Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

ущность прокурорского надзора состоит в том,что:

1)Прокурорский надзор самостоятельный специфический вид законодательной деятельности,которая является исключительной компитенцией органов прокуратуры.

2)Прокурорский надзор осуществляется от имени государства.

3)Прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов,действующих на территории РФ.

4)Прокурорский надзор обеспечивает выявление,пресечение и предупреждение правонарушений,востановление нарушенной законности,привлечение виновных и ответственность.

Содержание

Введение.

1.Понятие и сущность общего надзора прокуратуры.

2.Задачи,стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзора.

3.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов. Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

Введение.

В современных условиях функционирования прокуратуры все  более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора  в России.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре  Российской Федерации"

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных  форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и  судебной. На это обстоятельство прямо  указывает Закон «О прокуратуре». Согласно ст.4 п.2 данного закона, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Все это свидетельствует  о актуальности работ по изучению вопросов о сущности прокурорского надзора.

Предметом исследования в данной работе явилось понятие  прокурорского надзора, а также  рассмотрения вопросов связанных с  основными направлениями прокурорского  надзора и его правовым регулированием. 

Содержание.

Введение.

1.Понятие  и сущность общего надзора  прокуратуры.

2.Задачи,стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзора.

3.Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов.      Заключение.

Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  и сущность общего  надзора прокуратуры.

       Общий надзор — это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

       Два направления деятельности органов прокуратуры: надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — традиционно именуются общим надзором.

       Сущность общего надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления.

        Сущность прокурорского надзора  состоит в том,что:

1)Прокурорский  надзор самостоятельный специфический  вид законодательной деятельности,которая является исключительной компитенцией органов прокуратуры.

2)Прокурорский  надзор осуществляется от имени  государства.

3)Прокурорский  надзор заключается в проверке  правильности соблюдения и исполнения  законов,действующих на территории РФ.

4)Прокурорский  надзор обеспечивает выявление,пресечение и предупреждение правонарушений,востановление нарушенной законности,привлечение виновных и ответственность. 

 

2.Задачи,стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзорв

         Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

        Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.

1.  Задачи  по обеспечению единства правового  пространства в государстве:

достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

обеспечение соответствия издаваемых на территории государства  нормативно-правовых актов Конституции  и федеральному законодательству;

гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства  путем подачи исков в арбитражные  и гражданские суды.

2.  Задачи  по осуществлению борьбы с  преступностью:

обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной  ответственности за совершенные  преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления  органами прокуратуры от имени государства  уголовного преследования, в том  числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с  преступностью;

обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания  или иных мер принудительного  характера.

3.  Организационные  задачи:

обеспечение оперативного поступления информации об имеющих  место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

установление  эффективного сотрудничества с правоохранительными  органами других стран для обеспечения  эффективности уголовного преследования  транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся  за рубежом; организации обмена положительным  опытом работы между прокуратурами  различных стран;

обеспечение населения  достоверной информацией о состоянии  законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

подготовка высококвалифицированных  кадров для структур органов прокуратуры  РФ; организация работы по повышению  их квалификации с привлечением для  этого как ученых, так и опытных  практических работников прокуратуры.

Решение стоящих  перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции  и исполнением законов;

осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в соответствии с процессуальным законодательством  РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и  постановлений судов;

рассмотрение  и разрешение в органах прокуратуры  заявлений, жалоб и иных обращений  граждан;

участие прокуратуры  в правотворческой деятельности;

участие прокуроров в заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

организация издания  специальной литературы;

обеспечение прямых связей в пределах предоставленной  компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных  договоров РФ;

осуществление деятельности по подготовке и повышению  квалификации прокурорско-следственных кадров. 

 

3.Полномочия  прокурора по надзору  за исполнением  законов.

       Для успешного осуществления прокурорского  надзора за исполнением законов  прокуроры наделены определенными  правами и несут установленные  законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского  надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

       Первая  группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением 
законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и 
способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление 
виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о 
прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно 
входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор.

Для вхождения  на территорию и в помещения особо  режимных (секретных) объектов прокурору  необходимо иметь соответствующий  до- 
пуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами, 
содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тай- 
не, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска.

Знакомясь с подобными документами и  материалами, изучая их, он 
обязан соблюдать установленные правила обращения с ними. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

       Требовать от руководителей органов за исполнением  законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений. 
Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от 
руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или 
лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим 
должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии  законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и 
предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные 
документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы 
непосредственно в прокуратуру, в другом — знакомится с ними по месту 
их хранения во время проведения соответствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

       Требовать от руководителей органов, перечисленных  в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения  специалистов для выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления  надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста  как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. Привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, 
чаще занимающие должности государственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного 
специалиста.

Информация о работе Прокурорский надзор