном порядке преследовалось посягательство на жизнь прокурора, следователя, «совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность» (ст. 295 УК РФ). Предусматривалась уголовная ответственность и за клевету в отношении прокурора, следователя (ч. 2-3 ст. 298 УК РФ).
Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 было утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации. Существенные изменения были внесены Федеральным законом РФ от 23 декабря 1998 г. в Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, был дополнен перечень видов прокурорского надзора - «надзор за исполнением законов судебными приставами».
Дальнейшее реформирование законодательства о прокуратуре увязывается с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим Указом, территория России была подразделена на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июня 2000 г. был переименован в Южный федеральный округ (см.: СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2748)., Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Соответственно приказом Генерального прокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» от 5 июня 2001 г. № 98, подобные управления были созданы во всех округах, кроме Северо-Кавказского. В последнем, функции управления Генеральной прокуратуры возлагались «на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе».
При выполнении
возложенных функций управления
Генеральной прокуратуры не подменяют
прокуратуры субъектов
Конец 2001 г. и
весь 2002 г. ознаменовались обновлением
кодифицированного
В трех из четырех
перечисленных кодексов законодатель
отказался от такого акта прокурорского
надзора, как протест. Теперь прокурор,
принимая участие в уголовном, арбитражном
и гражданском
Наконец, последние перемены в прокуратуре принесли летние изменения 2007 г. в закон «О прокуратуре РФ» и Уголовно Процессуальный Кодекс. Вследствие образования следственных комитетов, в том числе и при прокуратуре, прокуроры лишились возможности возбуждать уголовные дела, теперь они лишь дают на это согласие следователям.
Но на этом процесс
совершенствования
Заключение
Исторический
опыт показывает, что потребность
в таком государственном
Литература:
1)Конституция Российской Федерации
2)Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 22.11.2001
3)ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992
4)Ковязина Ю.А. Основы возникновения и существования надзорной власти в России. Законность. 2002. № 1, с. 2 - 8
5)Орлов Ю.Г. По стезе правды и законов (генерал-прокурор Державин). Законность. 1993. № 9 с.43
6)Кузнецов Д.В. Российская прокуратура: история и перспективы. Российский следователь. 2005. № 6, с. 17 - 29
7)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Бессарабов А.Н. М: 2006
8)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Винокуров Ю.Е. М: 2005
9)Прокурорский надзор. Учебник под ред. Галустян О.А. М: 2004
10)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Сухарев К.Р. СПб:2003
11)Прокурорский надзор в РФ. Учебник. Сост. Савенков С.В. М: 2001
12)Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре (сборник статей) Воронеж: 1983
13)Казанцев С.М. Роль прокуратуры в гражданском процессе дореволюционной России. Воронеж: 1988
14)Сборник законодательства Российской Империи. Т 3. Сост. Боликов Р.А. Новосибирск: 1995