Развитие прокуратуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Само слово "прокуратура" появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных - прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте я рассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа, которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратура Российской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура Российской Федерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данного института государственной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки появления прокуратуры в России……………………………4
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи………....9
3. Прокуратура СССР…………………………………………………………...14
4. Прокуратура Российской Федерации…………………………………….….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………….…26

Работа содержит 1 файл

3а.docx

— 42.44 Кб (Скачать)

В отличие от ранее действовавшего Положения  о прокурорском надзоре в СССР Закон четко определял полномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора, уточнял  сроки рассмотрения актов прокурорского  надзора и, что особенно важно, предусматривал обязательность исполнения органами и  должностными лицами требований прокуроров об устранении выявленных ими нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, о предоставлении актов и других необходимых документов, материалов и сведений, о проведении проверок, ревизий, выделение специалистов, о явке в прокуратуру и даче объяснений по поводу нарушений закона и другое.

И последним  важным, на мой взгляд, законодательным  актом стало постановление Президиума Верховного Совета СССР 29 мая 1980 г. «О структуре  Прокуратуры Союза ССР». 28 октября 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о  классных чинах работников органов  прокуратуры СССР.

Несмотря на кратковременность существования советской прокуратуры по сравнению со своей имперской предшественницей, массив законодательства в отношении ее был неизмеримо больше, вследствие этого и ограниченного в объеме курсового проекта я смог лишь осветить основные правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры, в ущерб остальной ее истории. Далее речь пойдет о последнем изменении общественно-политического строя в нашей стране, а точнее, что эти изменения внесли в прокуратуру, ее законодательство и систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Прокуратура в  Российской Федерации

Первым нормативным правовым актом российского этапа развития прокурорского надзора, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры, стал Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Данный Закон вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в «Российской газете»). В ст. 1 Закона указывалось, что прокуратура России «осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности». К числу «направлений прокурорской деятельности» относились: надзор, участие прокуроров в расследовании уголовных дел судами, а также осуществление предварительного расследования (ст. 2). Статьями 7, 8, 9 этого же Закона предусматривались иные направления деятельности прокуратуры: участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления, участие в правотворческой деятельности, рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Статьей 10 данного Закона определялась система органов прокуратуры.

В разделе III (главы 1-3) Закона определялись предмет надзора, полномочия прокурора по следующим трем видам прокурорского надзора: надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими правовые акты соответствовали законам; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В связи с  обострением «политической конфронтации в обществе, усилением сепаратизма, национализма, преступности» Указом Президента РФ от 20 марта 1993 г. была подчеркнута  обязанность высшего должностного лица государства создавать необходимые условия «для нормальной работы судов и прокуратуры». В соответствии с Законом РФ от 28 апреля 1993 г. на федеральные органы государственной охраны была возложена обязанность обеспечения безопасности Генерального прокурора РФ. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 июня 1993 г. было утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации. Законом РФ от 21 июля 1993 г. был определен перечень Учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

На этом можно  завершить обзор периода существования  прокуратуры, условно именуемый  некоторыми авторами «предконституционным» .

Он начался 2 января 1991 г. и завершился 21 сентября 1993 г., когда был принят Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации». В этот период продолжала действовать  Конституция РСФСР 1978 г., в которую  вносились изменения и дополнения. Прокуратура, являясь самостоятельным  государственным органом, осуществляла направления деятельности. Важнейшее  место среди них отводилось надзору.

С момента принятия указа от 21 сентября 1993 г. начался  второй период российского этапа  развития прокурорского надзора (продолжающийся до ныне), условно назовем его «конституционным». В соответствии с выше упомянутым Указом Генеральный прокурор РФ назначался Президентом РФ и был ему подотчетен.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция  РФ, в связи с чем была изменена редакция Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии со ст. 1, Прокуратура Российской Федерации представляла «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов». Было отмечено, что (помимо надзора) прокуратура России выполняет и иные функции. Законом впервые устанавливался «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций». После вступления России в Совет Европы Генеральному прокурору рекомендовалось «усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы». 24 мая 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации. Частью 2 ст. 294 УК РФ устанавливалась уголовная ответственность за вмешательство «в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела». Также в уголовном порядке преследовалось посягательство на жизнь прокурора, следователя, «совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность» (ст. 295 УК РФ). Предусматривалась уголовная ответственность и за клевету в отношении прокурора, следователя (ч. 2-3 ст. 298 УК РФ).

Указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659 было утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации. Существенные изменения были внесены Федеральным законом РФ от 23 декабря 1998 г. в Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, был дополнен перечень видов прокурорского надзора - «надзор за исполнением законов судебными приставами».

Дальнейшее реформирование законодательства о прокуратуре  увязывается с Указом Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе». Этим Указом, территория России была подразделена на семь федеральных  округов: Центральный федеральный  округ, Северо-Западный федеральный  округ, Северо-Кавказский федеральный округ В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июня 2000 г. был переименован в Южный федеральный округ (см.: СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2748)., Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Соответственно приказом Генерального прокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» от 5 июня 2001 г. № 98, подобные управления были созданы во всех округах, кроме Северо-Кавказского. В последнем, функции управления Генеральной прокуратуры возлагались «на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе».

При выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры не подменяют  прокуратуры субъектов Российской Федерации, а взаимодействуют с  ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для  устранения нарушений законности, полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно, либо имеются иные причины и обстоятельства. Таким образом, управление Генеральной  прокуратуры РФ в федеральном  округе является новым звеном прокуратуры.

Конец 2001 г. и  весь 2002 г. ознаменовались обновлением  кодифицированного законодательства. Так, Государственной Думой ФС РФ 22 ноября 2001 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс российской Федерации, 20 декабря 2001 г. - Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, 14 июня 2002 г. - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 23 октября 2002 г. - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

В трех из четырех  перечисленных кодексов законодатель отказался от такого акта прокурорского  надзора, как протест. Теперь прокурор, принимая участие в уголовном, арбитражном  и гражданском судопроизводстве, вправе принести представление. Лишь в  административном судопроизводстве законодатель сохранил прежнюю форму прокурорского реагирования - протест.

Наконец, последние  перемены в прокуратуре принесли летние изменения 2007 г. в закон «О прокуратуре РФ» и Уголовно Процессуальный Кодекс. Вследствие образования следственных комитетов, в том числе и при прокуратуре, прокуроры лишились возможности возбуждать уголовные дела, теперь они лишь дают на это согласие следователям.

Но на этом процесс  совершенствования законодательства о прокуратуре не заканчивается, и пока нет основания для ограничения  второго периода российского  этапа развития прокурорского надзора  какой-либо датой. 
 
 
 
 

Заключение

Исторический  опыт показывает, что потребность  в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций  и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном  устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась  и использовалась как действенный  инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности. Российская прокуратура  прошла сложный исторический путь развития. Предназначение прокуратуры в России в силу особенностей российской государственности  изначально отличалось от зарубежных образцов. Основная функция прокуратуры - надзор за исполнением законов - является исторически обусловленной, доказавшей своё важное значение как гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1)Конституция Российской Федерации

2)Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 22.11.2001

3)ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992

4)Ковязина Ю.А. Основы возникновения и существования надзорной власти в России. Законность. 2002. № 1, с. 2 - 8

5)Орлов Ю.Г. По стезе правды и законов (генерал-прокурор Державин). Законность. 1993. № 9 с.43

6)Кузнецов Д.В. Российская прокуратура: история и перспективы. Российский следователь. 2005. № 6, с. 17 - 29

7)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Бессарабов А.Н. М: 2006

8)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Винокуров Ю.Е. М: 2005

9)Прокурорский надзор. Учебник под ред. Галустян О.А. М: 2004

10)Прокурорский надзор. Учебник. Сост. Сухарев К.Р. СПб:2003

11)Прокурорский надзор в РФ. Учебник. Сост. Савенков С.В. М: 2001

12)Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре (сборник статей) Воронеж: 1983

13)Казанцев С.М. Роль прокуратуры в гражданском процессе дореволюционной России. Воронеж: 1988

14)Сборник законодательства Российской Империи. Т 3. Сост. Боликов Р.А. Новосибирск: 1995

Информация о работе Развитие прокуратуры в России