Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Изучение курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» входит в учебные программы большинства высших юридических учебных заведений. Курс «Прокурорский надзор» включает в себя знания об основных принципах организации и деятельности прокуратуры, об истории ее возникновения и развития, о месте и роли прокуратуры в государстве.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия.docx

— 21.36 Кб (Скачать)

Вмешательство в  законную деятельность органов прокуратуры  влечет за собой установленную законом  ответственность. 

Органы прокуратуры  принимают меры, направленные на обеспечение  единства законности и укрепление правопорядка, устранение нарушений законности и  привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций. Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. 

Цель прокурорского  надзора — это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом. 

Главная цель прокуратуры  — борьба с любыми нарушениями  законности. 

Цели и задачи прокурорского надзора тесно  связаны между собой, к ним  можно отнести: 

1) надзор за исполнением  законов, а также за соответствием  законам издаваемых правовых  актов; 

2) надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина; 

3) обеспечение верховенства  закона; 

4) обеспечение защиты  охраняемых законом интересов  общества и государства; 

5) обеспечение единства  и укрепления законности; 

6) участие в правотворческой  деятельности; 

7) координацию деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью; 

8) уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством РФ; 

9) участие в рассмотрении  дел судами. 

Задачи прокурорского  надзора различаются между собой  по содержанию, средствам решения, компетенции  органов прокуратуры. Все задачи прокурорского надзора условно  могут быть разделены на три вида: общие, специальные и конкретные. 

Общие задачи прокурорского  надзора определены Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и рядом  иных нормативных актов. Эти задачи подлежат разрешению каждым прокурором, выполняющим надзорные функции  прокуратуры. 

Специальные задачи прокурорского надзора определены конкретным направлением (отраслью) прокурорского  надзора, а также компетенцией прокурора  в каждом конкретном случае. 

Конкретные задачи прокурорского надзора различаются  в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

Первое высшее образование  в МИЭМП по 9 специальностям дистанционно: 11900 руб. в семестр, 6 лет 

1.4.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ. 

При выполнении каких-либо легальных задач во всем мире исполнители  руководствуются определенными  началами, выход за пределы которых  не будет отвечать общепринятым нормам общества. По общему правилу такие  основополагающие начала принято называть принципами. 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры —  это наиболее общие, руководящие  положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Под этим понимаются обязательные для  любого прокурора и прокурорского  работника принципы, которые реализуются  в процессе организации и осуществления  главной функции прокуратуры  — прокурорского надзора. 

К ним относятся  закрепленные в ст.129 Конституции  РФ и ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»  следующие принципы: 

Принцип законности, является важнейшим общеправовым началом  не только всех юридических дисциплин, но и деятельности всех субъектов  правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Для органов прокуратуры этот принцип выступает главенствующим в их деятельности, поскольку он направлен на достижение главной  цели прокуратуры — обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности. К тому же для прокуратуры  принцип законности означает обеспечение  его требований в деятельности самих  органов прокуратуры. Решению этой задачи способствует совокупность норм, составляющих требования к лицам, назначаемым  на должности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных  качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности  прокуроров разных уровней, а также  порядок назначения на должности, аттестации прокурорских работников. 

Принцип единства прокурорского  надзора. Согласно ст.129 Конституции  РФ прокуратура — единая федеральная  система территориальных, специализированных (военные, транспортные, природоохранные  и др.) прокуратур, которые подчиняются  единому центру — Генеральной  прокуратуре РФ. Принцип единства прокурорского надзора выражается: 
 

в единстве целей  и общих задач осуществления  прокурорского надзора в стране; 
 

в единстве полномочий прокуроров всех уровней по выявлению  правонарушений и реагирования на них; 
 

в единообразии форм организации и деятельности всех прокурорских органов; 
 

в едином для всех звеньев прокуратур законодательстве для осуществления прокурорского  надзора; 
 

в едином внутреннем содержании прокурорского надзора  — проверке исполнения требований законов и устранения правонарушений; 
 

в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных  с прокурорским надзором; 
 

в единоначалии прокуроров, которое предполагает жесткую вертикаль  власти (Генеральная прокуратура  — районный прокурор); в централизации  системы; 
 

в единой системе  прокуратуры (не допускается создание и деятельность на территории страны прокуратур, которые не входят в  единую систему п.3 ст.11 ФЗ «О прокуратуре  РФ»). 

Принцип независимости. Согласно ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов  государственной власти субъектов  РФ, местного самоуправления, иных органов  и общественных организаций и  объединений — это положение  закона имеет принципиальное значение. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную  деятельность каких бы то ни было федеральных  или местных органов. Сущность этого  принципа заключается в том, что  каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных  на него обязанностей руководствуется  законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Следовательно, по замыслу законодателя прокуратура  может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуратуры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления ст.5 ФЗ «О прокуратуре РФ», однако, не исключая при этом взаимодействие с ними. Особо следует подчеркнуть политическую независимость прокурора. П.4 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» содержит запрет на членство прокуроров в общественных организациях и политических партиях, а также создание их в органах прокуратуры. 

Принцип гласности. Согласно ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о  государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Нормативное  ограничение принципа гласности  определяется нормами Конституции  РФ, а также нормами федерального законодательства (ч.1 ст.23 Конституции  РФ — личная тайна; Закон РФ «О государственной  тайне» — ст.5; ГК РФ — ст.857 — банковская; ст.946 — страхование; п.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре  РФ» специально охраняемые законами тайны — следственная, врачебная, совещательной комнаты в суде, нотариальная и т.д. 

Принцип гласности  состоит в обязанности Генерального прокурора ежегодно представлять в  Федеральное собрание доклад о состоянии  законности и правопорядка и собственный  отчет о проделанной работе по их укреплению. Реализуется этот принцип  созданием самостоятельных структурных  подразделений по информированию населения. Для Генеральной прокуратуры  — это Центр информации и общественных связей. Все это способствует информированности  органов государственной власти и местного самоуправления, общества о состоянии законности и правопорядка в стране и на местах, повышению  уровня правосознания населения  и, в конечном счете, укреплению законности и недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Информация о работе Прокурорский надзор