Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:41, реферат
Само слово "прокуратура" появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных - прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте я рассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа, которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратура Российской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура Российской Федерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данного института государственной власти.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки появления прокуратуры в России……………………………4
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи………....9
3. Прокуратура СССР…………………………………………………………...14
4. Прокуратура Российской Федерации…………………………………….….20
Заключение………………………………………………………………………25
Литература…………………………………………………………………….…26
Первым министром
юстиции России и одновременно генерал-прокурором
стал знаменитый русский поэт Г. Р. Державин.
На этом посту он пробыл немногим более
года, однако именно им было положено начало
разработке и правовому закреплению
принципов прокурорского
А после была
судебная реформа 1864 г., которая закрепив
основополагающие принципы деятельности
прокуратуры, вместе с тем ограничила
ее только вопросами судебного ведомства,
а именно: уголовными, гражданскими
делами и судебным управлением. В
последующем на прокуратуру были
возложены и различные
Проанализируя подробней Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г., можно сказать, что он являлся кодифицированным актом, в котором был урегулирован порядок уголовного судопроизводства. В указанном нормативном правовом акте использовался термин «прокурорская власть» (например, ст. 511). Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовного преследования. Они возбуждали уголовные дела (ст. 297), однако сами предварительного следствия не осуществляли (ст. 278). При рассмотрении уголовных дел в судах прокуроры и товарищи прокуроров в качестве одной из сторон пользовались равными правами с подсудимыми и их защитниками как другой стороной, т.е. обеспечивалась состязательность уголовного процесса.
Порядок гражданского судопроизводства регулировался «Основными положениями гражданского судопроизводства» 1862 г. и Уставом гражданского судопроизводства. Участвующий в этом виде судопроизводства прокурор осуществлял функцию надзора за рассмотрением гражданских дел в присутственных местах губерний и в Сенате. Этот надзор по сравнению с надзором за рассмотрением уголовных дел имел ограниченный характер и «состоял в основном из просмотра журналов поднадзорных государственных органов. Обо всех замеченных в журналах нарушениях закона прокурор должен был уведомлять губернское начальство и Министерство юстиции. Протест прокурора не мог приостановить исполнение принятого соответствующими органами решения по делу».
Последующие изменения в систему прокуратуры, как и в жизнь всей страны, привнесло постановление Временного правительства «О провозглашении России республикой», где было объявлено, что «государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскую республику». В состав Временного правительства как правопреемника Совета Министров и как органа исполнительной власти входил обер-прокурор Святого Синода, что было закреплено в постановлении Временного комитета Государственной Думы от 2 марта 1917 г. и подтверждено в Декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г.
Ну что ж, как
говаривал один любитель театральных
постановок, в другое время и в
другой стране: «король умер - да здравствует
король». На этой ноте Российская Империя
отправилась в Лету, а вслед
за ней и имперская прокуратура,
которой вскоре было суждено возродиться,
хоть и в несколько измененном
виде, под красным флагом тогда
еще не победившего социализма. Об
этом, пусть и коротком, в сравнении
с предыдущим, но не менее важным
этапом существования прокуратуры,
речь пойдет в следующей главе.
3. Прокуратура СССР
26 октября 1917
г. принято считать началом
смены эпох. Именно в этот день
II Всероссийский съезд Советов
принял постановление «Об
Постановлением
Народного комиссариата юстиции
«Об избрании Советами рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов комиссаров
юстиции впредь до создания постоянных
судебных установлений и об обязанностях
избранных комиссаров» от 19 декабря
1917 г. в связи с упразднением различных
институтов, в том числе и прокурорского
надзора, было предписано «немедленно
избрать комиссаров юстиции». Инструкцией
НКЮ «О революционном трибунале,
его составе, делах, подлежащих его
ведению, налагаемых им наказаниях и
о порядке ведения его
Но датой воссоздания российской прокуратуры, большинство авторов считают 28 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета утвердила Положение о прокурорском надзоре. Этим Положением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан; опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений; возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы; наблюдение за деятельностью органов, производящих расследование; поддержание государственного обвинения в суде, а также наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В соответствии с Положением во главе прокуратуры стоял Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным Комиссаром юстиции. Организационно прокуратура входила в состав Народного Комиссариата юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокуроров в соответствии с Положением производилось Прокурором Республики.
Особенность развития законодательства о прокурорском надзоре состояла в том, что длительное время структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основном регулировались законодательством о судоустройстве. Важное значение для развития прокурорского надзора имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г. В соответствии с этим Положением Прокурор Верховного Суда Союза ССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял в союзном масштабе надзор за законностью деятельности ОГПУ. Хотя отдельные полномочия Прокурора Верховного Суда Союза ССР распространялись на прокуроров союзных республик, последние в его подчинении не находились. В союзных республиках прокуратура строилась на началах централизации с подчинением Прокурору Республики всех нижестоящих прокуроров.
Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССР. В соответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР для непосредственного руководства органами военной прокуратуры была образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором - старшим помощником Прокурора Союза ССР. Прокуратура была выведена из состава Верховного Суда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.
Постановлением
ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об
образовании Народного
Важной вехой
в дальнейшем развитии законодательства
о прокурорском надзоре явилось
утверждение Президиумом
В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора - опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов (ст. 13, 23, 25). Положение обязывало также прокуроров (ст. 16) вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушения закона и причин, способствующих этим нарушениям. Специальная глава Положения закрепляла структуру органов прокуратуры, регулировала порядок назначения и прохождения службы работниками прокуратуры.
24 февраля 1964
г. Президиум Верховного
Основополагающие
положения о прокурорском надзоре
были закреплены в Конституции СССР,
принятой Верховным Советом СССР
в 1977 г. В ней в отличие от ранее
действовавшей Конституции
Общесоюзным законодательным
актом, регулирующим прокурорский надзор,
стал Закон о прокуратуре СССР,
принятый Верховным Советом СССР
30 ноября 1979 г. Он является по своей
юридической природе актом